В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Заурби Нахушев: Деньги лучше, чем необеспеченное финансирование льгот Назад
Заурби Нахушев: Деньги лучше, чем необеспеченное финансирование льгот
Депутат Государственной Думы РФ З.А. Нахушев отвечает на вопросы корреспондента "КБП".

- Заурби Ахмедович, читателям нашей газеты небезынтересно будет узнать, как говорят, из первых рук, о том, насколько плодотворно прошла первая весенняя сессия Государственной Думы РФ нового созыва, каковы итоги напряженной законотворческой деятельности депутатов?

- Я немного отвлекусь от вашего вопроса и скажу несколько слов о фракции, в которой состою и работаю. Это депутатская фракция "Единая Россия". В ней 307 депутатов из 450. Они разделены на четыре группы. Одной из них руководит Владимир Семенович Катренко. Я заместитель руководителя этой группы, а также заместитель председателя Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике.

Чтобы не перечислять множество рассмотренных и принятых Госдумой законов, назову лишь несколько цифр. За отчетный период Государственная Дума провела 39 пленарных заседаний, на которых депутаты рассмотрели 572 законопроекта. Из них приняты в качестве федеральных законов и подписаны Президентом Российской Федерации 102 закона. В первом"чтении депутаты придали 76 законопроектов, во втором - 60. Возвратили на доработку, либо отклонили 388.

В чем тут дело? В связи с избранием нового состава Государственной Думы ее руководство решило разгрести, если эти слово подходит, законопроекты, которые числятся находящимися на рассмотрении Госдумы, но до сих пор не рассмотрены. Их тысячи. Поэтому эти 388 законопроектов практически отклонены и на следующей, осенней, сессии не будут рассматриваться. Они предложены многими субъектами Российской Федерации. Среди них есть такие, которые были внесены еще в Госдуму второго созыва. Достаточно много труда вложили депутаты и руководители ныне действующей Государственной Думы для того, чтобы освободиться от рассмотрения ненужных законов, которые не могут быть приняты ввиду того, что решение многих вопросов, содержащихся в них, уже обеспечивается другими законами.

Говоря об основных направлениях законотворческой деятельности Государственной Думы на весенней сессии 2004 года, хочу отметить, что вся работа ее осуществлялась практически на основе принятого Генеральным советом партии "Единая Россия" плана законотворческой деятельности, поскольку фракция наша составляет квалифицированное большинство Госдумы. Мы сегодня можем провести любые законопроекты без помощи других фракций.

В частности, приоритет депутаты отдали разработке и принятию законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, дальнейшее реформирование административной, пенсионной и налоговой системы, модернизацию системы профессионального среднего и высшего образования, развитие системы здравоохранения и медицинского страхования граждан, решение вопросов комплектования армии, обеспечения жильем, охраны здоровья, образования военнослужащих.

- На какие законы вы лично обращали внимание и в работе над какими из них принимали непосредственное участие?

- Это Законы "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", "О Правительстве Российской Федерации", "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

- Очень важным считаю работу над Законом "О внесении изменений в Закон "О ветеранах", который был принят ГД в апреле 2004 года и подписан Президентом РФ в мае 2004 года. Закон распространяет статус участника Великой Отечественной войны на награжденных медалью "За оборону Ленинграда", но не имеющих документального подтверждения своего участия в трудовой деятельности в период блокады Ленинграда. Закон учитывает тот факт, что награждение гражданина этой медалью само по себе является свидетельством его вклада в оборону города. Признание этого факта улучшает материальное положение 25 тысяч человек и одновременно увеличивает расходы бюджета на полмиллиарда рублей.

Заслуживает самого пристального внимания пакет законодательных актов о формировании рынка доступного жилья. Государственная Дума этот вопрос ведет, по-моему, со дня ее формирования. Правительство РФ выступило как соавтор семи законопроектов пакета. Всего в первом и втором чтениях депутаты приняли 18 законов. Среди них очень важное значение имеет закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части защиты прав и законных интересов граждан, вкладывающих денежные средства в строительство жилья.

Закон "О внесении изменений в часть первую статьи 446 Гражданского процессуального кодекса РФ" снимает запрет на обращение взыскания на жилое помещение, земельные участки, которые являются предметом закладывания для получения, скажем, кредитов на строительство жилья.

Закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке" направлен на устранение неэффективных и устаревших положений об ипотеке и уточняет отдельные новые положения, направленные на развитие ее правового регулирования.

По оценкам разработчиков этих законов, принятие их позволит втрое сократить срок ожидания получения жилья. В частности, по городу Нальчику знаем, что граждане в очереди состоят до 15-20 лет, а иногда, к глубокому сожалению, и больше. Значит, ожидание сократится до 5-7 лет. Это нормально. Человек, который проработал 7-10 лет, уже сможет или сам строить жилье, или приобрести" его.

Если этот закон начнет работать, то к 2010 году в 30 раз увеличатся объемы жилищного кредитования, или с 10 миллиардов рублей в 2003 году до 350 миллиардов рублей к 2010 году. Доля населения, способного приобрести стандартную квартиру, возрастет с 9,5 процента до 30 процентов.

- Большой резонанс в общественно-политической жизни России вызвало обсуждение закона о льготных выплатах, который Президент РФ В.В. Путин назвал важным и чувствительным. Расскажите, пожалуйста, какое участие вы и другие депутаты от КБР принимали в его разработке и принятии?

- Закон очень серьезно обсуждался во всех регионах Российской Федерации. Если бы я сказал, что он является революцией в социальной сфере России, это было бы верно, потому что закон многое в ней меняет. Он так и называется "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов о внесении изменений, дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Кстати, этот закон внесен 31 мая текущего года Правительством РФ.

Я получил десятки писем из разных учреждений, трудовых коллективов, общественных организаций, в частности, профсоюзов КБР, содержащих отклики на этот закон и требования не голосовать за него. Давайте мы сегодня будем откровенно говорить на эту тему.

Вопрос о замене льгот на денежную компенсацию еще около пяти лет назад мы поднимали в Парламенте КБР, изучив предварительно положение дел именно в нашей республике в связи с выполнением тех законов, по которым даются льготы.

Один пример. Сколько ветеранов получали после первого обращения нужные лекарства? Сегодня конкретно можно сказать: более пятидесяти процентов рецептов на льготные лекарства в аптеках не обеспечивались. Вы же понимаете, лекарство ветерану нужно сегодня, а не завтра или послезавтра, и тем более через месяц. К сожалению, государство не могло обеспечить всех ветеранов нужными лекарствами вовремя. Поэтому хочу, чтобы наши избиратели знали, что принятие закона было необходимо.

Надо признать и тот факт, что практически 90 процентов льгот сельское население Кабардино-Балкарии не получало вообще, касаются ли они установки телефона, проезда на транспорте, лекарственного обеспечения. Об этом, считаю, надо подумать и ветеранам, которые не были заинтересованы в замене льгот на денежную компенсацию.

Я, если говорить о моем личном участии, вносил в присутствии министра здравоохранения и социального развития РФ Михаила Юрьевича Зурабова радикальное предложение: не надо никаких компенсаций, давайте увеличим пенсии всем ветеранам на сумму предоставляемых им льгот, что дает получение ежемесячной денежной выплаты, равной стоимости льгот вне зависимости от заявительной формы на предоставление компенсации.

Что хорошо в принятом законе о монетизации льгот? Я считаю: в любом случае деньги лучше, чем необеспеченное финансирование льгот. Пенсионер, получив деньги, может пойти в любую аптеку и купить нужные ему лекарства. Другой вопрос, за что мы и боролись, имею в виду депутатов от Кабардино-Балкарии, связан был с тем, чтобы увеличить сумму выплат нашим ветеранам.

Но при этом хочу сказать, что протесты против принятия закона о социальных льготах в целом по стране были организованы не ветеранами, в чем глубоко убежден, а людьми, которые грели руки на недостатках существовавшей системы обеспечения льгот, на несовершенстве самих законов.

Новый закон предполагает внесение изменений в 155 законов Российской Федерации, и 41 законодательный акт должен быть признан утратившим силу. В самом начале я не случайно сказал, что принятый закон практически стал революцией в социальной политике нашей страны.

На сегодняшний день закон находится на подписании у Президента РФ. Но недоработки в нем, безусловно, возможны, потому что даже из-за объема этого закона (более 750 страниц) трудно было учесть все до мелочей. Но любое законодательство, если есть необходимость, можно совершенствовать, вносить в него изменения.

Лично я считаю: самый серьезный изъян в этом законе в том, что большинство субъектов Российской Федерации сегодня не готово к выплатам денежных компенсаций за льготы, переданные на их уровень. Для примера хочу привести Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию, Калмыкию, где проживают репрессированные в свое время народы. Одно дело, общеполитические репрессии в довоенные годы. А как быть с репрессиями целых народов, которые были выселены незаконно со своих насиженных мест государством, а не субъектом этого государства. Поэтому и выплату денежных компенсаций за установленные им льготы РФ должна была оставить за собой. Мы, депутаты от КБР, отстаивали это требование в Госдуме, но нас, к сожалению, не услышали.

Еще один пример, доказывающий необходимость принятия закона о замене льгот на денежные компенсации. Действующий Закон "О ветеранах" на сегодняшний день устанавливает 40 категорий и подкатегорий ветеранов. Общая их численность на первое января 2003 года составляла 24 миллиона 170 тысяч человек. Расчетная потребность в финансировании их льгот около 189 миллиардов рублей. В том числе, по федеральным полномочиям почти 65 миллиардов рублей, по региональным -124 миллиарда рублей.

А теперь посмотрим фактическое их исполнение. Финансирование за 2003 год составило 7,4 миллиарда рублей по федеральным льготам, что всего 11 процентов от потребности, и 46,6 миллиарда рублей по региональным полномочиям, или 37,5 процента от потребности. Разве это нормальное явление?

Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам ордена Славы и полным кавалерам ордена Трудовой Славы будут установлены отдельные федеральные льготы отдельным федеральным законом.

- Заурби Ахмедович, как складывается у вас работа с избирателями? С какими проблемами, просьбами, пожеланиями они приходят на встречу с вами, и многим ли из них удается помочь?

- Для каждого депутата, тем более Государственной Думы РФ, должно пройти некоторое время для адаптации в той ситуации, в которой Мы работаем, чтобы изучить возможности для реальной помощи республике, от которой депутаты избраны. В этом вопросе мы на пути налаживания и ускорения работы с обращениями избирателей.

Со дня избрания я принял более 50 избирателей. Со своими помощниками разобрал 100 заявлений. Это и заявления, которые я получил в период избирательной кампании.

Сегодня, скажу откровенно, заявить, что все вопросы, с которыми обращаются люди, я полностью решаю, не могу. У депутата есть определенные полномочия. За их рамками мы обращаемся с просьбами к должностным лицам КБР - членам Правительства, Парламенту республики, руководителям федеральных и региональных ведомств. В большинстве своем наши просьбы выполняются.

Если проанализировать обращения лично ко мне, то они в основном касаются оказания содействия в улучшении жилищных условий либо предоставлении материальной помощи. С учетом того, что депутат Госдумы не имеет каких-либо материальных фондов, я делаю все возможное, чтобы оказать содействие в решении этих проблем.

Кстати, я хотел бы, чтобы избиратели знали, что Правительство и Парламент КБР, депутаты Госдумы делают все возможное для обеспечения жильем именно малообеспеченной категории населения республики. Ежегодно мы строим или выкупаем для остро нуждающихся более 50 квартир или жилых домов по Кабардино-Балкарии.

- Вы часто бываете в разных уголках Кабардино-Балкарии, встречаетесь со многими людьми. Ваши впечатления об их настроении, об общественно-политической обстановке в республике?

- Считаю, что обстановка, и политическая, и социальная, в республике на сегодняшний день удовлетворительная. Не могу сказать, что есть процессы, которые мешают поступательному развитию и экономики, и социальной сферы Кабардино-Балкарии. К примеру, к концу этого года она станет республикой сплошной газификации, наверное, первой в Российской Федерации. Даже в дальние горные села республики придет газ.

В прошлом году Парламент КБР утвердил Программу обеспечения чистой питьевой водой населенных пунктов. В ближайшие два-три года эта проблема будет снята.

В республике практически решили вопросы, связанные с дорожным строительством. Нет у нас населенного пункта, даже в горных районах, чтобы там не было дороги с асфальтовым покрытием.

Если мы будем дружно работать, мирно жить, будет межнациональное согласие, то и Президент, и Правительство КБР, и депутаты Государственной Думы, я в этом убежден, сделают все для того, чтобы вся жизнь в Кабардино-Балкарской Республике изменялась только в лучшую сторону.

- Приближается осенняя сессия Госдумы РФ. Наверное, у вас уже есть какие-то свои личные планы на предстоящий период законотворческой деятельности?

- Я уже говорил, что в первом и втором чтении принято достаточно много законов, в которые надо вносить изменения и дополнения, чтобы эти законы работали на субъекты, в том числе на Кабардино-Балкарию. Депутаты от республики сделают для этого все возможное. Это наша общая задача.

Что же касается ближайших перспектив на осеннюю сессию, то нет у нас другой более важной заботы, нежели принятие бюджета Российской Федерации на 2005 год. И для нас не менее важно сделать все, чтобы бюджетное обеспечение КБР из федерального бюджета не ухудшилось в связи с принятием тех законов, о которых я говорил.

Мы уже в этом направлении начали работать. Как член трехсторонней комиссии по разработке и принятию бюджета РФ на 2005 год от Госдумы сделаю все возможное, чтобы республика наша не пострадала от законов, которые перекладывают бремя решения многих вопросов на субъекты Российской Федерации, в том числе по закону о льготах. В 2005 году мы ощутим некоторое напряжение с бюджетом КБР. Задача руководителей министерств и ведомств республики - смягчить это напряжение. А депутаты Государственной Думы от республики - я, Михаил Залиханов, Арсен Каноков - будем их надежными помощниками в Москве при решении возникающих проблем.

Подготовил А. Баскаев.



Кабардино-Балкарская Правда, Город: Нальчик

Дата: 27 августа 2004


Док. 339936
Перв. публик.: 27.08.04
Последн. ред.: 18.07.07
Число обращений: 238

  • Нахушев Заурби Ахмедович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``