В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Катастрофы не произойдет. Назад
Катастрофы не произойдет.
Похоже, уже ничто не сможет остановить Соединенные Штаты. Удар по Ираку неизбежен. Едва ли кто-нибудь сможет помешать Джорджу Бушу-младшему отомстить за своего "папашу" и заодно установить контроль над богатейшими месторождениями нефти - вторыми по запасам после Саудовской Аравии. Как только это произойдет, новое проамериканское правительство Ирака наводнит рынок дешевой нефтью, цены на "черное золото" поползут вниз. Все это сулит немало бед российской экономике, ведь бюджет РФ исполняется с профицитом лишь благодаря высоким ценам на энергоносители.

Рассказать о последствиях войны для мирового энергетического рынка и российской экономики согласился депутат Государственной Думы РФ, член Комитета по энергетике, транспорту и связи, эксперт по топливно-энергетическому комплексу Василий Федотович Кузнецов.

-Практически каждую неделю цена барреля нефти бьет новые рекорды. И это в условиях, когда война еще не началась. Что произойдет с ценами на нефть в случае американского вторжения в Ирак?

- Сегодня сложно давать какие-то точные прогнозы. Понятно одно: в случае начала боевых действий против Ирака нефть сразу подорожает. И цена будет высокой на протяжении антииракской операции, которая, видимо, продлится два-три месяца при наилучшем для США развитии событий. Нефть останется достаточно дорогой еще несколько месяцев после окончания операции.

- Есть прогнозы, что баррель будет стоить более 80 долларов. Как Вы относитесь к таким предположениям?

- Не знаю, кто дает такие пессимистические прогнозы. Цена, скорее всего не поднимется выше 40 долларов за баррель.

- С другой стороны, на текущий момент Ирак экспортирует всего 2 млн. баррелей в сутки. Это совсем немного. Почему же эксперты прогнозируют большой скачок цен на нефть?

- Тут два фактора. Во-первых, цены возрастут, потому что на рынок перестанет поступать иракская нефть, хоть это и небольшой объем, но все-таки исчезновение его будет чувствительным для рынка. Кроме того, два млн. баррелей - это официальная цифра, есть ведь еще нелегальный вывоз нефти, который по объему сопоставим с легальным экспортом. Во-вторых, нефть, как известно, кровь войны, поэтому во время боевых действий всегда возрастает потребление нефти. Активизация и передвижение таких объемов боевой техники и военных кораблей англо-американской коалиции сопровождается увеличением спроса на нефтепродукты.

- Что произойдет с рынком в случае, если война затянется?

-В районе Персидского залива сосредоточены основные мировые запасы и места добычи "черного золота". Поэтому в случае, если боевые действия примут затяжной характер, скорее всего, осложнится процесс доставки нефти из Кувейта и Саудовской Аравии. Вследствие близости войны возрастают риски, а, следовательно, и цена. Кроме того, все страны будут стараться максимально запастись нефтепродуктами и лихорадочно закупать энергоносители. Но в любом случае цена едва ли превысит сорок долларов за баррель.

- После окончания операции, сколько времени понадобится новым иракским властям для того, чтобы восстановить уровень добычи и продаж нефти до 1991 года?

- Это зависит, главным образом, от характера боевых действий. В любом случае какой-то ущерб будет нанесен вышкам и инфраструктуре. На сегодняшний день часть скважин заморожена, их придется заново вводить в эксплуатацию, на это потребуется около трех месяцев. Это технический аспект. Но есть еще политический. Кто возглавит страну, тому достанутся месторождения. Все думают, что придут американские солдаты, и тут же возобновится добыча. Это совсем не так. Сначала будет установлен военный контроль над иракским нефтяным комплексом. Затем начнется дележ пирога - борьба между группами влияния за право на разработку месторождений.

- Какая цена будет критической для российской нефтяной промышленности?

- В принципе, мы жили и при восьми долларах за баррель, нормальным уровнем можно считать 18, 12 - это уже критически низкая цена. Но не думаю, что цена упадет ниже 18 долларов. Низкая цена никому не выгодна.

- Российская нефтяная промышленность за 2002 год увеличила добычу с 6 млн. бар до 8 млн. бар. Не столкнется ли нефтянка с кризисом перепроизводства, в случае значительного увеличения поставок иракской нефти?

- Такой расклад весьма вероятен. Рынок ведь не резиновый. Не исключено, что нашим добывающим компаниям придется замораживать скважины и сокращать персонал. Вообще, считаю, что Россия не должна продавать более 450 млн. тонн - это ее доля на мировом рынке. Думаю, в ближайшие годы мы подойдем к этому рубежу. А инфраструктуры уже сейчас не хватает, особенно трубопроводов.

- Насколько велики наши вложения в иракские месторождения, что мы потеряем, если новая администрация решит расторгнуть контракты с российскими нефтяниками?

- В Ираке работают несколько частных российских компаний. Самый большой проект был у "ЛУКойл", теперь он окончательно потерян. У остальных контракты значительно меньше. Так что для наших нефтяников это болезненно, но не смертельно.

- Россия в союзе с ОПЕК, уменьшая добычу, сможет сдержать обвал цен?

- Не думаю, разработкой иракских месторождений займутся компании той же Саудовской Аравии и других стран, входящих в ОПЕК. Они не будут работать себе в ущерб.

После первого нефтяного кризиса 1983 года американцы вложили большие деньги в развитие добывающих компаний Саудовской Аравии. На рынке появилось много дешевой нефти, цены стали падать. Был нанесен серьезный удар по экономике СССР. Это стало не последней причиной развала Советского Союза. То же самое происходит сегодня. Если цена на нефть упадет ниже 18 долларов за баррель, нам грозит кризис перепроизводства и проблемы с федеральным бюджетом. Пока российская экономика не готова к тому, что поток нефтедолларов иссякнет.

- Некоторые эксперты утверждают, что, в крайнем случае, Садам Хусейн может взорвать нефтяные месторождения Ирака? Какие последствия это повлечет для мировой нефтяной промышленности и рынка?

- Последствия будут не столько экономические, сколько экологические. Иракской нефти на рынке не так много, чтобы ее исчезновение сильно повлияло на мировой энергетический рынок.

Кроме того, полагаю, что Соединенные Штаты этого не допустят. Я разговаривал с американскими экспертами во время посещения Конгресса США и на совместных конференциях. У них есть план: дело в том, что действующие месторождения находятся в основном на границе с Кувейтом, как раз там сосредоточены основные силы антииракской коалиции. В случае начала войны нефтяные вышки в течение суток возьмет под контроль американский спецназ. Если же Хусейну все-таки удастся повредить скважины, на их восстановление уйдет несколько месяцев.

18.02.2003
http://www.kuznecov.ru/publictext/public/id/583620.html

Док. 338830
Перв. публик.: 18.02.03
Последн. ред.: 16.07.07
Число обращений: 326

  • Кузнецов Василий Федотович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``