В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Ясин: Банки реформируются без реформы Назад
Евгений Ясин: Банки реформируются без реформы
Дискуссии о реформе банковской системы, с непрекращающимся жаром ведущиеся в течение всего нынешнего года, вышли на тот сложный и ответственный этап, за которым уже практически неизбежно принятие принципиальных решений.

Вопрос о реформе внесен в повестку дня заседания Правительства на 27 сентября. Эксперты Правительства и Центробанка обсудили спорные вопросы на специальном семинаре 11 сентября, не забыв пригласить на него представителей МВФ и Всемирного банка. Затем в Правительстве прошло специальное совещание под председательством Михаила Касьянова. А через два дня вице-премьер Алексей Кудрин заявил, что Правительство и Центробанк в основном согласовали проект концепции банковской реформы. Именно он и будет обсуждаться на заседании кабинета министров 27 сентября.
Насколько известно, компромиссную концепцию банковской реформы можно считать скорее стратегией Правительства и Центробанка на ближайшее время. Главные цели этой стратегии - повышение устойчивости российских банков, с одной стороны, и их роли в экономике - с другой, а также создание более качественной конкурентной среды. Очевидно, в этом документе речь пойдет о поэтапном повышении капитализации банков и переходе на международные стандарты отчетности. Напомним, что такой переход Виктор Геращенко в своем выступлении на недавней конференции в Сочи обещал осуществить с 1 января 2002 года.
Концепция, а вернее стратегия банковской реформы, после рассмотрения на заседании кабинета министров должна быть завизирована премьер-министром Михаилом Касьяновым и главой Центробанка Виктором Геращенко. Скорее всего проблем с прохождением этого документа через все канцелярские тернии не возникнет - он весьма схож с ежегодным заявлением Правительства и ЦБ.
Впрочем, Правительство намерено обсуждать еще и некий план действий по реструктуризации банковского сектора, предусматривающий разработку ряда законопроектов, в том числе вносящих изменения в налоговое и банковское законодательство. А значит, главные бои и парламентские дискуссии еще впереди. Не случайно сторонники отличных от правительственных вариантов и концепций реформы ныне спешат скорректировать позиции, выработать компромиссные решения и консолидироваться хоть с кем из своих прежних оппонентов.
Еще неделю назад казалось, что концепцию банковской реформы РСПП не поддержат Минэкономразвития и лично Герман Греф. Но на состоявшемся 12 сентября заседании бюро президиума РСПП концепция реформы была утверждена в таком варианте, который близок к предложениям самого главы Министерства экономического развития. Ужесточение требований к уставному капиталу коммерческих банков - один из краеугольных камней реформы банковской системы по РСПП - теперь стало менее суровым. Если раньше предлагалось поднять минимальный размер капитала банков до 100-200 миллионов долларов (напомним, что до недавнего времени такой размер уставного капитала в нашей стране имел только один банк - Внешторгбанк), то теперь речь идет о 10-20 миллионах долларов.
Евгений Ясин считает, что РСПП таким образом сделал шаг навстречу Правительству. И объясняет это следующим образом: коль скоро кабинет министров заинтересован в расширении кредитования реального сектора, то в его интересах и установление взаимного доверия кредиторов и заемщиков, мерилом которого и является уставный капитал банков. Объяснение это весьма туманное, ведь не секрет, что все пореформенные годы недоверие вызывало не столько финансовое состояние кредиторов (то есть банков), сколько заемщиков - предприятий реального сектора.
Впрочем, в одном отношении шаг к компромиссу с Германом Грефом, который отстаивает необходимость сохранения конкурентного, а не олигархического рынка банковских услуг в нашей стране, действительно сделан. Но с оговоркой, доказывающей, что на компромисс с Виктором Геращенко финансовые олигархи не пойдут.
Так, П. Авен настаивал, что требования к величине уставного капитала в размере 10-20 миллионов долларов - это только первый этап преобразования, а в дальнейшем планка должна подниматься. Понимать это следует в контексте полемики с Центробанком, глава которого прокомментировал первоначальные предложения РСПП как новый удар по банковской системе страны, не слабее того, который обрушился на нее в августе 1998 года. Авторы концепции РСПП дают понять, что Виктор Геращенко их неправильно понял и речь не шла о резком повышении размеров минимального уставного капитала с 1 января следующего года, а о процессе, который следует вести поэтапно.
В окончательном варианте своей концепции РСПП отказался от идеи разделения всех банков на федеральные и региональные. Такое предложение вызвало, естественно, жесткую критику со стороны региональных банков. На их защиту бросились не только Ассоциация банков "Россия" и АРБ, но и Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
МАП, в целом поддержавшее предложения РСПП, заявило, что "подходить к реформированию региональной банковской инфраструктуры необходимо крайне взвешенно". Установление дополнительных, жестких географических барьеров и ограничений по размерам капитализированности банков, говорится в официальном заключении МАП, лишь усилит монопольное положение тех кредитных организаций, которые заняли ниши на региональных рынках.
Но главные претензии противников реформы вызывает положение, сохраненное в утвержденной концепции РСПП. Существующие банки предлагается разделить на две группы: банки с генеральной лицензией и иные финансовые организации. Последним должно быть запрещено работать с вкладами населения и открывать прямые корреспондентские счета в зарубежных банках. Таким образом, вместо нынешней двухуровневой банковской системы согласно предложениям Союза промышленников и предпринимателей возникнет новая - трехуровневая. Судя по последним заявлениям первого зампреда ЦБ Татьяны Парамоновой, эта идея нашла поддержку в Банке России. В своем выступлении на банковском конгрессе в Сочи Татьяна Парамонова сообщила, что в Центробанке рассматривается возможность замены банковских лицензий на специальные лицензии кредитно-депозитарных организаций для банков с очень маленьким капиталом.
Самым интригующим остается термин "очень маленький капитал". Пока он не будет конкретизирован, у большинства российских банков есть основания для беспокойства, а значит, и для активного лоббирования своих интересов по всем каналам, включая парламентские.
В полемике между властными структурами и финансовыми олигархами звучали самые разные цифры, способные, кажется, доказать все что угодно. И то, что кредитование реального сектора растет, и то, что оно падает. И то, что доверие к российским банкам надо немедленно восстанавливать, и то, что оно и так уже восстановлено после кризиса 1998 года. Но все расчеты так или иначе базируются на данных, представленных Центробанком и Госкомстатом. А они, похоже, свидетельствуют о том, что банковская система страны и без реформаторских усилий с чьей-либо стороны вышла из стагнации и продолжает достаточно успешно развиваться.
Так, по оценке председателя Банка России Виктора Геращенко, совокупные активы банков с учетом реального курса рубля составляют сейчас 90 процентов от предкризисного уровня, а капитал - 85 процентов. Похожие оценки дают и западные эксперты. "Российская банковская система сильно пострадала в результате кризиса 1998 года. Но сегодня процесс реабилитации почти завершен. Более того, - подчеркивает управляющий директор отделения рейтингов финансовых институтов развивающихся стран Международного рейтингового агентства Standarg&Poor"s Raiting Скотт Бюдж, - восстановление идет быстрее, чем мы думали. Российские банки теперь больше занимаются традиционными банковскими операциями, то есть депозитами, предоставлением кредитов, в то время как перед кризисом они основной упор делали на вложение в государственные казначейские обязательства, валютные операции, создание различных финансовых структур".
Совокупный собственный капитал российских банков, по оценке зампреда ЦБ Татьяны Парамоновой, уже составил 10 миллиардов долларов. А совокупный объем выданных кредитов по сравнению с прошлым годом увеличился более чем в два раза. При этом существенно вырос удельный вес кредитов именно реальному сектору.
Понятно, что российская банковская система сильно проигрывает при сравнении с любой западной, но она и не мертвое поле, на котором без риска навредить можно проводить любые эксперименты или революции.

Илья СЕРЕДИН.


http://www.rg.ru/bussines/financ/265.shtm


Док. 340411
Опублик.: 19.07.07
Число обращений: 677

  • Ясин Евгений Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``