В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Иванюк: От получки до получки Назад
Иван Иванюк: От получки до получки
В конце мая 2002 года Правительственная комиссия по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей при Правительстве Российской Федерации рассмотрела результаты мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей за 2001 год. О его результатах мы попросили рассказать первого заместителя министра труда и социального развития Российской Федерации, заместителя председателя правительственной комиссии Галину КАРЕЛОВУ.
- Галина Петровна, это исследование проводится уже третий год подряд. С чем это связано?
- Мониторинг проводится в соответствии со статьей 29 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а порядок его проведения конкретизирован постановлением правительства России от 27 февраля 1999 года No 232. В соответствии с этими документами военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей впервые выделены в отдельную категорию, в отношении которых разработана государственная система непрерывного наблюдения и анализа их социального положения. Раньше такому анализу подвергалось только положение в обществе семей, детей м инвалидов как наиболее социально уязвимых и вместе с тем социально значимых групп населения. На каком-то этапе стало ясно, что и военнослужащие оказались в числе наименее защищенных групп населения. Но когда не было обобщенных материалов, эти выводы делались, в основном, на основании частных примеров, эмоций. Поэтому проведение мониторинга оказалось очень полезным. Мы получили конкретные выкладки в сопоставлении с гражданским населением, а также с макроэкономическими показателями в социально-экономической сфере. А главное, пожалуй, то, что мы на основании исследований по итогам 1999 и 2000 годов смогли наблюдать все процессы в динамике. Мы убедились, что положение, в котором оказались военнослужащие и их семьи, действительно сложное.
Сферы ответственности за проведение мониторинга распределены следующим образом: по кадровым военнослужащим работу проводят Министерство обороны, МВД, Федеральная служба железнодорожных войск, ФСБ, ФПС, ФСО и ФАПСИ, по гражданам, уволенным в запас и отставку - Министерство труда с участием Госкомстата и других федеральных органов. Итоги мониторинга сначала рассматриваются на коллегиях соответствующих министерств и ведомств, а Минтруд обобщает результаты и представляет их в правительство.
- Расскажите, как проводится мониторинг?
- Как и любое социологическое исследование, оно ставит своей целью охватить достаточно широкий круг людей, чтобы результаты можно было считать достоверными с высокой степенью вероятности. Если говорить конкретно, то производится анкетирование и опросы более 12,8 тыс. военнослужащих, ветеранов военной службы и членов их семей во всех регионах страны с участием органов социальной защиты населения. В 2001 году проведено социологическое анкетирование более 3,6 тыс. семей военнослужащих (на 6,8 % больше, чем в 1999 году и на 12,4 % больше, чем в 2000 году). В составе опрошенных присутствуют в оптимальных пропорциях военнослужащие всех видов и родов войск, частей и органов специального назначения и пограничного контроля. При этом существует система единых показателей, согласованная со всеми силовыми структурами. Кроме того, делается акцент на те или иные проблемные вопросы, например, денежное довольствие, положение молодых офицеров и т. д. В следующем мониторинге, который будет проводиться по итогам 2002 года, мы планируем изучить проблемы военнослужащих, принимавших участие в "горячих" точках, а также семей, потерявших кормильца.
- Что можно сказать о социально-экономическом положении семей военнослужащих по итогам 2001 года?
- Начнем с денежного довольствия. В целом, с учетом инфляционных процессов, его уровень мало изменился по сравнению с 2000 годом. Последнее повышение окладов по воинским должностям и воинским званиям военнослужащих на 20 процентов с 1 декабря 2000 года компенсировало потери их денежных доходов от роста инфляции только в первом полугодии 2001 года. Резкого ухудшения материального положения семей военнослужащих удалось избежать только благодаря введению с начала года военнослужащим, проходящим службу по контракту, полной ежемесячной денежной компенсации за уплату ими подоходного налога. Своеобразным защитным механизмом оказалась действовавшая система льгот и компенсаций. Рост потребительских цен на товары и услуги в 2001 году составил 118,6 процента, что привело к увеличению стоимости льгот и компенсаций для среднестатистического военнослужащего, проходящего службу по контракту, с 1618 до 2020 рублей. Главным же успехом военно-социальной политики государства в прошлом году можно считать то, что была полностью ликвидирована задолженность по социальным и компенсационным выплатам за прошлые годы. Это придало положительную динамику индексу социального самочувствия военнослужащих, хотя и довольно слабую. Да и это, на наш взгляд, скорее всего, настроениями надежды и ожидания позитивных перемен, связанных с повышением их денежного довольствия с 1 июля 2002 года.
- Скажите, а проводились исследования отношения людей в погонах к этому повышению и отмены части льгот?
- Да проводились. Опрос показал, что 77,3 процента военнослужащих поддерживало идею приведения денежного довольствия военнослужащих в соответствие с уровнем оплаты труда федеральных госслужащих (среди старших офицеров - 84,7 процента, среди младших - 73,5). С отменой льгот и компенсаций картина обратная - 73,6 процента военнослужащих были против этого (старшие офицеры - 75,8 процента, младшие - 72,6).
- Как определялся доход семьи военнослужащего? Подтверждает ли мониторинг расхожее мнение о том, что основным источником денежных поступлений является денежное довольствие главы семейства?
- Да, доход, в основном, состоит из денежного довольствия военнослужащего и заработной платы членов его семьи, если они работают. Но мы рассматривали совокупный ежемесячный доход домохозяйства - сумму всех денежных и натуральных (в стоимостном выражении) поступлений, приобретенную всеми членами семьи. То есть сюда включались все выплаты военнослужащего; заработная плата и приработки супруги; дополнительный доход военнослужащего, подрабатывающего в свободное от службы время; доходы от сбережений по процентам, в том числе от имеющейся в распоряжении личной собственности, а также от индивидуальной трудовой деятельности, разрешенной для военнослужащих; доходы от предоставляемых государством льгот и компенсаций.
Можно отметить, что в структуре доходов в 2001 году отмечается снижение доходов, получаемых от сбережений (на 16%), а также от дополнительных приработков (на 19,3%). И если предыдущий мониторинг показывал довольно значительный рост реальных доходов, то сейчас покупательная способность семьи военнослужащего снизилась на 2,8 процента. В то же время по стране совокупные доходы населения в 2001 году по сравнению с предыдущим годом выросли на 34,7 процента, а номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного наемного работника (3262 рубля) впервые превзошла среднестатистическое денежное довольствие военнослужащего, проходящего службу по контракту (3198,5 рубля). И это при том, что интенсивность труда в армейских условиях значительно выше, чем "на гражданке".
Анализ показывает, что по уровню совокупных ежемесячных денежных доходов военные отстают от среднего уровня по стране. Без учета льгот и компенсаций - почти в два раза, с их учетом - на 19 процентов. Разрыв еще более ощутим для многодетных семей, семей младших офицеров, прапорщиков и мичманов, солдат-контрактников. По сути дела, по итогам 2001 года семьи военнослужащих попали в разряд малоимущих семей в Российской Федерации.
- А как выглядит реальный уровень жизни семей военнослужащих в соотношении с прожиточным минимумом?
- Прожиточный минимум в России в 2001 году составил 1524 рубля, а на одного члена среднестатистической семьи военнослужащего - 1733,1 рубля. Этот показатель выше, чем в среднем по стране в основном за счет отсутствия в семьях военнослужащих пенсионеров, наличия сравнительно большого числа детей в семьях военнослужащих и ростом числа холостяков в военных гарнизонах. По Министерству обороны прожиточный минимум выше всего в Дальневосточном, Сибирском, Приволжско-Уральском военных округах и на Черноморском флоте, а также в главных мегаполисах страны - Москве и Санкт-Петербурге.
Только 53,8 семей военнослужащих, проходящих службу по контракту, в 2001 году имели доходы выше прожиточного минимума. При этом положение в Министерстве обороны несколько лучше. К примеру, в Федеральной пограничной службе за "чертой бедности" находилось 57 процентов семей военнослужащих, во внутренних войсках МВД - 53 процента. Не намного лучше материальное положение семей военнослужащих МЧС, железнодорожных войск, МЧС России.
При этом в относительно лучшем положении оказались младшие офицеры, а также солдаты, сержанты и старшины, проходящие службу по контракту. Соответственно, лишь 30,2 и 38,9 процентов из них не дотянули до прожиточного минимума. Большинство из них не женаты и обеспечивают только свои потребности.
- Галина Петровна, поскольку вы затронули еще одну болезненную тему - демографическую, если можно, остановитесь на ней более подробно.
- Число женатых (замужних) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, последние три года стабильно и находится на уровне 73-76 процентов. Наибольшую тревогу в этом плане вызывает наметившаяся тенденция роста доли семейных пар и неполных семей с детьми, что позволяет охарактеризовать демографическую ситуацию в армейской среде как неблагоприятную. Отсутствие одного из родителей - преимущественно отца - крайне отрицательно сказывается на воспитании детей, вызывает у них чувство неполноценности и ущемленности.
Мониторинг показал, что 47 процентов младших офицеров в звании лейтенант и старший лейтенант холосты (в 2000 году - 44 процента). Что и говорить, женихи они не завидные с учетом тех перспектив, которые прекрасно осознают потенциальные невесты. Да и сами офицеры, реально оценивая свои финансовые возможности, не торопятся обзаводиться семьей. В 2001 году отмечается снижение уровня детности в семьях военнослужащих - с 1,34 в 1999 году и 1,32 в 2000 году до 1,22 ребенка на одну семью. Средний возраст детей военнослужащих по контракту составил 11,1 лет (за год до этого - 10,5 года). Естественно, этот показатель растет за счет уменьшения рождаемости.
Рождение ребенка в "военной" семье, как правило, приносит множество проблем. 69 процентов опрошенных офицеров, имеющих семью, заявили, что их жены вообще не работают или имеют временную работу. Большинство неработающих жен не имеют возможностей для трудоустройства, особенно в отдаленных гарнизонах. Многие из них не работают, так как заняты по уходу за малолетними детьми. А семья офицера с неработающей женой и одним ребенком объективно находится за чертой бедности.
- Есть данные, на что семья военнослужащего тратит свои сравнительно небольшие доходы?
- Мониторинговые исследования структуры денежных расходов семьи военнослужащего показывают, что за последние три года она не претерпела значительных изменений. Вместе с тем, как показывают расчеты, растет доля расходов на приобретение продуктов питания. Так, в 2001 году в среднестатистической семье военного они превысили 52 процента, в то время, как два года назад они составляли 44 процента. Связано это в первую очередь с ростом цен на продовольствие.
Уменьшить расходы на питание военнослужащих должен выдаваемый ежемесячно продовольственный паек. Но его объем, ассортимент и качество продуктов оставляет желать лучшего и мало кого удовлетворяет, разве что семьи, живущие в отдаленных гарнизонах, где особо выбирать не приходится. А основной массе семей военнослужащих приходится приобретать продукты питания в торговой сети, расходуя на это значительную часть семейного бюджета. Не произошло снижения доли расходов на питание и в этом году.
НАША СПРАВКА. Реальная стоимость общевойскового продовольственного пайка в сутки на 1 июля 2001 года составила 42 рубля 92 копейки. Однако законом "О федеральном бюджете на 2002 год" установлено, что в 2002 году выплата военнослужащим и приравненным к ним лицам денежной компенсации взамен продовольственного пайка производится в размере 20 рублей в сутки.
- А как обстоит дело с предметами длительного пользования?
- Здесь, конечно, многое зависит от того, сколько времени прослужил офицер или прапорщик, на каких должностях, сколько сменил гарнизонов и т. д. Как правило, всем семьи военнослужащих в той или иной степени обеспечены предметами домашнего обихода. Однако время их эксплуатации составляет зачастую 10-15 лет, особенно в семьях старших офицеров и прапорщиков. Практически в каждой такой семье есть холодильник и цветной телевизор. А вот у младших офицеров эти обязательные вещи домашнего обихода имеются соответственно только у 64 и 75 процентов семей. Показательно, что у них меняются и приоритеты: в молодых семьях при наличии денег в первую очередь приобретаются магнитофоны, телевизоры, бытовая техника и компьютеры. Именно по этой причине в семьях старших офицеров сейчас примерно вдвое больше таких вещей, как стиральная машина, мебельный гарнитур и ковровые изделия, чем у младших.
Наличие личного автомобиля у военнослужащих всегда было одним из ярких показателей достатка в семье. В 2001 году практически каждый третий старший офицер имел легковой отечественный автомобиль, еще около 13 процентов могли позволить себе содержать хоть не новую, но иномарку. Младшие офицеры на этом фоне выглядели скромнее - отечественная машина имелась в среднем у 16,5 процента опрошенных, а импортная подержанная - у 6 процентов.
Покупательная способность у военных сейчас очень низка. Только единицы из числа опрошенных смогли приобрести в 2001 году что-то из дорогих вещей. Если удавалось скопить деньги, то предпочтение отдавалось цветному телевизору (3,4%), холодильнику (2,7%), стиральной машине (2,4%) или музыкальному центру (2,3%). Большинство об этом и не мечтает. До 45 процентов опрошенных военнослужащих в течение 2001 года, как правило, отказывали себе в покупке необходимых продуктов питания, до 70 процентов - в приобретении необходимой одежды и обуви, 72 процента отказывались от посещения кино, театров и других развлечений. Для каждого второго военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, отсутствие денег в семье становилось причиной отказа от поездки на отдых с семьей во время отпуска, 48 процентов по этой же причине вынуждены были отказаться от лечения или восстановления здоровья. Вместе с тем эти цифры несколько ниже данных за 1999-2000 годы, когда из-за длительных задержек в выплате денежного довольствия многим семьям приходилось себе отказывать буквально во всем, чтобы как-то свести концы с концами.
- Галина Петровна, вы нарисовали в общем-то не очень радостную картину. Но ведь мало ее зафиксировать, должна быть и какая-то действенность от проведенных исследований...
- Конечно, в них не только фиксируется ситуация, но и вносятся конкретные предложения, которые потом рассматривает Правительственная комиссия по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Так, ее наработки, в основном, и легли в подготовку заседания Совета безопасности России 11 мая 2000 года, на котором были приняты решения о реформировании системы денежного довольствия и льгот военнослужащим. Фактически это было продиктовано обстоятельствами - дальше замораживать ситуацию было невозможно, поскольку на протяжении последних лет положение гражданского населения постоянно улучшалось, а военнослужащих - только ухудшалось. Это показал, прежде всего, мониторинг. Что еще очень важно: в 2000 году серьезное внимание социальному положению военнослужащих уделили субъекты Российской Федерации. 48 из них по нашей методике провели собственные исследования по военнослужащим запаса и их семьям. В 2001 году в проведение мониторинга включилось уже 80 республик, краев и областей. А когда есть объективная картина, тогда можно принимать и конкретные меры.
Я думаю, что мониторинг по итогам 2002 года даст уже совершенно иные показатели социального самочувствия семей военнослужащих. Безусловно, скажутся позитивные изменения в военно-социальной политике, которые произошли за последнее время благодаря усилиям президента и правительства Российской Федерации. Существенную роль сыграет, в первую очередь, реформирование денежного довольствия военнослужащих с 1 июля 2002 года, которое получит продолжение в январе 2003 года и, надеюсь, в последующем.
Беседу вел Иван ИВАНЮК.

Опубликовано: Журнал "Боевая подруга", No1 2001 г.

Док. 340814
Перв. публик.: 19.01.01
Последн. ред.: 19.07.07
Число обращений: 247

  • Иванюк Иван Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``