В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: Из застоя в застой ... Назад
Иван Грачев: Из застоя в застой ...
Иван Дмитриевич, как Вы оцениваете прошедший год?

Когда я давал в прошлом году оценку прошедшего года, я сказал слово "застойный". Потом во всех Интернет-изданиях было слово "достойный". Я не исправлял, но сильно этому поразился.
Мне кажется, что и нынешний год тоже был застойный, инерционный. Думаю, что реально полезные шаги в части ликвидации центробежных тенденций в России были сделаны еще в прошлом-позапрошлом годах. Дальше они выродились в некоторые, наоборот, уступки регионам в части губернаторских сроков и некоторых других вещей. Мне кажется, что здесь ничего особенного не происходило.
В экономике никакого особенного роста не было. За счет того, что росли поставки сырья, производство нефти, производство других сырьевых продуктов в целом небольшой промышленный рост имел место. ВВП, с учетом того, что цены на нефть росли существенно, в долларовом исчислении вырос. Но никаких значимых перемен, преобразований, которые позволяли бы надеяться на рост на другой основе, в этом году я не заметил.
Налоговая революция выродилась в некое ухудшение условий для 90% малых предпринимателей, для 70% средних предпринимателей ситуация тоже ухудшилась, с точки зрения условий ведения бизнеса. Прежде всего, за счет отмены налоговой льготы по инвестициям. Для крупного бизнеса неоднородная картинка получается. Часть улучшила свои налоговые условия те, кто был хорошо представлен в бюджетном комитете Думы, а часть ухудшила. В среднем, условия для ведения крупного бизнеса не изменились.
С точки зрения антибюрократической реформы, достаточно в налоговые службы зайти и посмотреть, как эта идея одного окна, прорубленного не в том месте, работает. Сразу можно понять, что если и были сдвиги, то, скорее, в сторону ухудшения ситуации для ведения бизнеса.
С точки зрения инновационных проектов, вложений в будущее, небольшие сдвиги были. Я читал интервью Фурсенко, Клебанова, некоторых других людей, они активно высказывали давнюю идею о том, что целенаправленные инвестиции в инновационный бизнес, в некоторые инновационные проекты должно осуществлять государство. Эта идея реализовывается, и даже конкурсы уже проведены. Результаты меня не очень устроили. Я посмотрел 7-8 проектов, считающихся инновационными и чрезвычайно важными. Мне показалось, что вряд ли они до значимых инновационных проектов доросли. Но тем не менее, шаг в этом направлении сделан.
Внешняя политика, как была ошибочной, так и остается. Делается попытка кому-то в друзья навязаться. Мы пытаемся доказать, что надо дружить с США, раз они самые главные в мире, - "друг Буш", "друг Путин"... Потом вдруг делается обратный ход, - обязательно надо треугольник возобновлять Китай-Индия-Россия. Думаю, эти метания бесполезны и бесперспективны, потому что никаких у нас друзей нет. Все в мире борются реально за свои экономические интересы. Если надо у нас авиастроительную промышленность раздавить и прижать, то этим будут заниматься обязательно американцы и европейцы. По крайней мере, они пытаются это делать. Я полагаю, что более разумно было бы сосредоточиться на внутренних проблемах и минимизировать внешние шаги. Заниматься внешней политикой исключительно в плане обеспечения собственной безопасности. Все равно, политика без внешних шагов увеличивает затраты на поддержание безопасности. Вот вокруг этого и надо действовать.
Идея объединения в борьбе против терроризма мне кажется пропагандой. Например, для России все потери от терроризма составляют по максимуму несколько тысяч человек, если исключить чеченские потери, а от фальшивой водки травится около 40 тысяч ежегодно. Это значит, что проблема фальшивой водки для нас более актуальна. Она на порядок более значима, чем проблема терроризма. Если в плане международной политики посмотреть, то думаю, там точно такая же картина. Любая нормальная страна всегда начинает определять опасности относительно угрозы полного уничтожения. Такая угроза может исходить от США, Китая или Европы. Кто нас может в этом мире уничтожить полностью? Очевидно, что терроризм окажется на третьей или пятой ступеньке в списке реальных опасностей для любой страны.
Понятно, почему США провозглашают основную доминирующую идею публичной политики, но почему мы должны присоединяться к этой политике? Тем более, к реальной политике, выраженной в конкретных действиях, а не только в словах, я не очень понимаю. Думаю, что никаких прорывов и успехов на международном фронте у нас не было.
Тем не менее, я читаю опросы. Число тех, кто стал лучше жить, было 3-4 года назад - 10%, а сейчас - 20% в обычном российском городе. Это значит, что не все нефтедоллары разворовываются. Часть идет на улучшение жизни страны. Так что некая стабильность имеет место. А это не так плохо. Если правительство не имеет ясной стратегии, то пусть оно лучше поддерживает стабильность и никуда не шарахается.

Чего Вы ждете от будущего года? Он выборный, а значит уже неординарный.

В варианте нормальных цен на нефть, думаю, что он будет точно такой же, как и этот. Бюджет 2003 сверстан не лучше и не хуже бюджета 2002 года. Высокая вероятность того, что цены на нефть будут такими же в течение года, даже несмотря на предполагаемую войну в Ираке. Я, кстати, оцениваю вероятность этой войны не как 100%-ную. Во-вторых, мне кажется, что сценарий этой войны будет в стиле "Буря в Пустыне", если она вдруг все-таки случится. А это тоже не приведет к кардинальным изменениям в ценах на нефть. Мне представляется, что катастрофических сценариев по нефти не будет. Год будет такой же застойный.
Плохой сценарий тоже возможен, я бы оценил его вероятность на уровне 30%. Если война в Ираке закончится победой США, тогда Россия действительно потеряет контракты на разработку нефтяных полей Курна-2. Если будет утерян контроль над нефтяными полями Ирака, плюс изменение цен на нефть, тогда Россия приблизится к ситуации 1998 года.

А с точки зрения предстоящих выборов будут какие-нибудь сюрпризы?

Думские выборы более-менее понятны. И в первом, и во втором сценарии увеличится вес коммунистов, вес "Единой России" и примкнувших к ним. Дума будет ближе к прошлой, чем к нынешней. Зато будет не такая агрессивная левая сторона, она будет ближе к социал-демократической фракции, больше будет заниматься социальными вопросами. С точки зрения президентских выборов, при застойном сценарии, наверное, побеждающих Путина кандидатур не появится. В варианте, когда цены на нефть упадут сильно, полагаю, что рейтинг Путина полетит кувырком. Тогда выборы будут интересные и плохо предсказуемые.

Кто может составить Путину конкуренцию?

Например, Касьянов. Если его сейчас начать раскручивать, он спокойно будет конкурировать с Путиным. Любой другой премьер, которого назначат, с такой же вероятностью будет конкурировать с Путиным. Если какая-то партия добьется неожиданно высокого результата на парламентских выборах 2003 года, то ее представитель будет тоже реальным конкурентом нынешнему Президенту.

А стоит ли ожидать скандалов?

Мне кажется, у нас достаточно утряслась выборная система. То есть, уровень фальсификации в среднем по стране - 10-15%. И выше он вряд ли будет, но и ниже тоже. Есть регионы, в которых бандиты большую роль в выборах стали играть. Но в стране они пока не доминируют. Мне кажется, в этом смысле ничего нового не будет.

А Вы на выборы пойдете?

Конечно. И как самостоятельная партия "Развитие предпринимательства", и на одномандатном уровне. Пока по опросам, у партии шансы преодолеть 5% есть. То есть, в Москве мы хоть сейчас пройдем 5%-ый барьер. В некоторых других крупных городах тоже. Есть города, где нас все знают. Одним словом, партия развивается в штатном режиме, и в выборах участвовать уже может.

17 декабря 2002

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=32749

Док. 339435
Перв. публик.: 17.01.03
Последн. ред.: 17.07.07
Число обращений: 213

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``