В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Левитин: Правительство не хочет оконфузиться на дорогах Назад
Игорь Левитин: Правительство не хочет оконфузиться на дорогах
Быть или не быть в России платным дорогам? Быть. И ждать осталось недолго. Кабинет министров обсудил стратегию развития транспорта. Ставка сделана на партнерство государства и частного бизнеса. Первым проектом с участием частного капитала станет строительство платной скоростной автотрассы Москва - Санкт-Петербург - Хельсинки.

Будут ли частные инвесторы вкладывать деньги в развитие транспортной инфраструктуры России и что для этого должно сделать государство, появятся ли в стране платные автодороги - эти вопросы обсуждали сегодня члены правительства. По предложению Министерства транспорта, решено опираться на опыт других стран и привлекать частный капитал.

Когда премьер Михаил Фрадков вошел в зал, лица у присутствующих были в основном напряженные. Впрочем, как еще можно было выглядеть накануне обсуждения почти вечной российской темы - дорог. Премьер обстановку постарался разрядить, ударив по бездорожью главным тезисом: государство и бизнес в строительстве магистралей должны стать партнерами, и тогда гражданам будет хорошо ездить, а предпринимателям - спокойнее жить.

"Есть понимание бизнесом, что он участвует в решении крупных экономических, социально значимых проектов, - отметил Фрадков. - Но при этом бизнес ставит вопросы перед государством о необходимости дать рынку ясные ориентиры".

На трибуне - руководитель Минтранса Игорь Левитин, по статусу главный борец с бездорожьем. Рисует схему: дорога из пункта А в пункт Б. Деньги в строительство вкладывает бизнес. Он же будет иметь право на освоение придорожной земли с ресторанами, гостиницами и так далее. Дорогу, конечно, приватизировать никто не даст, но затея эта для бизнеса явно не убыточная - не то, что сейчас.

"Известно, что новая дорога увеличивает стоимость земель и имущества, генерирует мощные потоки потребительского спроса. Однако сейчас у нас сложилась ситуация, когда дорогу строят одни, а все эффекты от ее создания получают другие", - заметил Левитин.

Глава правительства подчеркнул, что настало время конкретных проектов. О таких предложениях и шла речь в докладе министра транспорта Игоря Левитина: транспортные коридоры Север - Юг и Запад - Восток, строительство скоростных автомагистралей в европейской части России и просто дорог там, где их до сих пор нет, развитие портовых инфраструктур и строительство аэропортов, способных переварить стремительно возрастающий грузопассажирский поток.

Особая тема - платные дороги. По словам Левитина, планируются 650 километров новой многополосной магистрали Москва - Петербург - Хельсинки, платные подъезды к аэропортам "Шереметьево" и "Домодедово", головной участок трассы от Москвы до Минска. Левитин готов был продолжать перечисление. Но премьер постепенно мрачнел. Он-то знал, что это все лишь предложения, деньги же бизнесмены дают только под оформленные проекты.

Первоочередным проектом Минтранс называет строительство магистрали Москва - Санкт-Петербург - Хельсинки.

"Около шести точек пересечения будет со старой дорогой, но они все пройдут в разных уровнях. Выход из Москвы, из Санкт-Петербурга будет с других направлений. Ориентировочная стоимость проекта - 150 миллиардов рублей", - отметил Левитин.

"Грош цена всем этим вашим усилиям, если не будет просчитанных проектов с определенными критериями. А то мы эту тему подняли публично, так теперь еще и оконфузимся", - сказал Фрадков.

Министр финансов Алексей Кудрин в целом поддержал идею строительства платных дорог, но призвал действовать с умом и выделять средства только на хорошо просчитанные проекты.

"У нас, как известно, существуют в стране две беды. Это такой известный образ. Но ошибочно предполагать, что, если вкладывать в дороги и необдуманно это делать, проблема ума решается автоматически", - считает Кудрин.

Премьер с таким подходом согласен. Он поручил Минтрансу и Минэкономразвития максимально ответственно подходить к выбору конкретных проектов, а Минфину выделить в 2005 году средства на сами проектные работы, чтобы на правительство выносились только реальные и эффективные разработки. Михаил Фрадков назвал развитие транспортной инфраструктуры задачей государственной важности и выразил надежду на то, что ошибок не будет.

"У нас еще не было опыта публичного совмещения бизнеса и государства. Непубличный, нелегальный был - кончался плохо. А мы хотим это сделать на законных основаниях, - заметил он, - и подтвердить, что у нас дураков мало, по крайней мере на уровне ответственности при принятии таких сверхважных решений".

До этого момента про дураков и дороги министры не вспоминали, но после речи Кудрина образ стал лейтмотивом. О решении проблемы двух "Д" говорил и вернувшийся в Белый дом Владимир Яковлев. Свою интерпретацию предложил и Михаил Фрадков. Премьер призвал к взвешенности.

В итоге с оговорками Минтранс поддержал законопроект о платных дорогах. В Думу его внесут хоть и не в октябре, но до конца года. За трассу Москва - Петербург, похоже, примутся в 2005-м.

Таким образом, результат заседания правительства даже не в перечне проектов. Их еще утверждать придется. Как сказал Фрадков, и бизнес, и чиновники сегодня получили ясный сигнал: правительство на дорожном фронте начинает активные действия. Надо делать выводы.

Игорь Кожевин
Вячеслав Тихомиров

07.10.2004
vesti.ru


Док. 340853
Перв. публик.: 07.10.04
Последн. ред.: 19.07.07
Число обращений: 436

  • Левитин Игорь Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``