В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Ясин: Что в портфеле у министра без портфеля Назад
Евгений Ясин: Что в портфеле у министра без портфеля
В Российской управленческой практике появление министров без министерств, а проще министра без портфеля, давно уже стало традицией.
Первым был Николай Травкин (1994 год). Затем - Евгений Ясин (1997 год) и Рамазан Абдулатипов (1999 год). Ныне в Правительстве России аж два министра без портфеля. Это Владимир Елагин, который координирует службы, отвечающие за социально-экономическое развитие Чеченской Республики, и Владимир Зорин - он назначен c целью усиления координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации национальной политики. Зачем нужны министры без министерств? И что за документ такой "вопросы введения", который сегодня публикует "РГ"? На эти вопросы отвечает министр Российской Федерации Владимир Юрьевич ЗОРИН.

- Министр без портфеля нужен для усиления координации различных ведомств и служб. Он - член Правительства. Однако до сих пор его деятельность не прописана ни законом, ни постановлением Правительства. Поэтому и возникла необходимость появления такого документа, как "вопросы ведения". Он определяет круг ответственности, полномочий, прав и обязанности министра. Такого документа в управленческой практике Правительства еще не было ни разу. Правда, когда Евгений Ясин исполнял обязанности министра без портфеля по экономическим вопросам, внутренним и внешним инвестициям, был выпущен небольшой документ. Но в нем были сформулированы в основном лишь задачи по координированию реформы экономики страны.

- Почему возникла необходимость усилить координацию национальной политики государства?

- Потому что вопросами национальной, этнокультурной политики сегодня занимается уже два десятка структурных подразделений федеральной исполнительной власти: двадцать министерств, ведомств и комитетов, плюс субъекты Федерации. Возникла необходимость усилить этнокультурное развитие, укрепить межнациональное согласие. Страна наша исторически многонациональная, в ней много конфессий. От решения конкретных задач и проблем, которые испытывают народы России, зависит самочувствие государства.

- Значит ли это, что вы будете распоряжаться бюджетными деньгами?

- Нет. Дело в том, что финансирование национальной политики у нас идет из нескольких источников. Первый - это министерства и ведомства: условно говоря, их поддержка образовательных и культурных процессов. Второй источник - федеральные целевые программы. И третий - субъекты Федерации и органы местного самоуправления: ныне 44 региона из 89 краев, областей и республик "заложили" в своих бюджетах отдельные разделы на реализацию программы культурного развития. Кстати, одна из задач, которую оговаривают "вопросы ведения" - организация эффективного и "прозрачного" использования денег из этих источников. Кроме этого все активнее привлекаются к этой работе средства спонсоров. К примеру, в Приволжском федеральном округе стало традицией проведение ярмарки социальных проектов, где определяются программы, получающие финансовую поддержку.

- Социологи считают, что сегодня россияне переживают некую стадию отчужденности, которая выражается в избитом утверждении "мой дом - моя крепость, и все что за его пределами - не мои проблемы". Отсюда, в частности, и равнодушие к проблемам других народов и людей.

- Проблему отчуждения я не стал бы считать самодовлеющей. У нас в стране сильны традиции коллективного, общинного начала. Сегодня наблюдается усиление бытовой ксенофобии и бытового экстремизма. Потому на мою службу возложена обязанность координировать усилия по противодействию экстремизму. Правительство уже утвердило программу о противодействии экстремизму и воспитанию толерантности в обществе, которую будут реализовывать около десятка ведомств. Сегодня ученые считают, что в стране проживают люди 176 национальностей и этнических групп. Грядущая перепись населения позволит уточнить и общую численность населения, и его этническое лицо. Мы рассматриваем это многообразие не как источник напряженности или конфликтности, а как источник стабильности и роста: много народов, много богатства у нашей страны. Главная задача - сделать все, чтобы представители всех национальностей чувствовали себя в стране как в родном доме.

- Для этого достаточно законов?

- Что касается законодательной базы, то она у нас более или менее прописана. Во всяком случае она обеспечивает реализацию национально-культурных прав граждан.

- Можно ли расценивать "вопросы введения" как шаг к тому, что ваша служба в недалеком будущем может перерасти в полноценное министерство?

- Это зависит от конкретных задач и ситуации. У нас уже было министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики, функции которого ныне распределены между различными ведомствами: МВД занимается миграцией, МИД - соотечественниками за рубежом, Минэкономразвития - программами национально-культурного развития. Вместо расформированного министерства и была введена должность министра РФ, который отвечает за координацию деятельности этих и других ведомств. Аппарат у меня небольшой. Моя работа строится в тесном взаимодействии с научно-исследовательскими институтами и общественными организациями. Скажу лишь одно, что в такой стране как у нас, вопросы национальной политики всегда будут находиться под особым вниманием государства.

Ираида Семенова

По данным Госкомстата
В 1990 году в России насчитывалось 465 профессиональных и национальных театров. К началу нынешнего века их число превысило 500. Однако если десять лет назад театры ежегодно посещали 55 миллионов граждан, то ныне всего 27 миллионов россиян.
Выросло количество музеев. Если в 1990 году их насчитывалось 1315, то уже к 1998 году их количество приблизилось к 2000. При этом лидируют музеи по краеведческой тематике - таких по стране почти половина.
Края и области стали увлекаться еще и возведением памятников. Если в 1990 году насчитывалось 46 монументов, то теперь около ста.
Массовых, публичных библиотек, увы, стало меньше. За десятилетие закрылось более чем 10 тысяч "читальных залов".

http://www.rg.ru/Anons/arc_2002/0821/4.shtm
21.08.2002


Док. 340072
Перв. публик.: 21.08.02
Последн. ред.: 18.07.07
Число обращений: 367

  • Ясин Евгений Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``