В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Ишаев: Государству необходимо иметь стратегию экономического и социального развития восточных регионов страны Назад
Виктор Ишаев: Государству необходимо иметь стратегию экономического и социального развития восточных регионов страны
Дальний, но близкий

Государству необходимо иметь стратегию экономического и социального развития восточных регионов страны

Как развивается Дальний Восток в последние годы? Каково отношение государства к его развитию? Как регион вовлекается в процессы глобализации и какие угрозы в связи с этим встают перед Россией? Что необходимо делать, чтобы опасности нейтрализовать? Ответы на эти вопросы прозвучали на очередном заседании Президиума Российской академии наук, где с научным сообщением. Долгосрочная экономическая стратегия России и Дальний Восток (Инфраструктурные проекты как фактор социально-экономического развития Дальнего Востока). выступил губернатор Хабаровского края член-корреспондент РАН Виктор ИШАЕВ. В своем докладе он привел факты, которые красноречиво демонстрируют серьезность проблемы.

В настоящее время Россия представляет собой сильно дифференцированную пространственно социально-экономическую систему с разными уровнями развития и возможностями регионов. Один из таких регионов - Дальний Восток.

Об отношении государства к Дальнему Востоку свидетельствуют такие цифры. Если постановление ВЦИК СССР и ЦК ВКП(б) от 1930 года по развитию Дальнего Востока по объемам финансирования было выполнено на 130%, то российская президентская программа 1996-2000 годов - всего на 10%. Сегодня вообще говорить о каких-либо направленных системных преобразованиях на Дальнем Востоке не приходится, поскольку по последней Федеральной целевой программе развития Дальневосточного региона в 2003 году на 13 дальневосточных субъектов Федерации было выделено всего 968 млн рублей (по 100 рублей на одного жителя).

Регион, как и вся Россия, до сих пор не может преодолеть последствия кризиса 1990-х годов, когда улов рыбы сократился на 40%, производство сельскохозяйственной продукции на 50%, а промышленной на 70%. Если говорить об оборонных предприятиях, то от их прежних заказов осталось всего 6%.

С начала 1990-х годов динамика развития Дальнего Востока за счет инерционных процессов в экономике выглядела даже предпочтительнее общероссийской, но продолжительный и глубокий кризис 1998 года изменил ситуацию.

Формально, если анализировать основные макроэкономические индикаторы, динамика развития Дальнего Востока после 1998года соответствует средне российским тенденциям. Но на самом деле темпы роста валового регионального продукта (ВРП) за после кризисный период уступали показателям национальной экономики. Разница в темпах развития региона и страны нарастала, и сейчас разрыв превышает уже 7%. Особенно беспокоит отставание в промышленности - более 25%.

Единственный показатель, который сегодня превышает общероссийский, - привлеченные инвестиции. Но их наличие пока не сказалось ни на общем, ни на промышленном развитии, так как для получения положительного эффекта требуется более продолжительное время.

Неудовлетворительное состояние экономики обусловило и отставание в увеличении доходов населения региона. Только последние два года темп роста реальной заработной платы на Дальнем Востоке был более высоким, чем в среднем по стране. Однако за четыре года разрыв не в пользу региона составил более 27%.

Несмотря на то что средний уровень душевых доходов на Дальнем Востоке в 2002 году в номинальном выражении был на 5% больше, чем по стране (4150 рублей против 3950 рублей), в целом положение не улучшилось: стоимость жизни в регионе значительно выше, чем в других субъектах Федерации. По данным официальной статистики, цена фиксированного набора потребительских товаров и услуг на треть превосходит средне российский уровень, а величина прожиточного минимума - почти на 40%.

Социальное неравенство в регионе столь же высоко, как в целом по РФ. Так, 15% населения Дальнего Востока имеют сбережений в банковской системе в 3,3 раза больше, чем все остальные жители. Доходы от собственности у них в 5,3 раза выше, а расходы на покупку валюты - в 8,5раза.

Какова реакция населения на происходящие в социально-экономической сфере процессы? Несмотря на то что пик экономического спада пройден, численность населения дальневосточных регионов продолжает убывать. За период с 1991 по 2004 год это сокращение составило 1 миллион 432 тысячи человек (90,2% за счет миграции, 9,8% - естественная убыль). Если в стране в целом уменьшение численности населения почти прекратилось, то Дальний Восток за последние пять лет потерял 3,3%, или около 320 тысяч человек своего населения, по сравнению с 1998 годом. Иначе говоря, регион по-прежнему утрачивает свои позиции в закреплении населения и привлечении рабочей силы.

Как связана экономика Дальнего Востока с народно-хозяйственным комплексом остальной России? В доперестроечные годы свыше 75% всей выпускаемой в регионе продукции поставлялось на внутренний национальный рынок. Сегодня - всего 4,3%. Раньше экспортная квота Дальнего Востока в объеме производимой продукции была 6%, в настоящее время - 80%. В 1980-е годы внутренний спрос составлял 19%, сегодня - 75%.

Приведенные выше цифры свидетельствуют о том, что российский Дальний Восток как бы выпадает из единого экономического пространства Российской Федерации. Он начинает ориентироваться на Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). В настоящее время доля АТР в экономических связях России составляет всего 17,1%. Что касается российского Дальнего Востока, то эта цифра достигает 95,7%.

Непосредственные соседи России на Дальнем Востоке - такие экономически развитые страны, как США, Япония, Китай, Южная Корея.

Наш ближайший сосед Китай занимает шестое место в мире по валовому продукту, четвертое - по внешнеторговому обороту, второе - по объему золотовалютных резервов, первое - по привлеченным инвестициям. Основные торговые партнеры КНР -Япония, США и Южная Корея Россия - на 9-м месте. Наша страна для КНР - важный поставщик нефти, военно-технической продукции, природного сырья. А для России Китай - третий торговый партнер. Для дальневосточных регионов страны это крупнейший (а может быть, и единственный) рынок сбыта промышленной продукции.

Однако быстрое промышленное развитие КНР отнюдь не бес проблемно. По мере дальнейшего движения вперед Китай неизбежно столкнется с рядом трудностей, с которыми (это следует особо подчеркнуть) он сам за счет своих внутренних ресурсов не справится. Поэтому в их решение вольно или невольно будет вовлечено все мировое сообщество (прежде всего ближайшие соседи КНР, в первую очередь Россия).

Одна из серьезнейших угроз будущему развитию Китая - рост безработицы. Сейчас в КНР не имеют работы 220 млн человек на селе и 38 млн - в городе. Запланированная реформа государственного сектора и промышленности увеличит количество безработных еще на 100 млн человек.

Обеспеченность КНР минеральными ресурсами крайне низка. В 2004 году из 45 основных ресурсов Китай был полностью обеспечен только шестью.

Потребление зерна населением КНР к 2025 году достигнет 175 млн тонн в год, что превышает нынешний мировой объем торговли этим видом сельскохозяйственной продукции. Внутренних резервов у Китая в этой области нет. Он имеет всего 7% пашни при 22% населения мира.

Рост экономики Китая требует возрастающего потребления энергоресурсов. Между тем в настоящее время КНР обеспечена собственной нефтью всего на 11,1%, природным газом на 4,3%, каменным углем на 55,4%. В 2010 году Китай будет импортировать порядка 150 млн тонн нефти, в 2020 году - 250 - 300 млн тонн.

Пять мегаполисов Китая: Пекин, Шанхай, Гонконг, Шэньян и Ганьчжоу возглавляют десятку городов мира с самой загрязненной атмосферой. То есть примерно 800 млн китайских граждан живут в экологически неблагоприятных зонах.

И самое главное - китайцам остро не хватает жизненного пространства. В 2025 году в этой стране будет проживать 1 млрд 540 млн человек. Поэтому КНР по мере своего активного развития будет смотреть в сторону ближайших соседей, прежде всего России. В настоящее время на российском Дальнем Востоке проживает всего 7 млн 640 тыс.человек. Китайцы даже шутят на эту тему. Они говорят, что никогда не будут воевать с Россией, просто придут и будут жить на наших землях.

Новый, до недавнего времени не рассматриваемый игрок, входящий в состав АТР, Индия. Это государство так же, как и Китай, активно развивается, но сценарии развития этих двух стран абсолютно разные. Китай делает ставку на развитие промышленного производства (прежде всего высокотехнологической продукции) как базы всей экономики. В КНР сейчас доля промышленности в ВВП составляет 52,3%, и за счет роста выпуска промышленной продукции совокупный ВВП Китая увеличился на 54%. Индия в своем экономическом развитии отдает приоритет развитию сектора информационных услуг, основу которого составляют разработка программного обеспечения, организация мультимедийных процессов, создание систем управления информационными сетями. Доля информационных услуг в валовом внутреннем продукте Индии в последние годы выросла на 50,8%, а сам ВВП за счет успехов этого сектора экономики - на 62%. Информационные услуги в экспорте Индии составляют уже более 50%, а их доля в ВВП страны превышает 7%. Население Индии к 2025 году будет составлять 1 млрд 600 млн человек.

Можно предположить, что в ближайшее время по экономическому развитию Китай и Индия будут стабильно занимать второе и третье места в мировой табели о рангах. Здесь уместно вспомнить слова В.И.Ленина, которые оказались пророческими: если Россия будет дружить с Китаем и Индией, то ей будет ничего не страшно.

Вообще в АТР имеются три группы стран: технологически развитые (Япония, Южная Корея, новые индустриальные государства), страны, имеющие излишнюю и дешевую рабочую силу (КНР, КНДР), и государства, обладающие огромными природными ресурсами (Россия, Австралия, Монголия). Между этими группами стран не может не возникнуть определенное международное разделение труда. Какое место в этой региональной системе отношений займет Россия? Наша страна в любом случае будет востребована в рамках АТР. Жаль, если она будет использоваться лишь в качестве сырьевого придатка для развития экономики других азиатских государств.

Чтобы этого не произошло, необходимо иметь государственную стратегию экономического и социального развития Дальнего Востока, одних только рыночных механизмов для его возрождения недостаточно - слишком мала емкость регионального рынка.

Государственная программа развития Дальнего Востока должна предусматривать увеличение численности проживающего в этом регионе населения посредством повышения уровня и качества его жизни; опережающего и комплексного развития инфраструктуры; диверсификации экономики региона и развития обрабатывающих производств, а также привлечения инвестиций национального и зарубежного бизнеса.

Успешное выполнение этой программы имело бы колоссальное воздействие на развитие всей национальной экономики России.

Подготовил Игорь ГОРЮНОВ

Полное изложение доклада и состоявшейся дискуссии будет опубликовано в журнале "Вестник РАН".

Опубликовано в газете "Поиск" No 1 (815) от 14.01.2005

Док. 338357
Перв. публик.: 14.01.05
Последн. ред.: 16.07.07
Число обращений: 526

  • Ишаев Виктор Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``