В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
С акулой лучше бороться на берегу. Назад
С акулой лучше бороться на берегу.
Смысл внутренней политики.

Чтобы понимать смысл политики, нужно понять несколько ключевых моментов. Во-первых, что есть Россия? Прежде всего, это империя. Пусть ослабленная, обкусанная, но по-прежнему империя. Ядерная империя, на территории которой лежит около 70 процентов всех ресурсов планеты. Ну и конечно это по сей день самое огромное территориальное образование. Во-вторых, что есть империя? Это объединение разных территорий, народов и стран вокруг титульной нации. Объединялись эти объекты не вдруг, а постепенно, в разное время и разными методами. Неудивительно, что у многих присоединённых объектов разная природа. Закономерно, что одни тяготеют к центру, другие - от центра. Чтобы сохранить территориальную целостность империи, по отношению к каждому ее члену должна проводиться политика, соответствующая природе объекта. И последнее, третье, что есть политика? Определений много, но мне нравится такое: "политика есть проблема завоевания, удержания и использования". Есть внешняя и внутренняя политика. Суть внешней политики сводится к усилению своей страны за счёт ослабления противников. Здесь действует закон физики: "если где-то прибыло, значит, где-то убыло". Если у одной из противоборствующих сторон убывает, значит, у другой прибывает. Суть внутренней политики, в частности внутренней имперской политики, заключается в избирательном отношении к провинциям. Политик не должен допускать чрезмерного усиления опасных территорий. Заигрывание и задабривание в этом случае имеет летальный исход для империи. Как мы уже сказали, каждой территории присущи центробежные и центростремительные силы. Задача политика состоит в том, чтобы ослаблять центробежные силы и усиливать центростремительные. Это возможно при наличии политического понимании и политической воли. Из сказанного следует, что правильной внутренней политикой Российской империи является ослабление территорий, по природе нацеленных на отделение с параллельным усилением своих исторических частей. Если политика проводится иначе, это говорит о непонимании сути политики. Если территории с центробежными силами всячески усиливаются, а территории, стремящиеся к центру, всячески ослабляются, это уже не просто непонимание, это безумие, перерастающее во вредительство. При так понимаемой внутренней политике действия наших властей на протяжении нескольких лет не лезут ни в какие ворота, ни в логические, ни в политические, ни в стратегические. В каких терминах нужно описать политику, проводимую на Кавказе, чтобы понять её абсурдность? А калининградскую или башкирскую ситуацию? А на Дальнем Востоке, в Татарии, на Урале? Это же самоубийство в чистом виде.

Предел прочности.

Всякая конструкция, в том числе и государственная, имеет предел прочности. Российская империя сможет противостоять центростремительным силам одной республики или области. Но если это будет не в одной, а во всех пожароопасных регионах, что тогда? Просчитывается возникновение центробежных энергий, суммарная мощность которых превзойдёт прочность конструкции в целом. И Россия развалится. Так же, как в своё время развалился СССР. Ещё вчера в это никто не верил, но он развалился. В одночасье, как карточный домик. Сегодня мало верится в развал России, но если имеющиеся тенденции сохранятся... Одним словом, наша Родина в опасности. Чтобы проиллюстрировать сказанное, рассмотрим наиболее яркие и свежие события, иллюстрирующие уровень понимания сути внутренней политики. Например, празднование тысячелетия Казани. Кому-то старение Казани менее чем за полвека на двести лет кажется не более, чем забавным казусом. Кому-то укрепление татарских предприятия, в частности авиастроения, в ущерб российской промышленности, кажется не более, чем конкурентной борьбой за рынок. Но если смотреть на ситуации с позиции стратегических перспектив, это есть ни что иное, как активация центробежных сил. Причём, активация идёт за счёт российского бюджета. Аналогичные примеры можно привести практически по любой территории, имеющей тенденцию на отделение. Это можно понимать как глупость, можно как членовредительство, но в любом случае это вызов стратегической безопасности России.

Роль идеологии.

Корни сложившейся ситуации лежат не в тех мотивах, которые можно здесь предположить. Я прекрасно понимаю ход мысли, возникающий после фиксирования ситуации. Понятно, что в каждом отдельном случае имеет место та или иная игра. В случае с Татарией, Башкирией, Кавказом играют на национальном самосознании. В случае с Калининградом, Дальним Востоком и Уралом идёт игра на экономической сиюминутности, типа отделитесь и будете Швейцарией. И во всех случаях идёт игра на амбициях региональных элит. Понятно, что быть самостийным президентом лучше, чем назначенным губернатором. Лучше с позиции обозримого личного блага. С позиции стратегических интересов России и входящих в неё субъектов это хуже. Беда в том, что "хуже" будет потом, а "благо" сейчас. В конечном итоге энергия борцов за "независимость" обернётся диктатурой США для "независимых". До тех пор, пока у нас нет собственной идеологии, власть будет слаба. Это значит, что региональные элиты, вне зависимости от личной лояльности регионального лидера Кремлю, будут разыгрывать "оранжевую" карту, ища личного блага через ослабление своей страны. Ярким подтверждением сказанного являются последние события на Украине. Чтобы раскрыть данную тему, требуется больший формат, нежели журнальная статья. Поэтому я пройдусь только по её ключевым узлам. Итак, прочность здания определяет фундамент. Прочность власти определяет идеология. Поверхностный взгляд не видит фундамента здания и идеологии государства, и потому не способен оценить их значение. Идеология, это железные кольца, которые стягивают бочку. Снимите кольца, и бочка рассыплется. Уберите идеологию, и империя распадётся. Власть без идеологии лишается легитимности. Чем меньше легитимности, тем большей энергия центробежных сил. Царская Россия удерживала целостность империи, пока легитимность её власти выводилась из идеологии. Когда идеологии не стало, не стало империи Романовых. СССР удерживал гигантскую империю тоже благодаря идеологии. Когда идеологии не стало, не стало СССР. Никакой штык, ни железный, ни ядерный, не мог заменить идеологию. Экономика тоже не могла. Личные благие пожелания руководителей тоже бессильны против энергии распада. Никто лично из царских чиновников не хотел распада царской России, но она распалась. Никто из советских руководителей СССР не хотел распада своей империи, но она распалась. Это говорит о том, что в определённый момент желание властителей не имеет значения.

Природа власти.

Я, как человек, имеющий отношение к власти, смею утверждать, что у нас нет собственной идеологии. Из этого следует, что не мы определяем легитимность нашей власти, а США. Дадут нам ярлык на княжение, мы власть. Отзовут ярлык, объявят нашу власть нелегитимной, и всё, мы не власть. В итоге мы, опираясь на чужую идеологию, зависим от чужой потенции. В глобальном смысле Россией управляем не мы, а те, кто определяет уровень нашей правоверности или еретичности. Сегодня власть Путина похожа на власть Генриха IV, вынужденного в январе 1077 просить прощения у папы, Григория VII, в замке Каносса. Генрих имел все атрибуты власти, армию, деньги, чиновников. Но не имел маленького "пустячка", права определять легитимность своей власти. Когда папа объявил Генриха еретиком, возникла ситуация, логическое завершение которой вело к утрате власти. Слово папы активизировало оппозицию, которая подняла народ против Генриха, объявленного еретиком. Из этого урока он вынес, что армия, деньги, ресурс, это ещё далеко не власть. Это атрибуты власти. Реальная власть у того, кто определяет её легитимность. Аналогичная ситуация сегодня в России. Купившись на красивую демократическую риторику, мы признали чужую идеологию (либеральную демократию) своим эталоном. Это означало, что теперь не Москва, а Вашингтон будет определять уровень законности нашей власти. Со всеми своими ракетами и ресурсами Россия оказалась в зависимости от чужой мерки. Если из США, центра демократии, прозвучит обвинение в антидемократизме, для нашей власти это будет то же самое, что для средневекового правителя обвинение в ереси. Потому что демократия суть та же религия, со своими догматами, ритуалами и всей прочей атрибутикой. О ней не нужно думать, в неё нужно верить. Её догмы, как и любые религиозные догмы, не лезут ни в какие ворота, ни в практические, ни в логические. Поэтому, пока мы остаёмся правоверными демократами, мы обрекаем себя на полную зависимость от чужой воли. Надеяться сохранить власть через объявление себя носителями какого-то особого вида демократии, с национальным оттенком, есть никуда не ведущая утопия, потому что под таким заявлением нет теоретической базы. Если под западной демократией лежит философия Декарта, то под нашим заявлением о "особой демократии" ничего, кроме желания сохранить власть, не лежит. С таким же успехом Генрих мог заявить о особом виде христианства. Но он не сделал этого, потому что понимал, что такое заявление ведёт его не к власти, а на костёр.

Спасение утопающих дело рук самих утопающих.

Нельзя бороться с врагом, играя по правилам врага. Глупо медведю лезть в воду для схватки с акулой. С акулой лучше бороться на берегу. Глупо надеяться победить США на демократическом поле. На практике эта аллегория означает прервать зависимость от чужой идеологии. Пока нет своей идеи, определяющей легитимность власти, борьба за сохранение территориальной целостности России не имеет перспектив. Встаёт вопрос, где взять свою идеологи? Опять поиск национальной идеи? Как показывает опыт, это бесперспективный путь склок и ругани. Интеллигенция, воспитанная на религиозном преклонении перед Западом, не способна увидеть выход. Это слепые герои платоновской пещеры, наблюдающие тени реальной жизни. Сделать идеологию за деньги или при помощи административного ресурса тоже невозможно, о чём ярче всего свидетельствует опыт партий типа "наш дом Газпром". Как же быть?

26.09.2005
http://kuriyanovich.ru/articles/?id=31&n_action=read

Док. 338875
Перв. публик.: 26.09.05
Последн. ред.: 16.07.07
Число обращений: 299

  • Курьянович Николай Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``