В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Ясин: У серго цвета много оттенков Назад
Евгений Ясин: У серго цвета много оттенков
По оценке самих участников рынка, "белые схемы" составляют максимум 20 процентов от общего объема импортируемых товаров, что в целом совпадает с данными ГТК. "Черные", или контрабандные, схемы занимают примерно 10-ю часть товарного потока. Остальное - это так называемый "серый" импорт.

Однако "серый" импорт весьма неоднороден, он имеет много разных оттенков, использует самые разнообразные схемы. Например, фирма может заявить телевизоры одного диаметра экрана, а ввести гораздо более дорогие модели. Но чаще всего используется другой трюк; под видом запчастей и комплектующих поставляются готовые изделия. Впрочем, в анналах "серого" импорта отмечены и более экстравагантные случаи, когда партия компьютеров проходила по документам как неоценимый для салатов зеленый горошек.
Обычная практика - занижение стоимости и количества товаров, для чего используются недостоверные, а то и просто фальшивые документы.

Почему невыгодно быть честным?

Применение различных схем напрямую связано с затратами по их использованию. По оценкам бизнесменов, издержки на "серый импорт" в лучшем случае достигают 7 процентов от суммы товара, в то время как легальные схемы обходятся импортерам в несколько раз дороже. Большое значение имеет и фактор времени: если фирма делает все по правилам, то это отнюдь не означает, что ей удастся быстро выполнить все формальности. А время, как известно, - это деньги, причем нередко весьма большие.
Кроме того, бизнесмены отмечают и такой факт: если все показывать открыто, то нередко у таможенников такое странное поведение вызывает подозрение, которое находит выход в дополнительных проверках.
Как говорит изучавший этот вопрос профессор Вадим Радаев, вызывает удивление не то, что фирмы применяют "серые" схемы, а то, почему некоторые из них декларируют все, что ввозят в страну? Существует несколько причин, объясняющих этот удивительный феномен. Это принципы кооперативного управления, финансовые возможности; желание отмыться от подозрения в причастности к незаконным операциям.
Расчеты показывают, что в нынешних условиях невозможно значительно повысить легальный импорт, так как желающих платить больше, если можно платить меньше, во все эпохи находилось крайне мало.

Как организована коррупция?

Кому выгоден "серый" импорт? Разумеется, самим бизнесменам, которые экономят немалые суммы на таможенных сборах. Но не только им. Существует хорошо отлаженный бизнес по продвижению товаров через таможенную границу. Представления о таможеннике, который вымогает под всевозможными предлогами мзду за пропуск фуры, следует признать безнадежно устаревшими. Для этого существуют специализирующиеся на подобных делах фирмы, так называемые таможенные брокеры. Уплатив им определенный тариф, можно быть вполне уверенным в благоприятном исходе дела.

Бизнесмены и таможенники

В этом году в несколько раз увеличилась цена за пересечение машиной таможенной линии. Это ведет к удорожанию нелегальных схем провоза товаров, делая их менее привлекательными для импортеров. В результате с начала года таможенные сборы возросли почти на 40 процентов. Например, за полгода только за импорт компьютеров ГТК собрал пошлин на 20 миллионов долларов больше, чем за весь предыдущий год.
Однако у предпринимателей основное недовольство вызывает даже не рост тарифов, а то, что сохраняются разные режимы растаможивания. То есть для одних компаний условия импорта выгодней, чем для других. Впрочем, в последнее время наметилось определенное сближение между руководством ГТК и их клиентами. Обе стороны ясно понимают, что нынешняя ситуация не устраивает никого и нужно искать взаимоприемлемые решения.
Трудность заключается в том, что переход от "серого импорта" к "белому" многоступенчатый процесс. Если весь импорт сделать одномоментно легальным, разорится множество фирм. В то же время государство, понимая эту проблему, не может пойти на компромисс, оно просто вынуждено требовать от всех участников внешней торговли работать по закону. В итоге же весь процесс движется крайне медленно.
Как ни странно, о скорейшей необходимости кардинально изменить ситуацию все настойчивее требуют многие импортеры. Дело в том, что меняется рынок, появились компании, которые за возможность работать легально готовы нести дополнительные затраты. Они смотрят в будущее, а там преимущество получат те, кто ведет свое дело честно.

Всегда ли прав потребитель?

Нынешний "серый", а еще больше "черный" (контрабандный) импорт выгоден миллионам россиян, так как позволяет им приобретать товары по относительно невысоким ценам. Но значит ли это, что страна заинтересована в замораживании такой ситуации? Как считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, для продолжения экономического подъема нужны дополнительные стимулы. И один из основных - легализация бизнеса. В "теневую" экономику никто не будет вкладывать средства.
Прямой счет не всегда дает верные результаты. Конечно, при переходе на "белые" схемы на отдельные виды товаров цены могут подняться на 15-20 процентов, а то и больше. Но это в том случае, если сохранятся прежние таможенные ставки, которые остаются высокими. В среднем они составляют 15 процентов, в то время как в других странах - 5 процентов. Кроме того, приобретая товары длительного пользования по низким ценам - нередко подделки, потребители вынуждены затем расходовать немалые деньги на их дорогостоящий ремонт. И наконец "серый" импорт приводит к тому, что бюджет недополучает огромные средства. А значит, медленней растут наши пенсии, пособия, оклады бюджетников. Выигрывая сейчас, мы проигрываем в перспективе.

Владимир ГУРВИЧ.

После снижения импортных тарифов в среднем на 5 процентов общая стоимость декларируемых импортных электробытовых товаров возросла в январе - июле 2001 года в 2,5 раза.
Если по цветным телевизорам объем зарегистрированного импорта за 2000 год составил 138 тысяч штук, то только за январь - сентябрь 2001 года - 300 тысяч штук.
По вычислительной технике сумма декларируемого импорта увеличилась на 81 процент по сравнению с тем же периодом прошлого года.



http://www.rg.ru/bussines/financ/285.shtm

Док. 340410
Опублик.: 19.07.07
Число обращений: 686

  • Ясин Евгений Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``