В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дело - труба. Назад
Дело - труба.
За последний год добыча нефти в России увеличилась с 6 до 8 млн. баррелей в сутки. Значительно возросла нагрузка на трубопроводы и на нефтяные терминалы Балтики и Черного моря.

Система транспортировки нефти в основном досталась России от Советского Союза, и на текущий момент работает практически на пределе своих возможностей. Материальная часть стремительно стареет. И даже если сырьевые экспортеры захотят увеличить поставки "черного золота" за рубеж, у них ничего не получится - труба не резиновая.

О том, что ситуация достаточно серьезная свидетельствуют участившиеся случаи уменьшения объемов перекачки нефти по отдельным трубопроводам. В связи с этим российские и зарубежные частные компании и органы госвласти РФ выдвигают проекты строительства новых нефтепроводов и нефтеналивных терминалов.

О ситуации в российской нефтетранспортной системе рассказал депутат Государственной Думы, член Комитета по энергетике, транспорту и связи Василий Кузнецов.

- Какие наиболее существенные изменения произошли в российской нефтетранспортной системе за последнее десятилетие?

- Больших изменений не произошло. Было построено несколько новых веток трубопровода - Балтийская трубопроводная система и трубопровод Каспийского трубопроводного консорциума. Строительство велось государством на средства частных компаний, которые взимаются в виде дополнительного налога. Осуществление этих проектов не смогло в полной мере удовлетворить потребности нефтяных экспортеров. Поэтому сегодня Россия остро нуждается в новых трубопроводах.

- Что делается в этом направлением правительством и бизнесом?

- Поскольку правительство не слишком активно строит новые трубопроводы, а нефтяные компании испытывают острую потребность в них, бизнес сам начал инициировать строительство новых трубопроводов. Проектов много, но самые важные и необходимые - это ветка до Мурманска и проект создания трубопровода из Восточной Сибири на Дальний Восток. Нефтяники готовы вкладывать в них немалые деньги, но мешает ряд неурегулированных правовых вопросов. У нас в Конституции записано, что все транспортные магистрали, в том числе нефтепроводы, принадлежат государству. Поэтому нефтепроводы, строительство которых инициировано частными компаниями, должны принадлежать государству. У правительства на это нет денег, нужны инвестиции. В связи с этим не решен вопрос, как будет осуществляться вложение частных средств, и как государство будет их возвращать. Неясно, будет ли доступ к этим трубопроводам равным для всех, или компании, участвовавшие в строительстве, получат какие-то преференции. Наше законодательство, к сожалению, сильно отстало от развития отрасли. Уже восемь лет, сначала во второй, потом в третьей Думе, идет работа над Законом о магистральных трубопроводах, документ находится на стадии второго чтения. Очень много разногласий по принципиальным вопросам - по банку качества, по свободному доступу к трубе, по инвестициям и т.д. Правительство четко не обозначило свою позицию по этому вопросу, заключение на законопроект отсутствует.

- В каком состоянии находится сейчас вторая составляющая нефтетранспортной системы - российский танкерный флот?

- Ощущается некоторая нехватка как инфраструктуры, в первую очередь портов, так и современных судов. Работа в этом направление ведется. Построен нефтеналивной терминал в Новороссийске, скоро выйдет на полную мощность Балтийская трубопроводная система, ЮКОС планирует построить терминал в одном из портов на Дальнем Востоке, разрабатываются проекты терминалов для черноморских портов.

Что касается танкеров, то здесь все сложнее. После развала Союза большая часть танкерного флота отошла прибалтийским республикам. Нефтяникам пришлось строить себе новые суда. В частности ЛУКойл построил для себя несколько крупнотоннажных танкеров ледового класса.

Оживились нефтеперевозки по внутренним водным магистралям. Появился спрос на новые суда. Возродилось предприятие "Волга танкер", строившее танкеры речного класса.

- Добыча нефти в России за последний год выросла на два миллиона баррелей в сутки, справляется ли нефтетранспортная система с возросшим объемом грузоперевозок?

- Система пока справляется, но нефтяникам хотелось бы, чтобы пропускная способность трубопроводов возросла. Пока же этого не произошло, ищут альтернативные пути решения проблемы. В связи с этим в последнее время возрос объем перевозок нефти железнодорожным транспортом. Нефтяные компании покупают железнодорожные цистерны и создают свой вагонный парк, который по различным подсчетам насчитывает на текущий момент от двух до пяти тысяч цистерн.

Особенно остро ощущается отсутствие транспортной инфраструктуры в Восточной Сибири: в Якутии, в Красноярском крае, Томской области.

В этом регионе разведаны большие запасы нефти, но масштабная добыча не может быть начата, пока отсутствуют пути транспортировки "черного золота".

После создания нефтепроводов российские экспортеры получат уникальную возможность выхода на перспективные рынки энергоносителей Китая, Японии стран Юго-Восточной Азии.

19.03.2003
http://www.kuznecov.ru/publictext/public/id/612139.html

Док. 338832
Перв. публик.: 19.03.03
Последн. ред.: 16.07.07
Число обращений: 354

  • Кузнецов Василий Федотович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``