Во вторник в Министерстве транспорта размышляли над задачей, которую президент озвучил на одном из прошлогодних госсоветов. Сделать так, чтобы в России не осталось медвежьих углов - заброшенных, отрезанных от больших дорог регионов. Первый вице-премьер Иванов сказал, что корни экономического, социального и даже культурного неравенства россиян кроются в неравномерном развитии российского транспорта. Чтобы уравнять возможности всех регионов, в стране будет создана единая транспортная система большой пропускной способности.
Ежегодно на дорогах Москвы прибавляется 120 тысяч автомобилей. Столица задыхается от пробок и перенаселенности. В то время как все больше территорий становятся просто безлюдными. Катастрофическая пропасть между инфраструктурами различных регионов привела к тому, что во многих уголках России люди практически лишились одного из главных прав - права на передвижение.
По данным Минтранса, около 28 тысяч населенных пунктов, в которых проживает более 12 миллионов человек, вообще не имеют круглогодичной связи с основными наземными коммуникациями. Ситуация, по словам Сергея Иванова, порой доходит до абсурда. Часто человек, живущий, например, за Уралом, просто не может попасть из одного региона в другой, так как между ними отсутствует прямое сообщение. Вот и едет через Москву.
"Более того, москвичу иногда проще посетить любой город мира, чем жителю российской глубинки добраться до райцентра. Транспортное неравенство. Естественно, люди не хотят мириться с таким положением дел и перебираются поближе к цивилизации", - объясняет Сергей Иванов.
Некоторые регионы, такие как Дальний Восток и Калининград, вынуждены свою экономику все больше ориентировать на сопредельные государства. Поэтому в числе приоритетных проектов именно эти регионы.
Уже через неделю в дополнение к паромной переправе открываются регулярные авиарейсы на Калининград. Причем билеты будут в два раза дешевле, чем в купейном вагоне. Наконец, началось строительство автомобильной дороги между Читой и Хабаровском. А это уже эпохальное событие для России.
"Ни в Российской империи, ни в Советском Союзе не было такой дороги. Впервые в истории страны дорога объединит всю Россию - от Владивостока до Калининграда", - говорит Сергей Иванов.
Самая большая проблема национального масштаба - ужасные дороги. Решить ее, считают в правительстве, можно только всем миром - одному государству это не потянуть. Надо привлекать частный бизнес, предложив ему выгодные условия. В том числе и для строительства платных дорог.
"Концессии, которые подключат частный бизнес, уже доказали - на один рубль, вложенный государством, приходиться еще четыре рубля инвестиций", - рассказывает первый вице-премьер.
Дороги, конечно, важны, но для такой огромной страны еще важнее авиационное сообщение и, прежде всего, его доступность и безопасность. В 2008 году из авиапарка окончательно выведут устаревший Ту-134, а на его место должен прийти Superjet 100 - новейший российский ближнемагистральный самолет. На нем будет установлен уникальный двигатель, по мощности и экономичности он не имеет аналогов в мире. Его испытания уже завершены, так что уже в 2008 году первые лайнеры начнут регулярные рейсы.
Из 300 отечественных авиакомпаний только 20 можно считать крупными. Большинство же имеют по одному-два самолета. Такие компании просто неспособны выплачивать страховые выплаты по европейским стандартам, которые теперь установлены и для отечественных авиаперевозчиков. Правда, пока это решение в силу не вступило. "К сожалению, нас не поддерживает Минфин, у нас есть разногласия", - объясняет министр транспорта Игорь Левитин. "Мы же договорились, что компании, которые не могут выплачивать 75 тысяч евро как в Европе, автоматически лишаются лицензии", - недоволен проволочкой Сергей Иванов.
Так что атаку на транспортное неравенство решено начать по всем фронтам. А пока глава Минтранса заявил, что в ближайшее время может быть принято решение о введении платы за въезд автомобилей в центральную часть крупных городов.