В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: Российская налоговая система очень сложна, дорога и неэффективна для развития бизнеса Назад
Иван Грачев: Российская налоговая система очень сложна, дорога и неэффективна для развития бизнеса
Иван Дмитриевич, Министерство РФ по налогам и сборам совместно с Минфином и Минэкономразвития направило в аппарат правительства предложения об усовершенствовании системы налогового контроля за крупными расходами граждан. Предлагается установить, что налоговый контроль в отношении операций с движимым и недвижимым имуществом будет вводиться, если их суммарная стоимость будет превышать 600 тыс. рублей. Руководитель департамента напомнил, что ранее МНС предлагало установить стоимостной порог для движимого имущества в размере 100 тыс. рублей, для недвижимого имущества - 1 млн. рублей. Почему был занижен стоимостной порог?

Я думаю, что большинство сделок с недвижимостью по России (исключая Москву и некоторые другие города), до миллиона-то и не дотянут. Мне кажется, что эта мера продиктована желанием контролировать больше сделок.

Даст ли такая мера реальный доход в бюджет?

Я думаю, что нет. Представление о том, что можно административными методами существенно увеличить налогообложение, если оно плохо устроено - это иллюзия. Если человек не может платить с 1 рубля прибыли 102 копейки налога, то никакие административные меры не заставят его это сделать. Его можно только разорить. Я думаю, что это - иллюзия.
Как эта иллюзия появляется - тоже понятно. Насколько я понимаю, налоговики не выполняют план по налогам и сборам, и их за это ругают. Почему они недовыполняют план? Потому что "перетряхнули" налоговую систему. В позапрошлом и прошлом годах они относительно успешно наращивали сборы. Была устоявшаяся налоговая система, и она работала. Сейчас сделали новую налоговую систему, по существу, ничего не меняющую - по налогу на прибыль, по налогу на добавленную стоимость, наделали огромное количество "дыр" в НДС, так что люди массовый "пылесос" организуют. Вместо того, чтобы заниматься этой проблемой, предпринимаются шаги, создающие видимость борьбы за увеличение сборов. Я думаю, что большинство из налоговиков и сами не верят в эти жесты. Например, были меры валютного контроля - и что, уменьшился отток капиталов из России? Нет, конечно.
Я думаю, что правильным решением будет сокращать налоговый пресс и чистить налоговую систему, упрощать ее до предела. Например, создавать для малого предприятия упрощенную систему налогообложения. Однако правительство останавливается на полпути, не заменяя все налоги одним. Пять налогов заменят - двадцать оставят. А надо ВСЕ налоги для малых предприятий заменить одним. Что касается крупных предприятий, то тоже стоит заметить, что большинство налогов, скажем так, сомнительно полезны. Затраты на администрирование с 9-го или 10-го ранжированного в списке налога превышает поступления от самого налога. Вот этими аспектами надо заниматься. Надо упрощать налоговую систему, снижать налоговый пресс, чистить систему от грязи.

Смогут ли налогоплательщики, как и до введения данной меры, избегать уплаты налогов?

Без сомнения. Мы знаем, что, например, в Москве при сделках с недвижимостью показывается не более трети от реальных сумм. Оставшиеся 2/3 идут теневым и "серым" оборотом. Соответственно, ужесточение правил обернется увеличением теневого оборота. Я думаю, что, скорее всего, будет так. Думать, что в этой борьбе, при запредельных налоговых нагрузках можно административными методами заставить человека сделать то, что он не может сделать и считает несправедливым - неправильно и невозможно.

24 июня 2002

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=25627

Док. 340085
Перв. публик.: 18.07.02
Последн. ред.: 18.07.07
Число обращений: 210

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``