В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Макаров: Трехлетний бюджет - это бюджет сбывающихся надежд Назад
Андрей Макаров: Трехлетний бюджет - это бюджет сбывающихся надежд
Государственная дума приняла в первом чтении трехлетний бюджет 2008-2010 годов. Депутат Госдумы от Кузбасса, заместитель председателя думского комитета по бюджету А.М.Макаров - один из тех, кто принимал непосредственное участие в разработке и нового бюджета, и нового Бюджетного кодекса РФ. Об этом наш корреспондент беседует с ним.- Андрей Михайлович , готова ли законодательная база для перехода к трехлетнему планированию главного финансового документа страны? И в чем коренное отличие бюджета 2008-2010 годов от предыдущих, кроме протяженности по сроку?- Возможность принятия трехлетнего бюджета была сразу заложена в новом Бюджетном кодексе, который приняли в апреле. По существу, его принятием мы создали абсолютно новую законодательную базу всего бюджетного процесса, он кардинально изменился. Раньше бюджет фактически являлся политическим документом, когда государством сначала принимались популистские обязательства, а затем действие тех статей законов, которые не могли выполнить, приостанавливалось. Их было множество! И вот отныне бюджет становится техническим, хотя и исключительно важным, но техническим, а не политическим документом. Мы прописали в Бюджетном кодексе, что бюджет обеспечивает публичные обязательства государства. Что это такое значит? Это те самые обязательства, которые государство принимает законами и другими нормативными актами, и закон о бюджете не может их отменить или изменить. Он может их только профинансировать. И если есть какое-то обязательство, которое приняло на себя государство, регион, муниципалитет, все деньги, финансово подкрепляющие это обязательство, должны быть в бюджете, и все обязательства - выполнены. Вот самый главный итог этого документа.- Но обычно законопроект по бюджету предстоящего года выносится на рассмотрение Госдумы в конце августа. Почему так сдвинуты сроки рассмотрения трехлетнего бюджета, вместо августа - апрель?- Действительно, и по старому, и по новому Бюджетному кодексу главный финансовый документ страны положено вносить в Госдуму в августе, а окончательно принимать в декабре, когда понятны итоги текущего года и проще планировать год будущий. Нынче же в третьем чтении закон о бюджете будет рассматриваться уже 6 июля. С чем это связано? Таким было специальное поручение президента - принять бюджет как можно быстрее. Почему? Обратите внимание - бюджет был только внесен, а сколько спекуляций вокруг него началось: то не сделано, это не выполнено, о народе не думают... Причем бьют и справа, и слева. И это при том, что выборы депутатов Госдумы - только в декабре. Предвидя эту ситуацию, президент счел, что нельзя накладывать принятие бюджета на предвыборную кампанию. Бюджет должен быть вне политического интриганства. Он не может быть состязанием предвыборных лозунгов, а нас уже сейчас при обсуждении законопроекта тянут как раз к этому.- Понятно, что бюджет практически разрабатывался и принимается парламентским большинством Госдумы - фракцией партии "Единая Россия", поэтому нападки вполне объяснимы...- Главное, что "Единая Россия" еще и отвечает за бюджет. Действительно, этот документ можно назвать итогом всех наших предложений в адрес правительства, острых и серьезных вопросов, которые мы перед ним ставили, поэтому на самом деле это итог напряженной четырехлетней работы. Но ни с одной популистской партией "Единая Россия" не собирается состязаться. Давайте просто посмотрим, какие вопросы мы ставим в бюджете: развитие промышленности, устойчивый рост экономики, развитие собственного самолетостроения и судостроения, поддержка села, увеличение минимального размера оплаты труда, борьба с бедностью... можно долго перечислять. Сегодня все эти программы, в том числе программа развития Сибири, аккумулированы в бюджете. По существу, не осталось ничего, что в этом бюджете не было бы учтено.- В свое время, когда страна жила буквально одним днем, вы постоянно говорили о необходимости долгосрочных планов.- Мы действительно создали базу, которая дает возможность посмотреть дальше, заглянуть в перспективу. Я участвовал в подготовке федеральных бюджетов, начиная с 1993 года. Прекрасно помню, что это было абсолютное латание дыр: взять кусочек отсюда, бросить туда, и - опять по той же схеме! Снова приведу цифры: бюджет 2000 года составлял около 1 триллиона рублей, бюджет 2007 года - 7 триллионов. Только вдумайтесь в цифры! Это значит, сегодня мы можем решать стратегические задачи. Мы смогли прийти к тому, что делают все развитые, передовые государства. И мы можем действительно планировать не только то, что нам делать сегодня, но и учитывать, что будет через год, через несколько лет. Более того, после 2010 года мы хотим выйти на десятилетнее планирование. Причем здесь совершенно неуместно говорить о возврате к советским пятилеткам, когда цифрами и показателями манипулировали в угоду идеологии. Для нас важно знать, на что страна реально может рассчитывать в перспективе. Вот эта задача и была поставлена президентом - перейти на трехлетнее планирование. А десятилетнее планирование необходимо государству для расширения горизонтов, оно должно видеть, что у него будет в перспективе.- А простой гражданин будет рассуждать так: ну, конечно, хорошо депутатам да чиновникам планировать на 3, на 10 лет вперед, а что мне-то от этого?- Вот именно простой человек и должен выиграть в результате. Почему? Сегодня ставится задача не просто выделять деньги на что-то, а добиваться эффективности расходов, получения реального результата от использования этих денег. Простой пример. Скажем, выделяются средства на строительство завода, строить который несколько лет. Да вспомните строительство кемеровского моста! А годовой бюджет выделяет деньги только на год. Возникает риск - будет ли стройка финансироваться на второй, третий год? На этот риск автоматически растет цена. Кстати, риск абсолютно обоснован, посмотрите, сколько у нас в стране недостроя! Туда, куда были вложены деньги, а потом строительство брошено, потому что потом не хватило денег. Деньги просто зарыты в землю, гниют там. Так вот больше такого не будет! Трехлетний бюджет позволяет перейти к совершенно другому варианту планирования: речь идет о планировании результата от использования выделенных денег. Если бюджет направляет в регион деньги на медицину, то отчет по этим деньгам будет идти по тому, как повысилась рождаемость, уменьшилась смертность, будет оцениваться результат вложения этих денег. Если речь идет о дорогостоящих операциях (вспомните, национальный проект начинался с 20 тысяч таких операций, а в этом году количество их достигает 300 тысяч!), то теперь мы будем судить не только по количеству проведенных операций, а смотреть, как в регионе, куда выделены деньги, улучшились показатели здоровья населения. Вот эту возможность и открывает трехлетнее планирование.- Но ведь и раньше все планировалось?- Раньше говорилось только об одном - сколько денег можно выделить на год на те или иные задачи. И этим все ограничивалось. А сегодня акцент делается на результат. К примеру, поставлена задача - решить проблему обеспечения жильем военнослужащих. Не просто выделить деньги, а решить проблему посредством этих денег. Все прописано: 2008 год - 8,3 млрд. рублей, 2009 - 11,7 млрд. рублей, 2010 - 14,2 млрд. рублей. И прописано главное - каков должен быть результат? А результат планируется такой: к 2010 году полностью обеспечить военнослужащих постоянным жильем, а к 2012 году - служебными жилыми помещениями. Кто выигрывает? Военнослужащий. Прошу уяснить, мы говорим уже не о вложенных средствах, а о результатах их использования. И так - по каждому направлению. Кто в результате выигрывает? Простой гражданин. Теперь такой пример. Только что мы принимали закон о деньгах ЮКОСа, которые пойдут на погашение налоговых долгов ЮКОСа перед государством. Принято решение аккумулировать эти деньги в бюджет страны. На что их направят? Первое, на решение проблемы, особо важной для Кузбасса, - ликвидацию ветхого жилья. Второе - на ремонт жилья. Более того, создается специальная государственная компания, которая будет жестко контролировать, как используются эти деньги. В целом же в 2008 году на переселение из ветхого и аварийного жилья выделяется 100 млрд. рублей. Для сравнения: самая большая сумма была направлена на эти цели в прошлом году - на всю страну выделялся 1 млрд. рублей. Но надо честно сказать, проблема колоссальна, даже это еще не ее решение, но вложение больших денег позволяет подойти к нему вплотную.На капремонт жилищного фонда из того же источника выделяется 150 млрд. рублей. Тут даже сравнений не надо делать, потому что федеральный бюджет никогда не выделял в регионы деньги на ремонт жилья. Сейчас это реально существующая сумма в бюджете. Здесь тоже вопрос не столько в том, чтобы эти деньги получить, как в том, чтобы их эффективно использовать. Думаю, для Кузбасса это не проблема.- Андрей Михайлович , Госдума постоянно акцентировала внимание на том, что бюджеты последних лет профицитны, что доходы превышают расходы, а пришли к тому, что в итоге трехлетнего бюджета страна выходит на беспрофицитный бюджет. Не приведет ли это к снижению затрат на социальную сферу?- Ни в коей мере! В трехлетнем бюджете только по 2008 году предусматриваются дополнительные затраты в один триллион рублей, предназначенные для решения и социальных вопросов, и для создания устойчивого роста экономики страны. Два-три года назад это даже представить себе было невозможно. А к 2011 году мы действительно выйдем на беспрофицитный бюджет: если сейчас мы должны поддерживать бюджетный профицит как своеобразную подушку безопасности, в том числе и учитывая борьбу с инфляцией, то это последний бюджет, который в такой мере предосторожности нуждается. Но чтобы к 2011 году выйти на беспрофицитный бюджет, надо решить проблему с инфляцией. И потому уже сейчас ставится задача снизить ее как минимум до 6 проц. И это абсолютно реально. В выборную кампанию я говорил, что у нас будет инфляция, по крайней мере, не с двузначным, а с однозначным числом. Никто в это не верил, а ведь в прошлом году она составила 9 процентов. Так что мы решаем реальные задачи - борьба с инфляцией, повышение минимального размера оплаты труда и уравнивание ее с прожиточным минимумом, увеличение зарплаты и, как следствие этого, размера пенсий.- Андрей Михайлович , понятно, что такой важный и объемный документ как трехлетний бюджет, не рассмотреть в рамках одной беседы. Давайте договоримся в следующий раз более подробно остановиться, к примеру, на пенсиях, в том числе шахтерских. Знаю, что в этом отношении у вас есть интересные предложения. На использовании средств Стабилизационного фонда, что тоже всегда интересовало людей. А пока подытожьте, пожалуйста, в чем главные преимущества трехлетнего бюджета?- Я всегда при любой встрече и возможности предлагаю кузбассовцам напрямую задавать вопросы, интересующие их. Не отказываюсь от этого и сейчас. Это можно делать и через газету "Кузбасс", и через моих помощников.Что касается главного в трехлетнем бюджете, то вижу здесь два основных момента. Первое - сегодня практически все, что мы предлагали и чего добивались от правительства, в бюджете есть. Второе - это бюджет, который дает и людям, и стране надежду на уверенность в завтрашнем дне. Пусть еще не саму уверенность, но реальную надежду на нее. Поэтому в целом я назвал бы этот документ бюджетом сбывающихся надежд.

Кузбасс, г. Кемерово

Дата: 14 Июня 2007

Док. 340113
Перв. публик.: 14.06.07
Последн. ред.: 18.07.07
Число обращений: 414

  • Макаров Андрей Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``