В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: Государство должно призадуматься о своих перспективах, а это потребует совершенно другого отношения к инновационным и венчурным предприятиям, они из знаний делают товар Назад
Иван Грачев: Государство должно призадуматься о своих перспективах, а это потребует совершенно другого отношения к инновационным и венчурным предприятиям, они из знаний делают товар
Иван Дмитриевич, в Ассоциации региональных банков России считают, что будущее банковской системы за обслуживанием малого бизнеса. Костяк клиентской базы малых и средних региональных банков - это субъекты малого предпринимательства. При этом в Ассоциации заявляют, что основной проблемой, с которой сталкивается и малый бизнес, и банки, которые кредитуют малых предпринимателей, это очень дорогие кредиты. Сейчас предоставлять кредит малому бизнесу очень рискованно. В связи с этим они предлагают создать фонд, который бы гарантировал кредиты банков для малых предпринимателей. Не противоречит ли это духу рыночной экономики?

Если судить по опыту других стран, то, несомненно, не противоречит. Есть достаточно развитая статистика о вероятности разорения крупных, малых и средних предприятий. Из этой статистики следует, что на Западе малые предприятия разоряются в два раза чаще. Этот факт сразу ситуацию фиксирует. Или государство считает, что его не интересуют малые предприятия, тогда процент, условно говоря, будет вдвое больше для малого предпринимателя, поскольку у него вероятность разорения вдвое выше, либо государство гарантирует частично риски банка.
Если судить по этой оценке, то половину риска надо брать на себя государству. Тогда малые предприятия будут на равных условиях с крупными предприятиями получать кредиты. Далее, любое государство должно определиться, как оно относиться к этому малому предпринимательству. Были версии в Южной Корее, еще где-то, что самое главное - создать крупнейшие транснациональные компании, которые потянут всю экономику. Были версии Тайваня, который изначально говорил, что самое главное - это создать огромное количество малых предприятий, динамичных и гибких. Во время кризиса выяснилось, что первая версия ущербна, кризис в Юго-Восточной Азии на Тайване прошел очень спокойно, а в Южной Корее тяжело, с огромными потрясениями. После этого руководство Южной Кореи приняло немедленное специализированное решение о поддержке малого предпринимательства, в том числе, и через эти гарантийные фонды. Поэтому я полагаю, что идея Ассоциации региональных банков, совершенно верная: это один из способов, который во всем разумном мире применяется для поддержки предпринимательства. Россия должна сделать то же самое.

Когда на государственном уровне гарантируются вклады населения в банках, это понятно, это некоторая социальная задача, но когда государство гарантирует одному бизнесу возможные потери от кредитования другого бизнеса, это выглядит странно...

Тут вопрос более философский. Он сводится к тому, а решают ли все проблемы рыночные механзимы? Есть версия, что либеральные рецепты, рыночные механизмы решают все проблемы, которые создаются в экономике. Чтобы оценить правильная это идея или нет, надо просто ясно понимать, что такое рынок и как он работает. С моей точки зрения, рынок - это просто статистическая машина, законы больших чисел, которые позволяют по независимым оценкам разных субъектов, определять правильно цену, следовательно, планировать жизнь и экономику. Из этого суждения следует два вывода. Первый - не все проблемы решат в экономике рыночные механизмы. Те проблемы, где нет статистики, рынок, в принципе, решить не сможет. Допустим, есть какая-то уникальная задача или задача лет на 15 вперед, а частный собственник просто психологически не готов на 15 лет вперед загадывать, так устроена наша психология. Эти задачи рыночные механизмы решить не могут. Второе следствие - сам по себе рыночный механизм, его эффективность, от количества участников зависит. Грубо говоря, миллион малых предприятий - это одна эффективность рынка, а при 100 млн. она в 10 раз больше. Кстати, именно поэтому глобализация - неизбежный процесс. Чем больше количество участников на рынке, тем он эффективнее.
Исходя из этих двух вещей, государство должно специально заняться наращиванием количества участников рынка. Второе, государство должно тогда призадуматься о будущих своих перспективах, на 15 лет вперед, на 30 лет. Это потребует совершенно другого отношения, например, к инновационным предприятиям, венчурным, тем, кто из знаний делает товар. Ни то, ни другое рыночными механизмами не решается, все разумные государства это давным-давно поняли. Поэтому они и создают такие фонды поддержки предпринимательства. Такие фонды есть в Америке, в одной из самых либеральных стран.

В Ассоциации региональных банков говорят о средних и малых банках. В процессе банковской реформы количество банков должно сокращаться, прежде всего, будут отмирать малые и средние. Кто будет обслуживать малый бизнес?

Это уже вторая проблема, которую вы совершенно верно отмечаете. Есть очевидный факт, легко подтверждаемый цифрами, - наши крупные банки не финансируют малые предприятия, они обслуживают олигархические группы, очень крупные бизнесы, в основном. Следовательно, если мы реализуем линию ЦБ и отсекаем мелочевку и средние банки, тогда финансирование малого бизнеса будет еще ухудшено по сравнению с нынешним. Это чистая правда. Но эта правда позволяет оценить, разумна ли стратегия развития банковской системы. С моей точки зрения, хотя здесь я не считаю себя таким уж большим специалистом, совершенно неразумна. Мы видим, что все системы эффективные финансово-кредитные, очень сильно дифференцированы. Например, в тех же США или Германии есть универсальные банки, есть ипотечные банки, коммерческие, кредитные союзы, специальные микрофинансовые организации, стройсберкассы и т.д. У них вовсе не единая система нормативов при контроле над ними. В Германии, например, тоже существуют нормативы. Там система контроля за этими организациями близка к нашей ЦБ-шной, но у всех этих структур разные экономические нормативы. Это, я думаю, единственно правильный вариант. Создать дифференцированную систему, тогда в ней будут разные по надежности, стабильности, соотношению риска и прибыли системы, и будет нормальное финансирование малого бизнеса.

22 мая 2002

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=24295


Док. 340518
Перв. публик.: 19.06.02
Последн. ред.: 19.07.07
Число обращений: 234

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``