Министр транспорта РФ Игорь Левитин провел селекторное совещание с руководителями регионов. Его главная тема - транспортные услуги для льготников. По словам Левитина, число людей, которые предпочли денежной компенсации льготы на проезд, выросло с 15-ти до 22%. Между тем финансирование из бюджета, которое должно покрыть расходы отрасли, сокращается, отметил Левитин, поэтому общественный транспорт по-прежнему остается убыточным.
Министр транспорта не говорил о качестве дорог. Эта тема обсуждалась ранее. Тогда Игорь Левитин сообщил, что не менее 40% российских транспортных артерий находятся в неудовлетворительном состоянии.
Четыре колеса и одна лошадиная сила - такой вот у нас в столице транспорт, объясняет дядя Ваня по прозвищу Лопай. Столицей он называет поселок Новая Москва, что в Нижегородской области. До ближайшего города - 14 километров.
В центре Шатска - это уже Рязанская область - буксует "скорая". Машина новенькая, внутри от собственной бесполезности "грустит" современная медицинская техника. В этом районе "скорая" не ездит, а "ходит" по деревням. В России десять тысяч населенных пунктов не имеют подъездных дорог.
"Наша сеть - примерно 900 тысяч километров, а наша потребность в развитии сети - 1,5 миллиона километров. Поэтому мы новые не строим, мы модернизируем старые дороги", - заявил Игорь Левитин.
Зимой на федеральной трассе "Колыма" минус 50. Под колесами - спрессованный ветром и морозом снег. Машины едут по "зимникам" - временным дорогам. Всего за пару месяцев нужно доставить в отдаленные села Чукотки, Корякии, Камчатки и Сибири годовой запас топлива и продуктов. С наступлением тепла добраться в эту часть страны можно будет только на вертолете.
"Есть опасность, что наш экономический рост упрется в дороги, потому что продукцию нельзя будет возить, невозможно будет двигаться", - сказал академии РАН, директор Института народно-хозяйственного прогнозирования Виктор Ивантер.
За 40 с лишним лет и поток, и вес машин значительно увеличились. Каждые сутки по трассе М-6 проносятся десятки тысяч многотонных грузовиков. Так сегодня выглядит большинство существующих дорог в России: сверху несколько слоев асфальта - уложен он еще в 60-е - дальше слой дегтя и щебня, потом гравий и песок. Этот своеобразный пирог уложен в земляное корыто. Когда весной почва начинает оттаивать, вода поднимается наверх, ослабляя и делая подвижной несовершенную многослойную конструкцию. Сверху идут тяжелые машины, которые наносят окончательный разрушительный удар.
Профессор Сергей Дубина, руководитель лаборатории нижегородского Дорожного фонда, предлагает класть вместо асфальта щебеночно-мастичную смесь. Новый материал способен выдержать резкие и частые перепады температур - в 78 градусов - с которыми не сталкивается никакая другая страна.
По словам Дубины, щебеночно-мастичная смесь приготовлена на основе специального вяжущего материала, имеющего очень большой диапазон пластичности. "Таких покрытий в мировой практике вы не найдете", - поясняет Сергей Дубина.
Две тысячи километров дорог, которые запланировано ввести в этом году, будут отвечать и по качеству, и по безопасности всем требованиям, обещают в Федеральном дорожном агентстве.
"Основной транспортный коридор - это Европа, север и юг. Прежде всего это Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва, трасса "Дон", которая идет на юг. Заканчивается она в Новороссийске", - отметил руководитель Федерального дорожного агентства Олег Белозеров.
Итак, в этом году мы наконец-то сможем проехать по федеральной дороге от Владивостока до Москвы, а также почувствовать, что такое дороги платные. Время сельских дорог еще не пришло.