В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: Это был наиболее удачный механизм обогащения предыдущих 10 лет Назад
Иван Грачев: Это был наиболее удачный механизм обогащения предыдущих 10 лет
Иван Дмитриевич, правительство намерено в 2002 году уделить особое внимание проблеме ГУПов. Планируется выйти приблизительно из 400 предприятий. Михаил Касьянов сказал, что считает ГУПы не самым лучшим способом ведения хозяйства. Унитарные предприятия действительно не нужны или государство пытается избавиться от того, с чем не может справиться?

Моя точка зрения, начиная с 1990-ого года, когда приватизация только началась, заключается в том, что идея наделить правами собственника, не наделив обязанностями, никогда и нигде не была успешной. Аналогичные идеи пробовали в Венгрии, у них это называлось полное хозяйственное ведение, в Югославии это пробовали, - везде это было неэффективное хозяйствование, воровство, кражи. Следовательно, идея ГУПов изначально неправильная. Я был уверен, что нужны казенные предприятия и нормальные акционерные общества. На казенных предприятиях никаких прав собственника. Назначается туда менеджер по контракту - работай себе на здоровье. Но таких предприятий должно быть мало, штук 500 на всю страну. Все остальные должны быть нормальными хозяйственными обществами. Я и раньше был в этом убежден, пытался к этому склонить свой комитет, всю Думу. Раньше это модно не было, сейчас, вроде, осознали.

Сейчас государство выйдет из ГУПов. В результате все они превратятся в нормальные акционерные общества. Но ведь часть этих предприятий надо бы сделать государственными. Или сейчас это уже не нужно?

Государство, так же как и перед приватизацией, должно еще раз сесть и составить либо алгоритм, либо список того, что ему нужно. Ту часть, которая ему нужна, перевести в казенные предприятия, а не в акционерные общества. Потому что акционерные общества со 100% государственным капиталом - это штука почти такая же неприятная, как и ГУПы. Лучше, но суть все равно прежняя, появляется чиновник, который наделен от имени государства почти правами собственника, но он не наделен обязанности собственника, у него нет риска своим капиталом. Там возникнут такого же рода проблемы, просто чуть в меньшей степени, потому что они больше соответствуют частнособственническому законодательству, гражданскому Кодексу. Но суть это не меняет. Должно быть либо настоящее частное предприятие, либо настоящее государственное, где государство хозяин.

По сути дела, выход государства из ГУПов это новая волна приватизации...

Безусловно. У нас любые изменения в дальнейшем используются для расхватывания собственности, без всякого сомнения. Это был наиболее удачный механизм обогащения предыдущих 10 лет, от него, я думаю, так просто люди не откажутся.

А удастся избежать ажиотажа и традиционных при приватизации нарушений?

Я думаю, что нет. Если изначально государство не формулирует первый пункт: что мое, что я оставлю для себя, чего я добиваюсь в законе о приватизации и остальных законах. Четких формулировок нет. А должно быть так: я, государство, говорю, что вот это мое, это себе оставляю. Если этого нет, то наиболее лакомые куски будут расхватывать в режиме преобразований.

Прямых-то нарушений не будет. Они же не хотят в законах прописать все эти пункты, прямо оформить закон о казенных предприятиях, прямо и давно оформить закон о правлении государственными пакетами. А так, передадут, допустим, ГУП кому-то на 100% - тут же его расхитят. Ну, мы это уже все прошли за 10 лет, если закона нет, который чиновника фиксирует в правах и обязанностях, когда некоторые его сделки по закону являются ничтожными, то процесс расхищения будет идти в полном объеме.

Получается, что правительство несколько торопится, желая решить проблему ГУПов в 2002 году?

Часто бывает так, правительство правильно осознает проблему, что надо менять закон о приватизации, надо нормально управлять пакетами акций, что ГУПы -плохая форма управления собственностью, ее надо ликвидировать в короткие сроки. Но, осознав проблему, принимаются такие решения, которые не способствуют четкости, ясности в вопросах. Потому что за этими решениями стоят чьи-то интересы, которые правительство лоббирует. Почему они не хотят, чтобы представительная власть участвовала в процессе приватизации, почему эти законы о казенных предприятиях и ГУПах, которые мы уже давно сделали, всегда блокировались, почему говорилось, что сейчас не время? Делят собственность.

7 февраля 2002

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=19982

Док. 340643
Перв. публик.: 19.02.02
Последн. ред.: 19.07.07
Число обращений: 224

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``