В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вера Оськина: Люди боятся потерять то, чего не имеют Назад
Вера Оськина: Люди боятся потерять то, чего не имеют
Можно сколько угодно обсуждать идею правительства о замене льгот денежными компенсациями, приветствовать ее или, наоборот, ругать, однако ответственность за примятое решение ляжет в первую очередь на наших народных избранников. Депутат Государственной думы Вера Оськина называет широко обсуждаемый сегодня законопроект лакмусовой бумажкой, которая проявит на деле отношение государства к своему народу.
- Вера Егоровна, как вы относитесь к предложению правительства о замене льгот денежными компенсациями?
- Мне этот вопрос задают на встрече те люди, которых напрямую касается это предложение. Я - за него, если компенсации дойдут до конкретного человека, как предполагается в законопроекте, который, кстати сказать, затрагивает не только "льготный" вопрос. В законопроекте речь идет о разделении бюджетных полномочий, в связи с чем вносятся поправки в 155 существующих законов и 41 закон отменяется. И депутаты сейчас изучают представленный документ в комитетах. У меня он вызывает много сомнений. Скажем, нужно ли отменять мораторий на приватизацию общеобразовательных учреждений или бесплатное питание в школах, единую тарифную сетку для бюджетников или такую норму, как минимальная оплата труда, которая зафиксирована Конституцией? На эти и многие другие вопросы предстоит ответить депутатам в ходе работы над законопроектом. Что касается перевода льгот в денежные компенсации, сама идея, на мой взгляд, правильная. Общеизвестно, что льготами сегодня может воспользоваться далеко не каждый человек, который имеет на это право. Лежачий инвалид не может пользоваться льготой проезда на общественном и пригородном транспорте, житель деревни, необеспеченной связью- льготой по оплате за телефон. Большой проблемой ос таятся получение лекарств по льготным рецептам. И, на мой взгляд, справедливее было бы заменить натуральные льготы денежными выплатами.

"Не верю!"
- Только почему-то многие льготники не согласны с этим.
- Действительно, на заседании президиума краевого совета ветеранов, в работе которого я недавно принимала участие, было предложено принять резолюцию против начинаний правительства, хотя некоторые выступающие высказывались в пользу компенсаций. И настроения людей вполне понятны. Они просто не верят действиям правительства. В 1991 году в одночасье люди пожилого возраста лишились своих накоплений. Многие из них откладывали на черный день, на похороны. До сих пор эти деньги не возвращены людям.
Много денег пропало в банках и после дефолта 1998 года. Доверие населения к Кабинету министров пока не восстановлено. Тем более непонятно поведение правительства, которое продвигает предложения по кардинальному изменению устоявшихся порядков в стране без широкой разъяснительной работы. По крайней мере, это проявление неуважения к людям. Но вернемся к цифрам, которые говорят сами за себя. В 2003 году на льготы по двум законам "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов" из федерального бюджета было выделено 27,4 млрд. рублей. Получалось 50 рублей в месяц на одного ветерана и 110 рублей - на одного инвалида. В 2005 году на льготы и выплату денежных компенсаций запланировано 172 млрд. рублей. Согласитесь, разница существенная. Причем, льготники будут приличные суммы: согласно законопроекту, в зависимости от категории, от 600 до 3500 рублей в месяц. И многие уже сегодня останавливают свой выбор на компенсациях. Хотя вот парадокс: есть люди, которые все же не хотят отказываться от льгот, хотя ими не могут воспользоваться. Они боятся потерять то, чего не имеют. Вот насколько велико недоверие к государству.
- Еще больше боятся потерять люди, которые льготами пользовались.
Например, недавно в интервью нашей газете начальник городского управления социальной защиты населения Галина Пашинова сказала, что около двух тысяч горожан получают льготные лекарства на сумму от 10 до 270 тысяч в год. Конечно, такие льготники опасаются, что, получая компенсации, не смогут приобретать на них дорогие но жизненно важные препараты.
- Эта проблема нас тоже беспокоит. На наш взгляд, это самое слабое место в представленной схеме. Поэтому, среди предложений, которые комитет по труду и социальной политике, где я работаю, подготовил и намерен отстаивать еще до первого чтения законопроекта, есть такое: расширить круг категорий по предоставлению льготных лекарственных препаратов. По словам министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова, льготники смогут получать необходимые лекарства благодаря предусмотрительно разработанному механизму. Он заключается в следующем. Часть компенсации человек один раз в год тратит на приобретение страхового полиса, по которому он в случае болезни будет получать необходимые лекарства. Относительно проезда на транспорте уже есть договоренности с ОАО "Железные дороги" о том, что из суммы компенсации льготник будет выплачивать 40 рублей в месяц за проездной билет, по которому сможет совершить любое количество поездок и в любом направлении на пригородной электричке. Решение о сумме проездного билета на городском транспорте будет приниматься, по всей видимости, ни уровне субъектов Федерации, потому что оплата за проезд в регионах отличается.
Еще 55-70 рублей нужно будет заплатить абонентскую плату за телефон. В целом социальный пакет, в который войдут четыре льготы, стоит около 400 рублей в месяц. После его оплаты из суммы компенсации (рассматриваются и другие варианты) у пожилого человека еще останутся на руках деньги, которые можно будет использовать на другие нужды. И все же мы считаем, что некоторым категориям льготников, в первую очередь инвалидам, нужно увеличить размер компенсаций, чтобы с гарантией компенсировать предоставляемые им сегодня государством льготы.

Право на выбор
- Оставляет ли законопроект право выбора за человеком - оставлять льготы или получать компенсации?
- Нет, пока законопроект предусматривает перевод на денежные компенсации всех категорий льготников. Мне кажется (и об этом говорят ветераны, с которыми я общалась), что все-таки в 2005 году нужно оставить за людьми право выбора. Хочет человек получать компенсацию - его переводят на новую систему. Не хочет - значит, продолжает пользоваться льготами. Думаю, со временем, когда механизм заработает, все поймут преимущества компенсаций. Но людям нужно дать это время. - Вера Егоровна, считаете ли вы справедливым, что проблема льгот и выплат компенсаций труженикам тыла, ветеранам труда, людям, подвергавшимся репрессиям, правительство намерено переложить на субъекты федераций? - Здесь тоже много вопросов. Глава государства одним росчерком пера решал судьбы целых народов, переселяя невинных людей с родины, Поэтому и отвечать за них должно государство, а не регионы. То же самое могу сказать о тружениках тыла, без их труда, порой по 2-3 смены, без их мужества, самоотдачи победа была бы невозможна. Поэтому наш комитет будет отстаивать предложение выплачивать компенсации этим категориям льготников из федерального бюджета. Вообще правительство взяло на себя заботу лишь о 12-14 миллионах льготников, а 17-19 миллионов человек хочет отдать регионам. На мой взгляд, это неправильно учитывая, что в стране более 60 территорий - депрессивные, дотационные. Где они возьмут деньги для выплаты компенсаций?

Какими будут компенсации?
- Еще немаловажный вопрос. Компенсации будут начисляться автоматически или для их получения нужно будет оформлять документы?
- Предполагается, что предоставление компенсаций, в отличие от льгот, не будет носить заявительный характер. Выплата будет производиться вместе с пенсией. Причем деньги пойдут из бюджета напрямую к человеку, минуя инстанции, что позволит избежать нецелевого использования средств. На мой взгляд, большой плюс в том, что человеку не придется просить о компенсации. В этой связи я вспоминаю своего отца, который прошел войну, но никогда ничего не просил, хотя имел право. Надо знать наших людей - благородных, скромных. Многие льготники не пользуются своими правами. Кто-то не хочет докучать власти. Кто-то считает, что есть более нуждающиеся. Кому-то стыдно обращаться за помощью... Для таких людей компенсация - это благо.
Примут - не примут?
- Проблема льгот актуальна сегодня не только для ветеранов и инвалидов, но и для самих депутатов. Что вы думаете о предложении выплачивать депутатам денежные компенсации вместо льгот?
- Прежде всего, я бы согласилась со своими коллегами по Государственной думе, которые называют льготы финансовыми обязательствами по выполнению депутатских полномочий, И такое финансирование должно быть - иначе как депутату выезжать в округ, в котором он обязан работать? Другое дело, как
эти средства расходуются. В настоящее время работает созданная из депутатов комиссия, которая проверяет расходование финансовых средств на обеспечение депутатского корпуса и содержание аппарата.
И первое, что вызвало серьезное удивление, это содержание автопарка. По правилам депутат должен три недели работать в Думе, неделю - в округе. Но некоторые народные избранники за государственный счет летают домой на выходные. Или в Сочи. Правильно ли это? Конечно, нет. И здесь навести порядок нужно и можно. Точно также, как со стоимостью билетов: совсем необязательно летать бизнес-классом.
Немалые деньги тратятся и на телефонные разговоры. Сегодня разговоры по сотовому телефону не лимитированы. И зря, Пусть бы был лимит, который ограничивал бы любителей поговорить за казенный счет. Я, в общем-то, согласна с Владимиром Жириновским, который предлагает выделять депутату на год определенную сумму, исходя из которой он бы выстраивал свою работу: планировал командировки, решал транспортную проблему, платил зарплату помощникам, оказывал материальную помощь избирателям и т. д.
- Недавно в СМИ приводились данные, что депутату понадобится выплачивать более 300 тысяч рублей в месяц, если все имеющиеся льготы перевести в денежные компенсации...
- Это очень серьезная сумма. И ее можно уменьшить в разы, если контролировать расходы депутата; его командировки по стране и за рубеж, телефонные разговоры, пользование транспортом. Нужно более внимательно рассмотреть в этой связи и проблему содержания аппарата.
- Сможет ли Дума решить два серьезных "льготных" вопроса, затрагивающих интересы ветеранов, инвалидов и депутатов? В обоих случаях на кону - деньги.
- Проблему финансовых обязательств по выполнению депутатских полномочий мы рассматривали уже дважды. И, я думаю, она будет решена, Во всяком случае, председатель Думы настроен решительно. Плотно мы работаем и над законопроектом, который, в том числе, предусматривает замену льгот ветеранов и инвалидов на денежные компенсации. Первое чтение намечено на 2 июля, Документ очень большой - 402 страницы. Внесены поправки в 155 действующих законов, И не под силу ни одному депутату проработать его целиком в сжатые сроки. Поэтому комитеты изучают каждый свое направление. Я, например, отвечаю за социальные гарантии - на них обращаю особое внимание.
- Не упустите пунктик, который потом негативно отразится на людях? Вы же несете ответственность за принятое решение.
- При рассмотрении законопроекта в первом чтении определяется отношение к изложенной в нем концепции, Но затем следует второе и третье чтение, когда у депутатов есть время детально изучить законопроект, выяснить мнение в округе, внести поправки. И мы постараемся не упустить ничего. Haшa задача - принять такое решение, при котором бы ни один человек не попал в худшую ситуацию.



ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ, Город: КРАСНОЯРСК
Дата: 01 июля 2004


Док. 339926
Перв. публик.: 01.07.04
Последн. ред.: 18.07.07
Число обращений: 228

  • Оськина Вера Егоровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``