В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: 10%-й ежегодный прирост ВВП можно обеспечить без мобилизационного варианта развития Назад
Иван Грачев: 10%-й ежегодный прирост ВВП можно обеспечить без мобилизационного варианта развития
Иван Дмитриевич, Российская Объединенная Промышленная Партия (РОПП) представила "стратегию экономического прорыва" для страны. Согласно этой стратегии, через пару лет российская экономика покажет темпы роста в 14-18% при условии перехода на мобилизационную экономику. Программа РОПП предполагает "мобилизацию всех ресурсов России, включая материальные и интеллектуальные, на основных направлениях", и организацию перелива средств сырьевых отраслей в "селективно отобранные" высокотехнологичные отрасли. По Вашему мнению, возможен ли такой рост в случае реализации данной программы?

Пока что все заявленное в этой программе - абстрактные формулировки. Что означает "мобилизационная экономика"? Это означает, что надо собрать деньги в бюджет и отдать на какие-то целевые направления. Такой вариант может быть эффективен в том случае, если, во-первых, эти целевые, локомотивные направления четко определены, и, во-вторых, если уровень воровства не очень высокий. В-третьих, что чрезвычайно важно, мы же уже прошли плановую систему, и сейчас должно быть ясное понимание того, в какой мере и какие проблемы решает рынок. Важно определить роль чисто рыночных механизмов и рыночных предприятий, прежде всего малых и средних, роль транснациональных компаний, роль государства в целевых отраслях. Я полагаю, пока что эти вопросы не конкретизированы, программа имеет абстрактный характер. Мое собственное представление заключается примерно в том, что в краткосрочной перспективе судьбу России определяют малые предприятия, как наименее капиталоемкие. Они, за счет выхода из тени, могут за один год создать прирост ВВП 10% и выше.
Я не сомневаюсь в том, что "белая" экономика может вырасти за один год на 10% и более при условии хорошего отношения к малым предприятиям. Тогда должны быть приняты конкретные меры. В связи с этим следует выделить четыре группы вопросов. Например, что должно быть сделано по налогам? Налоговый прессинг должен быть снижен как минимум вдвое, должна быть принципиально упрощена система финансового учета, отчетов и тому подобного. Мы внесли соответствующие поправки в налоговый кодекс, упростили систему налогообложения. От Промышленной партии я ничего похожего не видел, в том числе и на тот момент, когда Панина была депутатом Государственной думы.
По второй группе вопросов должны быть четко определены взаимоотношения бизнес-власть: нормы прямого действия, заданные права предпринимателей, ответственность чиновников за нарушение прав предпринимателей. Соответствующие законы мы сделали, они называются "О защите прав и законных интересов предпринимателя". Ничего подобного у Промышленной партии я не видел. Я не видел никаких готовых, понятных и практичных законопроектов.
Что касается более долгосрочных перспектив страны, то здесь действительно должны быть определены приоритетные направления, выработаны бизнес-планы, определены наиболее значимые и конкурентоспособные направления, какими они будут через 5,10,15 лет. Мы, Партия развития предпринимательства, для себя определили три таких направления. Из них приоритетное - это энергетика, включая энергомашиностроение. В этой отрасли должны быть сосредоточены и ресурсы, и мобилизационные варианты развития энергетики. Ничего подобного мы пока что не видим.
Я полагаю, мобилизационный подход - односторонний, поскольку мобилизационная экономика в чистом виде, как плановая экономика, несомненно, окажется провальной в краткосрочной перспективе. Потому что в краткосрочной перспективе все надежды можно возлагать на малые предприятия. Что касается долгосрочной перспективы, то здесь тоже не хватает конкретики. Если говорить об этом, то тогда надо четко и ясно определить приоритетные отрасли и меры по их поддержанию и развитию. Если мы говорим о том, что нам интересен и важен инновационный бизнес, который знания превращает в товар, то нам опять-таки нужен набор мер, набор законопроектов (прежде всего налоговых), которые восстанавливают соответствующие льготы предприятиям, а также собственно определения, законы о венчурных предприятиях, инновациях и так далее. Это должны быть готовые документы, а не слова.

17 октября 2002

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=30308

Док. 339756
Перв. публик.: 18.01.03
Последн. ред.: 18.07.07
Число обращений: 239

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``