В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Ишаев: `Президенту хотелось соблюсти демократию и единоначалие, но получалось не все` Назад
Виктор Ишаев: `Президенту хотелось соблюсти демократию и единоначалие, но получалось не все`
ВИКТОР ИШАЕВ: "ПРЕЗИДЕНТУ ХОТЕЛОСЬ СОБЛЮСТИ ДЕМОКРАТИЮ И ЕДИНОНАЧАЛИЕ, НО ПОЛУЧАЛОСЬ НЕ ВСЕ"
Губернатор Хабаровского края понимает, что новая модель власти - вынужденная мера
Андрей Скробот

Губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев называет себя одним из инициаторов озвученной президентом Владимиром Путиным идеи фактической отмены института прямых выборов высших должностных лиц региональных администраций. При этом хабаровский губернатор - один из последних региональных руководителей, который будет участвовать в местных выборах по прежней схеме (избрать руководителя края должны в декабре 2004 года). О предполагаемых преимуществах новой выборной модели и ее прогнозируемых недостатках Виктор Ишаев рассказал в интервью "НГ".

-На заседании правительства президент остановился на ряде основополагающих моментов. Действительно, сегодня ситуация непростая, и мы должны в первую очередь говорить о комплексном подходе повышения эффективности власти. Происходящие в стране в последнее время события создали ряд межей между структурами и органами власти. Федеральные власти стали выделяться, региональные проявлять свои обиды, а законодатели зачастую были сами по себе. Единого механизма власти в России не получалось. Мы еще в 2000 году выступали с предложением назначать губернаторов (я лично был среди подписавших обращение к президенту). Мы понимаем, что это не верх демократии. Мы понимаем, что это вынужденная мера. Но мы отделяем плюсы и минусы.

- Виктор Иванович, следовательно, вы были одним из инициаторов предложенной президентом новой модели, а кто из губернаторов вас поддерживал?

- Михаил Прусак, Сергей Катанандов, амурский губернатор (Леонид Коротков. - "НГ"). Разговор идет вот о чем. Вертикаль власти - это президент, правительство, губернатор. У губернатора должен быть определенный статус, он должен входить в федеральную систему власти, он должен быть назначен, чтобы ему были приданы соответствующие полномочия. В этом случае у губернатора повышается ответственность. Если люди потребуют, то президент в любой момент снимет этого человека. Кроме того, возникает ответственность перед федеральными органами власти. Губернатору придаются полномочия - он может работать и решать многие вопросы. Смысл этого - выстроить власть вертикально. Потому что с полпредствами - не хочу говорить, что там плохие люди или хорошие, - пока, к сожалению, этого не получается. Президенту хотелось соблюсти демократию, единоначалие, вертикаль, но получалось не все. К такому шагу подтолкнули последние события.

- Как к новой модели власти могут отнестись ваши избиратели?

- Суждения сейчас разные. Я не считаю, что это нормальная демократическая норма в общем. Но в данном случае, в конкретной ситуации я поддерживаю слова президента о том, что, отдай мы Чечню - мы им дали успокоиться, - они пошли бы на Ингушетию. Отдали бы Ингушетию, они подошли бы под стены Кремля. Вопрос о целостности России стоит сейчас очень остро. Может быть, иногда кажется, что это не так, но в действительности эти процессы есть, и они достаточно глубокие.

- Получается, что одной из причин нововведений стала проблема сохранения целостности России?

- Разумеется, это первая, главная и основная задача. Это - соблюдение конституционных норм на территории России, это - целостность государства, это - управляемость ситуацией в России. Я был в Кремле у одного из руководителей администрации президента и скажу, что он не мог добиться точной информации о том, что происходит в Беслане. Одна служба говорит одно, другая - другое, третья - третье. Сегодня нет соподчиненности, нет четко выстроенной иерархии.

В свое время, лет восемь назад, я выходил с определенными предложениями к президенту и к министру обороны. Смотрите, у нас на территории округа командующий - генерал армии, трое генерал-полковников. И еще отдельные соединения. У каждого свои штаб, тыл, госпиталь. Раньше войска были строго рассчитаны, сейчас их значительно меньше, но каждый строит свой госпиталь и т.д. Разве это государственная политика? Деньги тратятся не по-государственному, подход не государственный. Должна быть консолидация сил. И в Дальневосточном округе волей-неволей войска должны подчиняться генералу армии. А получается, что отдельные части замыкаются на Москву, другие - еще на кого-то. Как же действовать, когда необходимо принимать решения за считанные минуты, как сконцентрировать силы и направить их в необходимое русло?

- Насколько новая выборная модель соответствуют Конституции России?

- Президент никого не назначает. Он вносит предложение, а избирает Дума. В Конституции прописана выборность. А выборность может быть общенародная, а может осуществляться законодательным органом власти. Мы знаем государства, где руководитель избирается в парламенте. И таких примеров достаточно много, в том числе на территории государств СНГ. Здесь ничего противоконституционного нет. Выборность остается, но кандидатуру вносит президент. Хотя я бы придал более жесткий статус. На этот период я бы сказал, чтобы губернаторов должен назначать президент.

- Новую модель уже назвали своеобразным отступлением, возвращением в прежние времена...

- Те руководители, которые тратят время на размышления, как он будет назначен или избран, наверное, недостаточно широкого масштаба люди. Ведь сейчас действительно существует колоссальная угроза обществу, целостности России. И нужно искать пути их преодоления. Никто не говорит, что предложенная модель идеальна. Но ведь другого никто не предложил. А нужно что-то делать: строить вертикаль власти, повышать эффективность управления, концентрировать силы на определенных направлениях. Поэтому назначать или избирать будут главу региона, для меня не важно. А если меня будет избирать Законодательное собрание, которое выбрано всеми жителями края, а предложение внесет лично президент, у меня только появится чувство гордости.

- Как, по-вашему, на последние изменения может отреагировать Запад? Не рискуем ли мы инвестициями?

- Я не думаю, что действительно заинтересованные в сотрудничестве с нами уйдут. Ведь существует много государств, где президента избирает парламент, и никто от них не отворачивается. Это конституционная демократическая норма, это нормальная выборная модель. Поэтому никаких страхов у людей быть не должно.



Опубликовано в Независимой газете от 16.09.2004



Док. 338378
Перв. публик.: 16.09.04
Последн. ред.: 16.07.07
Число обращений: 563

  • Ишаев Виктор Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``