В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Нефтяной шок. Назад
Нефтяной шок.
Российское государство капитулировало перед ОПЕК и приняло решение, напрямую противоречащее национальным интересам. С 1 января 2002 года Россия сократила экспорт нефти на 150 тыс. баррелей в сутки. Но при этом нефтяники отказываются уменьшать объемы добычи, что постепенно приводит к переизбытку нефти на внутреннем рынке. По прогнозам Российского топливного союза в 2002 году розничные цены на бензин упадут на 30%. Обязательства по ограничению нефтяного экспорта вполне способны превратить плавное снижение в неконтролируемое падение. Вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун, выступая в Государственной Думе, сказал, что "чувствует приближение кризиса, подобного тому, что случился в 1998 году, поскольку внутренние цены на нефть упали до 5 долларов за баррель, а нефтеперерабатывающие заводы все равно отказываются брать сырье, так как все их емкости были затоварены".

Война автозаправок

- Россия не может повлиять на мировые цены на нефть. Ей остается лишь играть на внутреннем рынке. Соответственно усилится конкуренция за сбыт. Начнется ценовая война...

- Ценовая война была, есть и будет. Иногда она выходит за дозволенные рамки. Рынок структурируется: своей ценовой политикой большие нефтяные компании вытесняют мелких продавцов - дилеров. - Говорит депутат Госдумы Василий Кузнецов, член комитета по топливу и энергетике. - На рынке работают не только большие нефтяные компании, но и множество перепродавцов, которые не добывают нефть, а лишь продают ее на своих заправочных станциях. Таких перепродавцов вытесняют большие компании. С помощью ценовой политики отвоевывают рынки. Ценовая война всегда была, но в связи с тем, что у нефтяных компаний появились излишки нефтепродуктов, ситуация усугубилась.

Да, наблюдается тенденция затоваривания внутреннего рынка нефтепродуктов. Бензин дешевеет. Правда, не думаю, что цены резко опустятся на 30%.

Несправедливые цены

- Себестоимость добычи нефти в России находится в пределах $6-8 за баррель. При низких котировках Urals компании не смогут развиваться. Существует ли "справедливая" цена на нефть?

- "Справедливых" цен не бывает. Стоимость любого товара устанавливает рынок. Любая нефтяная компания - вертикально интегрированная структура, состоящая из множества звеньев. Цена бензина на колонке включает затраты на содержание всех структур предприятия. Сложно рассчитать прямую себестоимость готового продукта, она включает в себя не только затраты на добычу и транспортировку.

Доход нефтяной компании складывается из двух, трех, четырех бизнесов. Нефтяники получают комплексную прибыль от продажи нефти, нефтепродуктов и нефтехимической продукции. Получается полный цикл. Есть компании, которые занимаются только добычей и продажей нефти, другие - строят заводы по переработке и получению бензина, а третьи - имеют еще и нефтехимические заводы. Например, Ангарская нефтяная компания, кроме первичной переработки нефти , включает в свою систему и нефтехимический завод. Кроме получения светлых и темных нефтепродуктов, завод вырабатывает продукты химии, которые имеют свою рыночную цену. Иногда у нефтяных компаний есть еще и четвертый бизнес - кормовые добавки. Поэтому говорить о прямых прибылях нельзя. Весь доход складывается и распределяется по всем бизнесам компании. В принципе рентабельность от продажи нефти на внутреннем рынке есть, но сверхприбылей нет.

Когда идет падение экспортной цены, компанию спасает прибыль, которую она получает от розничной продажи в России. Внутренний рынок позволяет компании выжить и не обанкротится. Нефтяные компании не могут стоять на месте, они хотят расти и развиваться, а энергетический кризис служит серьезной преградой.

А может, это инфляция?

- Аналитики ИК "НИКойл" не согласны с приведенными в самом начале прогнозами Российского топливного союза. Они считают, что колебания внутренних цен на бензин определяется преимущественно инфляцией рубля.

- Конечно, каждая компания закладывает инфляцию в цену конечного продукта. В современной ситуации цена повышается на уровень инфляции, но понижается из-за затоваривания рынков. Цены на бензин будут падать, но не впрямую, как ожидают многие. Обыватели предполагают, что раз на рынке много нефти, значит, цена моментально упадет в столько-то раз. Нет. Есть сдерживающие рыночные механизмы. Стоимость бензина на заправках резко не уменьшится. Нефтяным компаниям нужно покрывать убытки на всей протяженности производственной цепи и они будут стараться придерживать высокие цены.

Нефтяники научились чувствовать внутренний и внешний рынок: когда, сколько и по какой цене нужно продавать нефтепродукты. Если сегодня компании не хотят сокращать объемы добычи, значит, им так выгоднее. Нефтяные корпорации постоянно ищут дополнительные рынки нефтепродуктов, в т.ч. за границей , государство этому помогает - снижает экспортные пошлины.

Считаю, что цена бензина на внутреннем рынке понизиться процентов на 10%.

Возможно, природу столь сдержанного прогноза сможет объяснить фраза Джорджа Сороса. Несколько лет назад он сумел охарактеризовать суть нефтяного рынка: "Что такое нефтяной рынок? Это люди, которые на нем работают и которые живут ожиданиями. Значит, можно формировать не рынок, а ожидания людей". Следовательно, любая неосторожная фраза может подогреть потребительские ожидания. (Небольшие колебания базовых факторов дают очень большие результирующие всплески). Резкое одновременное падение барреля нефти на мировом и внутреннем рынке может привести к дефолту.

13.03.2002
http://www.kuznecov.ru/publictext/public/id/431998.html

Док. 338826
Перв. публик.: 13.03.02
Последн. ред.: 16.07.07
Число обращений: 391

  • Кузнецов Василий Федотович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``