В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Ясин: За что не любят олигархов? Назад
Евгений Ясин: За что не любят олигархов?
Этот вопрос вновь неожиданно стал актуальным после интервью Владимира Потанина

Руководитель группы компаний "Интеррос" Владимир Потанин расстроен тем, что "его не любят" на родине. Он сделал это признание в интервью, опубликованном в британской газете "Гардиан".

"Доверие к богатым и добившимся успеха людям (в России. - ИФ) очень низкое. Это одна из проблем", - сказал британскому журналисту российский миллиардер. На вопрос, досаждает ли ему негативная атмосфера, он ответил: "В известной мере это так и есть".

"Потанин, - говорится в статье, - считает, что политики позволили общественности поверить в то, что экономические и социальные проблемы России вызваны олигархами, разворовавшими богатства страны".

"Сам 43-летний Потанин, - продолжает "Гардиан", - настаивает на том, что добился своего невероятного богатства совершенно честно. Но он признает, что ему трудно объяснить на публике, как такое могло быть достигнуто в стране, где средний гражданин зарабатывает около 40 фунтов стерлингов в неделю".

"Мы не можем сказать, как такое произошло, как мы стали столь богатыми. Может быть, мы сами виноваты (в том, что непопулярны. - Прим. газеты)", - заявил он британскому журналисту.

По его словам, он не имеет намерения скрыться в Британии или где-либо еще, а хочет жить в России. "Я должен понять, почему люди не любят меня. Люди живут в трудных условиях, и я не должен осуждать их за то, что они меня не любят", - сказал В. Потанин.

Интерфакс

Мнения

Евгений Гонтмахер, научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций:

- ЗДЕСЬ две причины. Во-первых, во многом олигархи сами виноваты в том, что их не любят. Большинство из них ведут себя, скажем так, не совсем социально ответственно. Отгородились высокими заборами роскошных коттеджей, ездят в специальные магазины, водят детей в элитные школы. Вроде бы у нас в стране живут, но совсем в другой России. Так что олигархи сами отделили себя от общества. Может быть, они его боялись, может быть, отчасти даже презирали. Дескать, вы все погрязли в старых советских привычках, а мы такие активные, успешные, делающие большие деньги. Люди интуитивно это чувствуют и сами в душе отгораживаются от олигархов.

Во-вторых, такое негативное отношение зачастую подогревают извне, когда начинают обвинять их во всех смертных грехах. Я считаю, пока суд не принял решение, пока оно не вступило в законную силу, существует презумпция невиновности. А у нас и общественное мнение, и СМИ, и даже люди, находящиеся во власти, заранее предопределяют свое отношение к обвиняемым, если речь идет о крупном бизнесмене. Сколько уже было случаев, когда их обливали грязью, предъявляли серьезнейшие обвинения, они по нескольку лет сидели в "предвариловке", а суд их оправдывал.

Ведь на самом деле наш крупный бизнес - это в основном люди, которые очень много делают для развития страны и экономики. Они создают рабочие места, платят налоги. Здесь нужен тонкий баланс. С одной стороны, надо, чтобы наши бизнесмены сами ощутили себя частью общества, вели себя достойно и жили его проблемами. С другой стороны, если есть какие-то нарушения закона, то за это необходимо наказывать. У нас, к сожалению, такого баланса нет. В России все еще действуют по принципу: бить так бить, миловать так миловать.

Георгий Сатаров, президент фонда ИНДЕМ:

- Конечно, олигархи не являются героями счастливых снов российских граждан. Здесь я согласен, что наши бизнесмены любят разными способами, в том числе и не очень приятными, демонстрировать свое отличие от прочих граждан. Им сильно не хватает шведской культуры. В этой стране бизнес не менее богат, но весьма скромен. А вот разговоры о социальной ответственности, на мой взгляд, дело пустое. Общество не ждет от олигархов какой-то особой ответственности, ему нужны рабочие места, зарплата и уплата налогов. Остальное - личное дело бизнесменов.

Хотя с нашей загадочной русской душой, безусловно, все гораздо сложнее. Когда социологи опрашивают население, то большинство дружно признаются в нелюбви к олигархам. Но когда есть возможность проголосовать за них или их ставленников, делают это с удовольствием. Поэтому у нас представители крупного бизнеса и олигархических структур легко проходят во власть, становятся губернаторами, мэрами и депутатами.

Понятно, почему и бюрократия не любит олигархов. Это частный случай неприятия властью любых автономных игроков. Ей всегда было намного комфортнее, когда все под контролем. А у бизнесменов в отличие от других граждан есть очень серьезная база для автономности - деньги. И это, конечно, неприятно для любой власти.

Может ли ситуация измениться? Да. Ведь здесь особой любви друг к другу и не надо. Необходимо уметь грамотно договариваться. А этого навыка нет ни у общества, ни у власти, ни у самих олигархов.

Евгений Ясин, научный руководитель государственного университета "Высшая школа экономики":

- Богатых везде не любят. А Россия - страна бедных, в которой люди с небольшим достатком составляют абсолютное большинство. И так уж свойственно человеческой натуре: считать, что в этой бедности виноват не ты сам, а кто-то со стороны.

Не надо также забывать, что наша страна пережила революционный процесс - переход от социалистической экономики к рыночной. Такие перемены неизбежно связаны с большим углублением социального неравенства. В 1990 году соотношение доходов 10 процентов самых богатых к 10 процентам самых бедных составляло в России 4,9 раза, а сегодня - 14,5. Кстати, статистика показывает, что по уровню неравенства мы не так уж серьезно отличаемся от других стран. Но у нас это произошло слишком быстро, что не могло не сказаться на настроении людей.

Те, кого мы потом назвали олигархами, получили свои гигантские состояния, воспользовавшись сумятицей и неразберихой первых лет реформы. Они подключили все свои связи во власти для того, чтобы прибрать к рукам самые лакомые куски государственной собственности. А потом с помощью капитала начали оказывать политическое влияние на власть, по сути, приватизируя ее. Все это не повод, чтобы привлечь к себе народную любовь.

Но реально олигархи играли серьезную политическую роль с 1996-го по 2000-й год. А потом президент объявил об их равноудаленности от власти, и все они были "приведены к ноге". По сути, сегодня в России нет олигархов, по крайней мере они не играют самостоятельной роли.

Однако между крупным капиталом и бюрократией существуют противоречия, которые неискоренимы. Все они борются за политическое влияние, но одни используют административный ресурс, другие - финансовый. И если эта борьба не будет поставлена в цивилизованные рамки, не будут соблюдаться правила игры, конфликты неизбежны. Я глубоко убежден, что новая волна разговоров о плохих "олигархах" спровоцирована и до поры до времени культивировалась бюрократией. И сейчас каждый должен подумать о том, что он выиграет, если в России не будет богатых людей. Ничего. Для нас чрезвычайно важно иметь крупный капитал, как и средний, и мелкий. Иначе мы так и останемся бедной страной. Бизнес - это мотор экономики. Вам может кто-то лично не нравиться. Я, например, тоже люблю людей честных, порядочных и нежадных. Но категорически против того, чтобы возбуждались зависть и темные инстинкты толпы против людей, которые располагают деньгами и могли бы их вкладывать в развитие моей страны.

http://www.rg.ru/2004/06/25/oligarh.html

Татьяна Панина

Опубликовано в Российской газете (Неделя) N3510 от 25.06.2004 г.



Док. 340154
Перв. публик.: 25.06.04
Последн. ред.: 18.07.07
Число обращений: 354

  • Ясин Евгений Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``