В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Ишаев: Главное, что мы сделали для Хабаровского края Назад
Виктор Ишаев: Главное, что мы сделали для Хабаровского края
На прошлой неделе Виктор Ишаев, кандидат на должность губернатора Хабаровского края, провел встречу с журналистами ведущих СМИ края, во время которой ответил на вопросы, волнующие жителей Приамурья и рассказал о своей позиции по ключевым проблемам социально-экономического развития нашего региона.

- Виктор Иванович, впереди выборы. Видимо, последние. Что ждать жителям края после 19 декабря? Что будет с приоритетами развития, по которым работало краевое правительство эти годы? Куда будет развиваться экономика?

&-- Я всегда говорил, что проще кого-то обгонять, какие-то чужие результаты опережать. Обгонять самого себя значительно сложнее. Но мы ежегодно стараемся перевыполнять именно свои собственные показатели и планы, которые предусматривают системное развитие края.

У нас определены цели и приоритеты на достаточно длительный период, поэтому работа и в будущем должна строиться в плановом режиме. А эти годы будут не простыми. Поэтому уже сегодня очевидно, что структуру краевого правительства мы поменяем. Будем вводить пост председателя, формировать систему управления, профессиональный коллектив, который бы работал на перспективу. Тем более, что сегодня меняется и система местного самоуправления. Предстоит отработать схему распределения полномочий, финансовых потоков, собственности. По социальным льготам, я думаю, могут в будущем возникнуть те вопросы, о которых мы сегодня даже не догадываемся.

В такой ситуации нужен жесткий контроль, отлаженная система организации управления, работа профессионалов и, конечно, заделы на будущее.

- А много таких заделов нужно сделать? Работа по каким направлениям предстоит краевому правительству?

- Вопрос с одной стороны простой, а с другой сложный. Казалось бы, много ли должен сделать руководитель для своих жителей. Вроде бы не много: создать для человека нормальные условия жизни, дать возможность ему трудиться, растить детей, иметь жилье, достойный доход, защитить его, заботиться о его образовании и здравоохранении. А если подумать о каждом конкретном пункте, то понимаешь, что это серьезнейший пласт работы. Вот реализовывать эти задачи и будем.

- А что будет все-таки главным в ближайшие годы? Какая задача появиться или уже появилась перед всей системой власти в Хабаровском крае?

- Мы приняли новую стратегию развития в крае и я все таки считаю, что главная задача страны в целом, государства - это не рост ВВП, и вообще не экономический рост, а главная ценность - это человек. Для нас важно, чтобы человек имел сегодня работу, достойную заработную плату, на нее он мог бы спокойно решить свои проблемы. Чтобы он не кланялся за какими-то дотациями и c убсидиями. Доходы человека должны быть такими, чтобы он мог спокойно оплачивать свое нормальное существование.

Но Хабаровский край все-таки не самостоятельная система. Мы важная, серьезная, но все-таки частица России. И когда ты в этом потоке, который идет одним путем, а ты пытаешься идти другим, то невольно вызываешь определенное непонимание. Поэтому мы и готовили программу развития и для всей России. На уровне России предлагали, что человек - главная ценность, что необходимо вырастить средний класс. Когда 15 процентов людей владеют 70 процентами ресурсов и благ, а оставшиеся 85 процентов 30-ю - это не верный подход. Мы должны сделать так, чтобы разрыв между бедными и богатыми был минимальным. То есть, население должно быть более ровно распределено по доходам. А у нас одни думают о том, какой футбольный клуб себе купить, а подавляющее число жителей о том, как детей в школу собрать, как заплатить за квартиру, чтобы завтра тебя из нее не выселили.

Разумеется, государство помочь 85 процентам россиян не в состоянии. Будет процент малообеспеченных жителей на уровне 15 или максимум 20 - помощь государства станет эффективной. А значит, нужна коренная ломка, но я считаю, что стоит заниматься не реформой ЖКХ, образования или здравоохранение, суть которых чтобы человек заплатил последнюю копейку. Давайте начнем все-таки с реформы доходов населения. Давайте сделаем население платежеспособным. А то сегодня некоторые заявляют: электричество должно стоить столько же, сколько и во всем мире. Но почему-то при этом забывают, что платежеспособность в цивилизованном мире у населения другая. Если наш хабаровчанин зарабатывает 300 долларов, то американец или японец 3000 долларов. И он в состоянии заплатить и за свое образование, и за больницу и за услуги ЖКХ. А у нас получается, что если ты получаешь 300 долларов, то ты уже средний класс и должен платить за все по мировым ценам. Но это не реформы, а элементарная профанация. Таких реформ нет и не будет. Три года назад тот же Касьянов заявлял: "Мы проведем реформу ЖКХ". А я ему несколько раз замечал, что вы никогда ее не проведете. Потому что увеличение заработной платы вы планируете на 30 %, а платежей в три раза. Ну как вы состыкуете эти величины?

Исходя из этих вопросов, понимая глубину и значимость проблем мы в Хабаровском крае пытаемся хоть что-то сделать. А отсюда дальше можно говорить об ипотечном строительстве жилья в крае, о качестве здравоохранения, об образовании.

- В экономике что будет происходить, если самое главное - это человек?

- Любые социальные программы могут выполняться только на государственные деньги при работающей экономике, когда предприятия платят хорошие налоги. Когда заводы и фабрики предлагают сократить налоги, нужно всегда понимать, что социальные программы в такой ситуации нужно ликвидировать.

Мы постоянно работаем над решением ряда проблем: подготовка к зиме, ремонт школ, больниц и так далее. Это со стороны кажется, что все работает само по себе, но стоит только не доглядеть, как тут же возникают проблемы: там зарплату вовремя не выдали, там что-то заморозили и так далее.

Но есть и системные вопросы, базовые: строительство взлетно-посадочных полос, дорог Лидога-Ванино и в Николаевск-на-Амуре, - они решают важные проблемы развития промышленных предприятий. А такие проекты за один год не решаются. Это надо было еще в 1991 году видеть проблему, чтобы в 1999 году сдать мостовой переход через Амур. Если бы мы не начали тянуть газопровод, то сегодня в каком положении был бы Амурск? Ему и сейчас не легко, а что произошло бы с городом не приди туда природный газ? А с Эльбаном, и так далее?

Где бы мы сегодня брали налоги, если остались на прежнем уровне добычи драгоценных металлов. Мы же с 5-7 тонн вышли на уровень 24 тонн в год. Раз оборонные предприятия не загружены, значит нужна другая структура экономики. Мы все последние годы занимаемся более эффективным использованием ресурсов, древесины, развитием транспорта, связи, предпринимательства. Это все и дает как раз таки доход, за счет которого край может расти и развиваться.

Благодаря этой работе мы сегодня имеем достаточно серьезные доходы в бюджете края, что позволяет нам не только выжить, но и что-то создавать: и для молодежи, и для ветеранов, и для работников бюджетной сферы. Мы можем сегодня позволить себе строительство цирка и какого-то другого культурного объекта, можем содержать их за счет краевого бюджета. И все это для того, чтобы наши города сегодня были такими, чтобы люди отсюда не уезжали.

- С 1 января страна начинает жить по новым правилам. Треть населения переходит на другую систему социальной поддержки, которая, мягко говоря, вызывает массу вопросов. Какова политика Хабаровского края в этом вопросе, что ждать жителям Приамурья?

- Мы не скрываем, что нам передали разных обязательств, не обеспеченных финансированием, на сумму 2 миллиарда 80 миллионов рублей. Где найти эти средства - серьезнейший вопрос, но мы его обязательно решим. Я не раз подчеркивал и еще раз подчеркну - мы не допустим, чтобы у нас в крае ситуация в социальной сфере изменилась в худшую сторону. Этого не будет! Что недодумали или не доработали на федеральном уровне, будем дорабатывать здесь на месте. Там где не сумеем доказать федеральной власти свою правоту или нас не захотят услышать - будем подставлять свое плечо, может быть даже в ущерб другим направлениям.

Хотя такой парадокс ситуации мне до сих пор лично непонятен. Если бы у человека была пенсия 10-12 тысяч и ему добавили 500-1000 рублей, я бы мог сказать,, что у него все нормально и переживать не за что. Но если житель края получает пенсию 2200, а прожиточный минимум 3300, ему добавили 500 - 600 рублей и тут же говорят - ты и услуги стоматолога оплатишь, и курортное лечение оплатишь, и проезд в общественном транспорте оплатишь - это вызывает, мягко говоря, беспокойство.

Я не могу себе представить, что труженика тыла с первого января, если у него нет билета, нужно будет высаживать из трамвая. В голове это не укладывается. Поэтому стараемся решать такие вопросы: вместе с депутатами краевой думы, специалистами правительства.

Не могу себе представить и ситуацию, связанную с передачей собственности с краевого баланса, на баланс муниципалитетов. Из Москвы говорят - отдайте на местный уровень все коммунальное хозяйство: котельные, коммуналку и так далее. Но может быть издалека и возможно так решать, но нам на территории такая широта жестов непозволительна. Вот Амурск начал замерзать, а мы ему заявляем: "Это ваше ЖКХ и ваши проблемы". Чегдомын замерзает - то же самое. Разумеется люди резонно спросят: "А вы тогда зачем нужны". Мы ни в коем случае не будет отгораживаться от проблем территорий. Поэтому и занимаемся такими вопросами, как изменения топливной структуры большой энергетики. Например, на жидком топливе у нас раньше работало 7 процентов мощностей, а по затратам это составляло более 40 процентов всех средств, выделяемых на закупку топлива. Поэтому мы переводим котельные в районах либо на уголь, либо на газ. А это, в своею очередь, сказывается на себестоимости электрической и тепловой энергии. Высвободившиеся средства уже можно тратить на развитие предприятий, инфраструктуры и решение социальных проблем.

Хотя, конечно, пока на уровне государства не будет решен вопрос о повышении платежеспособности населения, в том же ЖКХ ситуация кардинально не поменяется. Пока в этой системе не появится настоящий покупатель услуг, способный выбирать себе продавца и оплачивать его услуги, предприятия ЖКХ не начнут работать в новых рыночных условиях, не будут сокращать издержки, а они сегодня составляют не менее 30 процентов.

Однако, мы рассчитываем, что в 2006 году, когда в Хабаровский край придет большой газ ситуация несколько измениться. Экономика получит хороший импульс к развитию.

- Свою зависимость от федеральной власти все жители края особенно почувствовали в октябре, когда было подписано соглашение между Россией и КНР о передачи островов в районе Хабаровска. Сегодня, когда уже несколько поутихли эмоции, у многих остался вопрос: "Был ли другой выход из территориальной проблемы?"

- Я отмечу стразу, обсуждать принимаемое решения я не имею права, да и всей ситуации не знаю. Но по собственному опыту отмечу, что за те годы, пока я работаю руководителем края, отношение к России меняется очень сильно. То как к нам относились в 1990 году - это одно отношение, и если бы мы тогда подписывали соглашение, наверное, оно было бы на более выгодных условиях для России. В 1998 - это уже другая ситуация, более сложная с точки зрения наших интересов. В 2004 году Китаем управляет уже другое руководство, не связанное какими-то прошлыми обещаниями. У них отношение к таким проблемам более жесткое, поэтому дальнейшее затягивание этой проблемы наносило все больший ущерб российской стороне в российско-китайских отношениях.

Конечно, вопрос надо было решать. Как руководитель края, я все эти годы прилагал максимум усилий, чтобы край ничего не потерял. Мы там строили дороги, дамбы, построили часовню. Всех гостей, которые приезжали в край, старался вывезти на эти острова и сделать их сторонниками в деле защиты российской территории. Хотелось бы сказать большое спасибо Министерству путей сообщения и лично министру Фадееву, который помог привезти понтонный мост, соединивший Хабаровск и Большой Уссурийский. Мы помогали на островах воинской части, сельскому хозяйству. И я хочу сказать, что это, естественно, имело свой результат. Если бы ничего этого сделано не было, думаю, и решения были бы другие.

Разумеется, такой прецедент - это большая опасность для других территориальных вопросов, хотя я уверен, у президента были очень веские причины для того, чтобы принять именно это решение.

Какие при этом появляются положительные моменты? Первое, в документе написано, что стороны не имеют взаимных территориальных притязаний. Второе, китайская сторона заявила на переговорах о том, что она будет заниматься дноуглубительными работами, а значит, количество воды перед Хабаровском придет в норму.

Часовня будет стоять на месте, мы подумаем как договориться с пограничниками чтобы люди имели доступ к этой часовне, дачные участки остаются на месте, глиссада для взлета самолетов тоже не меняется, ни одного метра российской пашни к Китаю не отходит.

- Виктор Иванович, с каким настроением вы идете на выборы, не испортили его подобные события?

- С рабочим настроением иду, как всегда. Впереди, еще раз замечу, сложный и ответственный период. За те годы, что я работаю, многое удалось сделать, и разумеется, я не хочу, чтобы что-то пришло в упадок, что-то осталось не законченным. Конечно, по человечески переживаю, что и как будет дальше. Но я всегда привык работать так: что бы не произошло, какое бы решение не было принято, главное - что ты сам сделал для того, чтобы жизнь людей была счастливой.

Евгений Пересыпкин.

Опубликовано в газете "Приамурские ведомости" от 18.11.2004

Док. 338371
Перв. публик.: 18.11.04
Последн. ред.: 16.07.07
Число обращений: 508

  • Ишаев Виктор Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``