В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: Россия может сотрудничать с любой международной организацией. Только это не изменит нашу экономику... Назад
Иван Грачев: Россия может сотрудничать с любой международной организацией. Только это не изменит нашу экономику...
Иван Дмитриевич, в Париже вице-премьер Алексей Кудрин на встрече министра финансов и глав ЦБ ведущих индустриальных стран объявил о том, что Россия начинает присоединение к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Видимо, это произвело столь приятное впечатление на членов Парижского клуба кредиторов, что они решили обменять 10% нашего долга на инвестиции. Почему вдруг кредиторы стали такими доверчивыми к России? Не слишком ли мы спешим вступить в клуб богатых, не накладывает ли это на нас каких-то обязательств?

Надо смотреть, в чем проявилось согласие кредиторов. Когда говорят, что кредиторы обменяли долги на инвестиции, то надо знать конкретно, что в результате они приобрели. Может, они вместо долгов получили наши хорошие акции - Газпрома, еще чего-нибудь... Тогда это будет самая что ни на есть обыкновенная сделка в пользу кредиторов, замаскированная под разговор о дружбе, о замечательных российских успехах, что мы уже неоднократно наблюдали.
Сказать, выгодна России эта история или нет - нельзя. То, что касается вступления в организацию ОЭСР - это из той же серии, что и вступление в ВТО. Надо смотреть конкретное соглашение, на каких условиях нас туда собираются принять. До сих пор Европа всегда выдвигала довольно простые условия: сделайте внутренние цены на энергию и энергоносители такими же, как внешние. Для них это условие замечательное, а вот для нас - одно из вреднейших. То же самое, когда они требовали от нас разделить на части РАО ЕЭС и Газпром. Про Газпром пока что Президент заявил, что концерн делить не будут, что это политический и экономический ресурс стратегического характера. А РАО ЕЭС почему-то начали пилить, хотя потенциально это еще более экономически и политически важный ресурс.
Мне кажется, что само по себе вступление в ОЭСР - вещь пустая, формальная. Ну вступим, ну и что? Вот на каких условиях - это вещь существенная и важная. Пока я не вижу, на каких условиях нас туда хотят принять. Думаю, что когда переговоры начнутся, нам обязательно предъявят то же самое: энергетическая хартия, полный доступ к нашим трубопроводам, дробление наших компаний, одинаковые внутренние и внешние цены на энергоносители.
Из всех товаров, которые мы продвигаем на рынке, почти ничего не нуждается ни в соглашениях с ВТО, ни в участии в ОЭСР. Я думаю, что с точки зрения знаний, которыми Россия владеет, с точки зрения сырья, с точки зрения человеческого материала, она готова вступать куда угодно и конкурировать с кем угодно - с развитыми странами, с суперразвитыми странами. А с точки зрения стратегии, постановки целей, результатов то я думаю, что Россия совершенно не готова никуда вступать. Мы ведь имеем дело с переговорщиками, которые точно и ясно представляют, чего они добиваются от переговоров с нами - в частности, по авиации, по космосу, по сельскому хозяйству, по тем же энергоносителям. А вот мы не имеем четкого представления о том, что важно для нас, что нет, в чем мы готовы уступить, а в чем - нет. В таких переговорах Россия гарантированно проигрывает, это очевидно.
Поэтому, я так полагаю, что потенциально мы готовы вступать куда угодно. А с точки зрения чисто технологической, переговорной - мы не готовы вступать никуда. С точки зрения текущей экономической ситуации, с точки зрения продвижения наших товаров на мировом рынке (а это цель вступления в ВТО или ОСЭР любой страны с нормально поставленной экономической политикой), то таких товаров у нас пока нет.

25 января 2003

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=35170

Док. 339102
Перв. публик.: 17.02.03
Последн. ред.: 17.07.07
Число обращений: 237

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``