В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Ясин: Мимо ВТО Назад
Евгений Ясин: Мимо ВТО
Наш специальный корреспондент Евгений Арсюхин передает из штаб-квартиры Всемирной торговой организации в Женеве

Вчера стало ясно, что Россия не вступит в ВТО в 2003 году. Более того, теперь никто не осмеливается назвать даже примерный срок вступления.

Попробуем подвести итоги. Что в плюсе? Подписаны протоколы о прекращении переговоров по тарифам ввиду согласия сторон с двумя странами, и еще полтора десятка стран могут подписать их летом. Второе: ВТО буквально аплодировало Госдуме, которая приняла почти все законы, нужные для вступления в эту организацию (осталось еще четыре, но их точно примут в этом году). В-третьих, наш главный переговорщик заместитель министра Минэкономразвития Максим Медведков надеется, что в июне Россия приступит к формированию пакета своих обязательств, иными словами, выйдет на финишную прямую. Вот и все плюсы. А минус один - потеря темпа. Так, перейти к пакету обязательств мы должны были еще в январе.
Что же происходит? Многие эксперты думают, что наша делегация в Женеве платит по иракским счетам за протест против американской агрессии. Однако есть внутренние причины, и они, на мой взгляд, гораздо важнее. Россия в целом не рвется в ВТО, потому что так и не поняла, что это такое. До сих пор нет ясной оценки последствий присоединения. Так, руководитель высшей школы экономики Евгений Ясин, говорит, что какие-то предприятия закроются, а группа экспертов МЭРТ вообще не усматривает влияния ВТО на нашу экономику.
Нет и консолидированной позиции российского бизнеса по этому вопросу. Вести переговоры, не имея консолидированной поддержки за спиной, трудновато, не правда ли?
По окончании переговоров мы обратились к руководителю делегации Максиму Медведкову.

- Было убеждение, что если Россия не вступит в ВТО до осени, то не вступит никогда. Значит, никогда?

- Осенью мы не вступим, это точно. Катастрофы нет, поезда ходят, самолеты летают, домны дают металл. То же будет и после присоединения к ВТО - не произойдет ничего такого, что мы почувствуем на следующий день.

- Не затруднило ли вашу работу решение о создании союза четырех стран СНГ, с которыми теперь надо советоваться, как вступать в ВТО?

- Идея о создании четверки не затруднила процесс. Это объективная задача. Мы не можем начать интеграцию внутри, не думая, что будет вовне. И сейчас вся проблема в том, чтобы мы выступили - на переговорах с ВТО - с согласованных позиций. Если мы защищаем сельское хозяйство, то защищаем все вместе. Иначе через границу одной из стран четверки бесконтрольно пойдут импортные товары в три другие страны, и никому от этого хорошо не станет.

- А как мы сами защищаем наше сельское хозяйство?

- В целом дело не сдвинулось. Прогресс по отдельным позициям есть, но мы не рассматриваем переговоры по субсидиям в отрыве от переговоров по тарифам и, безусловно, то, что нам сейчас предлагают некоторые наши партнеры, неприемлемо. Мы будем вести переговоры до тех пор, пока они не поймут, что мы не можем выступать в качестве мировой витрины либерализма. Цена этого либерализма - наши крестьяне.

- Есть надежда, что в мае Буш и Путин встретятся и все решат?

- ВТО - торговая организация, здесь политики мало. Но, безусловно, именно после политических решений переговоры либо замедляются, либо ускоряются, либо прекращаются. Если такое решение будет принято в Санкт-Петербурге или где-то еще, это отразится позитивно на переговорном процессе. Но даже если этого не случится, переговоры не остановятся.

Что будет после присоединения?

Выдержки из доклада о социальных и экономических последствиях присоединения России к ВТО, подготовленного группой экспертов.
Анализ показал, что следование нормам и правилам ВТО не создаст существенных негативных и экономических последствий. Возможные затруднения будут компенсированы повышением прозрачности, более высокой предсказуемостью действий властей и устранением неоправданных ограничений на рынке. Изменение порядка взимания НДС и акцизов могут сказаться на размерах поступлений в бюджет, однако они практически не скажутся на размерах импорта и условиях конкуренции иностранных и отечественных товаров на внутреннем рынке. Проведение принципов ВТО приведет к снижению административного давления на предпринимателей на внутреннем рынке, что будет способствовать повышению конкурентоспособности российских предприятий.
Независимо от того, вступит ли Россия в ВТО или нет, объем экспорта будет иметь некоторую тенденцию к снижению. Это следствие экономической стабилизации и активизации внутреннего спроса. Наиболее высокие темпы роста (вне зависимости от присоединения) покажут лесная и деревообрабатывающая промышленность, производство стройматериалов, машиностроение и металлообработка, пищевая отрасль. Самые низкие темпы роста будут в производстве тракторов, сельхозмашин, а также в автомобилестроении. В целом ни для одной отрасли присоединение к ВТО не приведет к падению или стагнации производства.

http://www.rg.ru/Anons/arc_2003/0412/3.shtm

12.04.2003


Док. 340147
Перв. публик.: 12.04.03
Последн. ред.: 18.07.07
Число обращений: 334

  • Ясин Евгений Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``