В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: Что делает левая рука нашего правительства? Назад
Иван Грачев: Что делает левая рука нашего правительства?
Иван Дмитриевич, начинается подготовка бюджета 2004 года. Мало того, что параметры бюджета будут, скорее всего, расплывчатыми из-за нестабильности цен на нефть и мировых валют, так еще и Совет Федерации требует от правительства изменить отношение к регионам. В следующем году запланирована отмена налога с продаж, и доходы регионов будут еще более ограничены. А с Вашей точки зрения, какие основные задачи стоят перед правительством при формировании бюджета на следующий год, и на что правительство будет опираться?

Я принимаю уже десятый или одиннадцатый бюджет...
Могу сказать, что они все сделаны под копирку. Если их рассматривать не с точностью до рублей, а с точностью до деления пирога, то все бюджеты идентичны. Любой математик посмотрит все эти цифры за годы, посмотрит точность прогнозирования бюджета, которая не выше 15%, и скажет: они неотличимы. Думаю, что такой же будет и следующий бюджет, потому что та же команда, та же система, то же отсутствие стратегии. В связи с этим, я полагаю, что и налог с продаж не будет отменен. Потому что это слишком значимое перераспределение между уровнями бюджетов. Было 60 на 40 в пользу регионов, стало 35 на 65 в пользу федерального центра. Этот параметр зашкаливает за нормальные государственные параметры. Вряд ли его можно сделать более симметричным, более отклоняющимся от 50%. Я полагаю, что налог с продаж отменен не будет.
Но на что пенять Совету Федерации? Они же проголосовали за этот бюджет. СПС, яблоки и остальные, которые сильно критикуют распределение между регионами и центром, ставят это в вину правительству, но и они все проголосовали за этот бюджет. Я думаю, и еще раз Совет Федерации за такой бюджет проголосует, ничего не изменится.
Что нужно было бы сделать в бюджете? Бюджет - это распределение ресурсов. Любая разумная экономическая политика - распределение наличных ресурсов в соответствии с какими-то целями, которые ты поставил. Если есть такие цели, например, обеспечить двукратный рост ВВП к 2010 году, то в соответствии с этими целями надо определять, как нынешнее распределение ресурсов, которое обеспечивает 3%-ный рост, и то в основном за счет нефти, преобразовать в другое распределение ресурсов, которое обеспечит нужные параметры. Я полагаю, что у правительства даже минимальных представлений об этом нет.
Характерный пример, который я приведу, чтоб понятно было, насколько абстрактно правительство представляет рост ВВП к 2010 году в два раза. Принимают энергетическую стратегию. Специалисты посмотрели и увидели, что потребление нефти, газа, электричества по стратегии выросло на 20-25% к 2010 году. А есть железная корреляционная связь, что производительность труда, следовательно, и выпуск продукции при равном населении растет ровно настолько, насколько растет производство и потребление энергии. Существенного отклонения от этого нет ни в одной стране. Бывают, конечно, технологические скачки, но они грозят России. Значит, ключевому параметру закладывается рост производства и потребления энергии на 25% на 10 лет вперед. Вот вам реальное отношение правительства к планам Президента.
Правильное распределение ресурсов начинается с четкого определения, что мы делаем левой, а что правой рукой. Правой рукой - быстрая отмена налогов, которая позволяет разворачивать малый бизнес. Буш же это делает, там его критикуют, но он методично уменьшает налоги, прежде всего, в малом бизнесе, инновационных предприятиях. Есть табличка, кому сколько он дает в ближайшем году в виде налоговых льгот. Это да, это стратегия. Ничего подобного у нас нет. Сделать это не трудно. Опять пример. Сколько наши научно-технические малые предприятия дают бюджету? Думаю, заведомо меньше 1%, а на самом деле, 0,1-0,5%, максимум - 0,7%. То есть это на порядок меньше значимых величин для бюджета страны. Это означает, что полная отмена налогов для таких предприятий никаких негативных последствий нести не будет. Даже если подоходного налога не будут платить. А потенциальные положительные последствия огромны. Это остатки нашей науки, наши мозги, которые остаются в стране и начинают интенсивно развиваться. Ясно, что мы Индию и Коста-Рику можем обойти. А Индия планирует выйти на $70-100 млрд. в экспорте научно-технических исследовательских программ к 2010 году, то есть, больше всей нашей нефти и газа. Ничего подобного наше правительство не делает.
А левая рука что делает? Когда надо определяться, какие отрасли мы собираемся поддерживать через бюджет налоговыми льготами и прямыми госзаказами? Опять-таки "злосчастный" Буш взял и военные расходы резко увеличил для того, чтобы стимулировать рост научно-технической, высокотехнологичной продукции. Ну и что, что военной?! Мы с этим не согласны, может, военные расходы и не следует увеличивать, но определить, а что именно мы собираемся быстро и решительно развивать, правительство тоже обязано. Поскольку правительство это не делает, думаю, все инерционно будет развиваться.

28 мая 2003

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=38815

Док. 338643
Перв. публик.: 16.06.03
Последн. ред.: 16.07.07
Число обращений: 208

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``