В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: Правительство хочет отказаться от нефинансируемых мандатов. Ничего из этого путного не выйдет Назад
Иван Грачев: Правительство хочет отказаться от нефинансируемых мандатов. Ничего из этого путного не выйдет
Иван Дмитриевич, на всероссийском совещании "Основные итоги социального развития РФ в 2001-ом году и задачи на 2002 год" Алексей Улюкаев сообщил, что правительство переходит от предоставления льгот к возмещению в форме денежных компенсаций. Соответствующее решение по льготам уже принято Думой для военнослужащих, а в дальнейшем аналогичные решения будут приниматься для других категорий льготников. Насколько эффективно эти механизмы можно внедрить, готовы ли правительство и сами льготники к такому переходу?

Сложный вопрос. Мне кажется, если начинаешь эту историю, а она в известной степени революционная, так военные получали гарантированный паек, стоимость которого в темпе инфляции росла, а теперь им говорят - мы тебе 100 рублей дадим, паек заберем, а как индексировать - потом разберемся. Ясно, что в темпе инфляции ничего индексировать не будут, скорее всего, люди проиграют на этом преобразовании. Если затеваешь такие преобразования, то надо всегда в существе дела разобраться.
Для меня характерен, может быть, не военный пример, а ЖКХ, по которому вначале было сказано, что мы заставим платить людей 100%, а потом стало понятно, что это социальный взрыв еще до президентских выборов. Начальство говорит - нет, мы пока не заставим, потому что люди не могут. В чем суть проблемы? В том, что в отличие даже от Латинской Америки, у нас есть дом, тот, кто его сделал, наемный рабочий, получит 10% от стоимости дома в виде зарплаты, или от стоимости услуг, которые он оказывает в этом доме. А в обычной стране, даже если она плохая и бедная, 40-60%, по-разному, но ниже 40% крайне редко бывает доля зарплаты в продукте. Тогда тот, кто получает половину от стоимости продукта, он сможет расплатиться за этот продукт целиком, а тот, кто получает 10% примерно при той же производительности труда, он никогда не сможет расплатиться.
Изначально проблема начинается с того, что налоги высокие, доля зарплаты очень низкая, человек, в принципе, не в состоянии платить за им же произведенный продукт. Если эту вещь не понимать, то революцию и затевать незачем. Результатом будет то, что ты перетряхнешь людей, создашь огромные проблемы им всем, а эффективность бюджетная и все остальное не увеличится, потому что ты не понимал на старте суть проблемы.
На самом деле надо начинать поэтапно уменьшать налоги, проводить увеличение зарплаты, синхронно с этим осуществлять какие-то мероприятия перераспределения нагрузки на ЖКХ, на все остальное.
То же самое и по льготам. Надо понимать, в чем причина, почему так сложилось, а потом уже затевать революционные мероприятия. Мне кажется, что эта идея не слишком хорошо продумана, что люди не очень понимают существо дела, когда берутся решать проблему замены льгот на какие-то обыкновенные денежные компенсации.
Желание-то прозрачное. Часть просто хотела бы бюджетные расходы уменьшить. Они понимают, что повысили тарифы по естественным монополиям, на топливо, на все остальное, да, а тогда все эти льготные вещи, пайковые, натуральные, они существенно увеличивают бюджетные нагрузки. Людям хочется уменьшить бюджетные нагрузки на будущее. Но у них ничего не получится, будет все то же самое, раз они не понимают сути проблемы.

20 марта 2002

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=21615

Док. 340632
Перв. публик.: 19.04.02
Последн. ред.: 19.07.07
Число обращений: 216

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``