В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Неверов: Искусство требовать жертв Назад
Сергей Неверов: Искусство требовать жертв
Попытки определенных каст людей приватизировать общественный вкус и наложить запреты на конкретные произведения искусства не просто бессмысленны. Эти попытки неизбежно превращают гонителей в прямых пропагандистов гонимых авторов, при этом искажая до неузнаваемости масштаб и суть самих "неугодных" произведений.

Итак, депутат-"единоросс" с говорящей фамилией Неверов публично ополчился на "порнографа" и "калоеда" писателя Сорокина, который контрабандно проник на сцену Большого театра с либретто оперы "Дети Розенталя". Депутат Неверов и прочие охранители вроде "Идущих вместе" орут во все глотки, что на главной сцене страны нет места "порнографии", устраивают пикеты возле Большого и требуют отмены спектакля. Но, если вдуматься, результаты этой кипучей деятельности апологетов "правильного" общественного вкуса прямо противоположны заявленным целям. Судите сами. Вряд ли наши защитники, полузащитники и нападающие культурного наследия нации станут спорить с тем, что Большой театр зона элитарного, а не массового искусства.

Но писатель Сорокин ведь совершенно элитарный автор. Его тексты едва ли читает даже один процент читающих россиян. Композитор Леонид Десятников, написавший музыку к "Детям Розенталя", вообще авангардист. Элитарнее некуда. Наконец, режиссер-постановщик спектакля великий (можно не стесняться этого слова) Эймунтас Някрошюс, чей талант признан именно элитарной, утонченной, наиболее образованной публикой. То есть получается, что мы имеем дело со спектаклем, совершенно не противоречащим элитарному духу Большого театра. Скорее, наоборот. А г-н Неверов и "идущие с ним вместе" своими действиями упорно пытаются превратить это сугубо элитарное зрелище для избранных в акт массовой культуры.

У депутата Неверов а есть идеологические последователи со столь же успешными результатами творческой деятельности. Например, архиепископ Генуэзский Тарчизио Бертоне. Он публично призвал католиков не читать нашумевший роман американца Дэна Брауна "Код да Винчи" как книгу, непригодную для христиан.

В результате чистый литературный вымысел, приключенческая фантазия, основанная на предположении, что Христос в земной жизни женился на Марии Магдалине и у них родился ребенок, устами кардинала, по сути, была провозглашена богословским произведением. Любой нормальный обыватель ведь как думает: если церковь называет книгу опасной, значит, что-то в ней есть. В результате "Код да Винчи", который и без того стал мировым бестселлером, теперь, не сомневайтесь, станет еще и бестселлером среди католиков.

Приватизаторы общественного вкуса не учитывают двух важных вещей. Во-первых, нет ничего привлекательнее запретного плода. Во-вторых, всякая классика в момент своего создания является экспериментом, отступлением от нормы или по крайней мере прорывом в новое качество в рамках уже известных, привычных публике творческих приемов. И не все классики умирают классиками.

Общественный вкус, в принципе, не поддается регулированию религиозными, политическими или даже эстетическими запретами. Любое произведение искусства, независимо от его качества, взаимодействует с каждым конкретным зрителем совершенно интимно и непредсказуемо.

Поэтому, пытаясь оградить общество от "неправильного" искусства, охранители невольно возвышают значение своей жертвы в глазах обывателя. Кому теперь не захочется посмотреть, что это там за тень "порнографа" и "калоеда" нагло высовывается из-за кулис нашего Большого театра?







Профиль, Город: Москва
Дата: 28 Марта 2005


Док. 340080
Перв. публик.: 28.03.05
Последн. ред.: 18.07.07
Число обращений: 314

  • Неверов Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``