В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Ишаев: Поселять китайцев у себя мы не собираемся Назад
Виктор Ишаев: Поселять китайцев у себя мы не собираемся
Несмотря на отдаленность от центральной России дальневосточный регион динамично развивается. О своем видении региональной политики и перспективах развития "Росбалту" рассказал губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев.

- В концепции стратегии социально-экономического развития регионов Хабаровский край и Приморье отнесены к прогрессивным, так называемым "опорным" регионам, которые будут получать значительную поддержку из федерального бюджета. Будут ли Хабаровский край и Приморье конкурентами в рамках развития Дальнего Востока?

- Владивосток и Хабаровск не будут конкурировать между собой. Сегодня структурно мы выстроены так, что развитая торговля Приморья и машиностроительная отрасль Хабаровского края будут дополнять друг друга. Существуют точки экономического роста в отрасли, в регионе, в государстве. В качестве таких точек роста выбираются наиболее развитые экономические структуры, с более совершенной инфраструктурой, там, где больше надежд на привлечение инвестиций. Такие точки роста существуют как в Хабаровске, так и во Владивостоке, и мы будем их развивать.

- Какие стратегические задачи и приоритеты экономической политики в Хабаровском крае?

- В первую очередь мы будем развивать инфраструктуру - строительство дорог, портов и трубопроводов. У нас громаднейшая программа развития порта Ванино с участием компаний СУЭК, "Русский уголь", партнеров из Якутии. Проектируемая мощность порта - 35 млн тонн грузов в год. Мы будем развивать общее машиностроение, высокотехнологичные производства и предприятия по переработке сырьевых ресурсов. Сейчас мы выделяем ресурсы только при условии, что они минимум на 30% будут переработаны на территории края.
У нас есть стратегия развития Хабаровского края, 19 отраслевых программ, в том числе и программа развития здравоохранения. За последние 4 года мы построили 28 объектов здравоохранения, среди них онкологический центр с законченным циклом стоимостью $70 млн, равного которому в России сегодня нет. Мы будем продолжать структурную перестройку экономики края, и стремимся увязать при этом все вопросы - инфраструктуру, развитие обрабатывающей промышленности, развитие сложного машиностроения. Мы даже предлагаем свою концепцию развития России. Ведь в крае реализуется программа и модель развития, которые резко отличаются от того, что сегодня делается в целом по стране.

- В чем отличие модели развития Хабаровского края от моделей развития других регионов России?

- Отличие заключается в ином видении роли государства, отношениями государства и бизнеса, выделением приоритетов и точек экономического развития, поддержкой, которую оказывает край частным инвесторам. Если в регионе развивается какое то предприятие и ему необходимы финансовые ресурсы - мы даем гарантии под получение банковских кредитов. Мы занимаемся оздоровлением проблемных предприятий, потом приватизируем их, а деньги вкладываем в развитие инфраструктуры края, причем инфраструктуры не только социальной, но и промышленной - развитие авиации, строительство дорог и т.д.
Мы считаем, что надо не говорить, а делать. Например, мы берем рабочих с Украины, Беларуси, оставляем их, даем жилье, даем работу. В этом заключается наш вклад в политическую интеграцию Украины и Беларуси. России нужно сотрудничать с Китаем, но сотрудничать умно. Мы активно привлекаем китайскую рабочую силу - качественную и более дешевую. Но поселять китайцев у себя мы не собираемся.

- Что должно происходить в государственном секторе экономики для успешного развития региона?

- В обязательном порядке нужно сокращать государственный сектор. У нас есть программа приватизации, в рамках которой мы реализуем собственность, принадлежащую краю, а вырученные деньги вкладываем в развитие. В бюджете Хабаровского края на инвестиции заложено 500-600 млн рублей, а инвестируем мы на 5-6 млрд.
Простой пример: мы продали принадлежавший краю пакет акций "Амурстали". На предприятие пришел собственник, и сразу появился прирост в 28,8% только на том, что там перестали воровать. У частного собственника украсть сложнее, чем у государства.

- Кто основные инвесторы в крае?

- Инвесторы приходят со всей России. В Хабаровском крае работают крупнейшие компании - "Роснефть", "ЕвразХолдинг", "Русский уголь", группа "МДМ", "Полиметалл", "Интерросс", СУЭК. Среди зарубежных стран по объему вложенных инвестиций лидируют США, на втором месте Япония, на третьем - Китай. По торговле впереди Китай, далее Южная Корея, Япония и США.

- Как строится в Хабаровском крае работа с малым бизнесом?

- Малый и средний бизнес обязательно должен быть и занимать свою нишу. В разных странах процент людей, желающих иметь свое дело, различен. В Китае это 35% населения, в Америке - 45%, в России - 22-25%. Пределы возможностей малого бизнеса исчерпаемы, но это не значит, что их не надо активно использовать. При этом мы говорим, что государство не должно вмешиваться в дела малого бизнеса. Однако кто сейчас вредит малому бизнесу? Государство. Оно вмешивается? Конечно, вмешивается. Но государство должно только создавать условия, а на благоприятной почве бизнес вырастет сам.

- Как вы оцениваете бюджетную политику, осуществляемую федеральным правительством по отношению к регионам?

- На самом деле сегодня федеральное правительство - это не Правительство России, это именно "федеральное" правительство, которое осуществляет заботу только в отношении федеральных структур. 60% заработанных нами средств изымается из региона, а обратно возвращается менее половины. Федеральное правительство имеет на своем расходном счете 40% от всех расходов России. При этом оно собирает 60% дохода России. Мы у себя имеет 60% расходов, а доходов имеем 40%. Забота о бюджетной сфере большей частью возложена на регионы. Школа, профтехобразование, пожарные команды, здравоохранение, строительство, развитие, социальная защита - все финансируется из регионального бюджета. У федерального бюджета остается только милиция, ФСБ и армия.

- Что должен сделать федеральный центр и что в состоянии сделать власти на местах, чтобы ликвидировать диспропорции в развитии регионов?

- Полностью ликвидировать диспропорции в развитии отдельных регионов невозможно: всегда были территории более развитые и менее развитые, и это естественно. Поэтому основная задача региональной политики сводится к обеспечению таких условий, когда регионы могут быть самодостаточными. Самодостаточными за счет возможностей, которые уже есть у регионов, за счет своих абсолютных и относительных преимуществ. Если мы говорим про Дальний Восток, то для него таким преимуществом является его близость к Азиатско-Тихоокеанскому региону - значит, мы должны работать там. И не следует заставлять Дальний Восток работать с Евросоюзом. Если говорить про Москву, то здесь существуют преимущества для развития банковского, страхового сектора, но зачем в Москве заниматься ресурсами? Нефти в Москве нет, леса нет, угля нет, значит, этим должны заниматься другие регионы. У каждого региона есть свои возможности, и государство должно учитывать такую дифференциацию. Политика государства не должна быть однобокой.

- То есть государство должно дать регионам больше свободы?

- Да не свобода нужна регионам! Главная задача государства - создать оптимальные условия для развития экономики, для проживания людей. А препятствие этому - избыточная концентрация средств, которая происходит в центре. Тот профицит федерального бюджета, который мы сейчас имеем - искусственный. В свое время мы в Хабаровском крае имели объем бюджета 1,6 млрд при более слабом развитии экономики. Сегодня мы имеем 1,1 млрд с дефицитом, потому что концентрация средств происходит в центре. И потом говорят: давайте отдадим деньги людям, но мы их и так отдаем, только в виде подачки. Так делать не надо. Давайте купим оборудование, технологии, готовые производства, и экономика начнет работать. И обеспечим человеку такой уровень зарплаты, чтобы он сам имел возможность полностью оплатить услуги ЖКХ или транспорта.
Помощь социально незащищенным группам населения тоже следует оказывать иначе. За счет чего в Хабаровске или в Москве люди бесплатно ездят на автобусах и троллейбусах? За счет того, что в селе люди не получают дотации, и те кто не ездит на транспорте тоже их не получают. А ведь мы должны быть честными перед людьми - все должны получать. Ездить или не ездить - льготник будет выбирать сам. А если получать будут все, то придется увеличивать социальные расходы в три раза. Мы в Хабаровске поступаем так - приходим к человеку и говорим: "Вот у меня проездной билет, а вот сто рублей - что берешь?". В Хабаровске 55,6% взяли билет, а в селе 100% взяли деньги. И те, кто предпочел деньги, сам выбирает, куда их потратить.

- Ваши коллеги-губернаторы говорят, что существующие законы и система взаимоотношений между федеральным центром и регионами не позволяет последним развиваться. Так ли это?

- Сегодняшняя законодательная база лишила регионы самодостаточности: финансовой, хозяйственной, управленческой и юридической. Вот сегодня нам Президент дал право согласовывать высших должностных лиц - уверяю вас, ни одно министерство, ни одна служба не назначала высших должностных лиц в Хабаровском крае без согласования с губернатором. Мы активно работаем с министерствами, вместе думаем, как спасать предприятия края. Федеральные структуры берут на себя обязательства, и край тоже берет на себя обязательства. Поэтому проблемы федеральных структур на нашей территории - это также и проблемы руководства края. У нас нет сегодня ни одного федерального чиновника, с которым бы мы не общались. И, помогая федеральным структурам, мы не считаем, что делаем чужую работу - мы все работаем для людей, и здесь главный критерий дело, а не личные амбиции.

Беседовал Иван Смагин, Москва

Опубликовано на сайте Rosbalt.Ru

Док. 338352
Перв. публик.: 07.07.05
Последн. ред.: 16.07.07
Число обращений: 508

  • Ишаев Виктор Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``