В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор ИШАЕВ: `Я высказываю свою тревогу и хочу, чтобы меня услышали` Назад
Виктор ИШАЕВ: `Я высказываю свою тревогу и хочу, чтобы меня услышали`
Принятые Госдумой в первом чтении поправки в федеральный закон No131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесли сумятицу.

Закону, который должен был полностью вступить в действие с 1 января 2006 года, предлагается продлить переходный период до 1 января 2009 года. Хабаровский край активно готовился к переходу, а сейчас оказался в неведении - примет ли в сентябре Госдума свои поправки в окончательном варианте или в них будут внесены коррективы? Однако в любом случае, считает губернатор края Виктор ИШАЕВ, начатая работа по переустройству власти в нашем крае будет продолжена.

- Виктор Иванович, наш разговор о разделении полномочий власти - что есть и что будет?

- Идею разделения полномочий я всегда поддерживал: каждая власть должна знать, за что она отвечает. Мы считали, что будут делиться и полномочия, и возможности. А получилось иначе: региональная власть потеряла часть своих возможностей, в первую очередь в экономическом плане.

- Надо ли сегодня еще раз говорить о том, какой видится региональная политика снизу, из регионов?

- Надо. Региональная политика должна строиться так, чтобы регионы были самодостаточными, в первую очередь финансово. И мы хотим быть самодостаточными, зависеть от результатов своего труда.
Если же все нынешние полномочия поделить, то у края их будет 60 процентов, у федерального центра - 40. А с финансами обратная зависимость: у нас на исполнение наших полномочий только 40 процентов средств, а у федерального центра - 60. При таком раскладе мы честно говорим: существующее законодательство не дает нам возможности полностью выполнить свои обязательства перед населением. А дальше эта искаженная пропорция закладывается и в отношения с городами и районами.
Что мы должны делать у себя на территории? Делить и проедать деньги? На это большого ума не надо. Поэтому власть края берет на себя глобальные экономические вопросы. Чтобы делить, надо иметь, что делить.
Вот, например, недавно авиаторы приобрели очередной - уже четвертый - самолет нового поколения. Мы этим гордимся, потому что и мы этим занимались, оказывали поддержку из краевого бюджета.
Железнодорожники думают развивать порт Мучку и в целом весь советско-гаванский участок. А мы-то там уже давно работаем, опережая многие события. Еще факты - строительство трубопроводов, мостов, дорог и т.д. То есть мы создаем условия для функционирования экономики, опережающе развивая базовую инфраструктуру. Ведь когда строишь, то территория становится привлекательной для жизни людей, для вложения инвестиций. Это и есть задача краевой власти.

- Вы не преувеличиваете ее роль?

- Нисколько. Если взять, к примеру, строительство дорог, то ни один город или район края ни одного метра не построил без нашего участия. В Хабаровск, например, вложены миллиарды краевых денег: в дома для ветеранов и молодежи, в больницы, дороги, переходы, развязки, площади, набережные, парки и прочее. В Комсомольск тоже вложено много средств. А в районах мы решаем уже другие задачи: перевели на краевой бюджет содержание больниц в Чегдомыне, Амурске, Бикине, Вяземском, Переяславке. Возьмем вопросы жизнеобеспечения - тепло, электроэнергию, тарифы. В северных районах себестоимость киловатта электроэнергии семь рублей, но население платит 1,45 рубля. А разницу кто возмещает? Ее компенсируем мы - из краевого бюджета. Гигакалория тепловой энергии стоит там более трех тысяч рублей, но население платит не более одной тысячи. А разницу кто компенсирует? Ее возмещаем из краевого бюджета. Строим в районах котельные, ЛЭП, школы и все остальное - тоже за счет краевого бюджета. Почему мы так делаем? Потому что районы и города эти вопросы не решат.

- И вот новый закон о местном самоуправлении говорит: теперь это обязанность местной власти.

- Да. Всем, что есть в районе или городе, должна заниматься местная власть. Вот мы настроили в Хабаровске дорог, а это теперь называется нарушением бюджетного законодательства.
Когда мы берем на себя большие вопросы, то это хорошо - сконцентрированы силы и средства. А с другой стороны, порождаем иждивенчество. Ведь мы берем на себя больницы или сельхозпредприятия не оттого, что нам делать нечего. А потому, что местная власть не способна решать эти вопросы. Но там-то живут наши люди! И что - бросить их на выживание? Нет у нас такого права.
Еще пример: мы в этом году в два раза увеличили дотацию на транспорт. И ни один город, ни один район не вложил туда ни копейки. Из краевого бюджета платим за льготный проезд на внутригородском, пригородном, междугородном автомобильном транспорте, а также за льготы на водном, железнодорожном, воздушном транспорте. Это колоссальные деньги - 760 млн. рублей! По ЖКХ невозвратных средств сегодня около 4,5 млрд. рублей.
Цифры складываются просто. За льготников компенсируем Хабаровскэнерго 1,28 млрд. рублей. В 802 млн. рублей обходится краевому бюджету 10-процентная дотация населению за услуги ЖКХ - оно ведь платит за них не 100 процентов, а 90. Субсидия малоимущим за услуги ЖКХ - это еще более 800 млн. рублей. Мы недополучили федеральные деньги на дотацию за электроэнергию - 460 млн. рублей. Нам отказали в деньгах на завоз топлива для коммунального хозяйства в дальние территории края - это 350 млн. рублей. Не дали денег на поддержку ЖКХ - это 130 млн. рублей.
Еще нужны деньги на строительство линий электропередачи, котельных. Вот эта вся "любовь" обходится примерно в 6,5 млрд. рублей, а мы в виде платежей возвращаем максимум два миллиарда. На кого переложить недостающие четыре миллиарда?
Есть и другие вопросы, которые решает краевая власть, но которые порой даже не знают муниципальные власти. Это содержание милиции, пожарной охраны, профтехучилищ, техникумов, приобретение учебников, питание в школах, летний отдых детей... Таких вопросов около тридцати, которые мы финансируем из краевого бюджета не через муниципальную власть, а через ведомства. А если бы финансирование городской милиции возложить, скажем, на мэрию Хабаровска? Она же умрет, увидев сумму! Так же и по всем другим статьям расходов - колоссальные суммы, с которыми никакая наша муниципальная власть сама не справится.
Разделение полномочий - это хорошо, но оно должно быть умное. И местные руководители должны хотя бы понять, какие на них возлагаются обязанности и как они будут с ними справляться.

- Вы считаете, что такого понимания еще нет?

- Пока нет. Хотя объясняем и учим. И сами учимся, потому что в одном законе написано одно, а в другом - противоположное. Почему мы и вышли с предложением к президенту не вводить закон о местном самоуправлении с 1 января 2006 года, а сделать этот год переходным. Всю Россию подняли на дыбы одной только монетизацией льгот на транспорте. А здесь - переустройство всей власти! Проблемы были бы колоссальнейшие!
Нынешнюю систему власти пора менять - это понятно. Но сегодня она сбалансирована, ее недостатки на людях не отражаются. Даже если есть какие-то трения между уровнями власти. Так всегда было, есть и будет - это не страшно. А вот такое, как намечалось, стремительное переустройство могло отразиться на людях весьма ощутимо. Сумели бы муниципалитеты враз подготовить, к примеру, все 450 школ? А все котельные? А другое хозяйство? Я не уверен. Уже было, когда главы "тренировались", а мы потом в Охотск вертолетом возили трубы, а в Нанайском районе утверждали график работы водовозок. Я не хочу повторения. Хочу понимания: если сразу все хозяйство отдать в руки районных властей, прикрывшись законом, ничего хорошего не будет.
Я бы советовал тем, кто считает себя великими реформаторами, вжиться в документы, выписать не только свои права, но и обязанности, и начинать активно работать над их постепенным воплощением на своей территории.

- Виктор Иванович, почему такой жесткий совет?

- Потому что появилось позерство. "Мы завтра... нам все отдадут... у нас все будет!" Что отдавать? Вчера КнААПО платило в бюджет 2,5 миллиарда рублей налогов, а сегодня - только 500 миллионов. Сегодня если даже Комсомольску максимально отдать деньги, ему все равно не хватит миллиарда рублей для исполнения его полномочий. Поэтому всех руководителей предупреждаю: никакого позерства терпеть не буду. Поправлять буду жестко.

- А как же заслуги местной власти?

- Никого не обижая, скажу про заслуги. К примеру, вчера некий завод работал, платил налоги, и городская власть говорила, что это ее заслуга. А сегодня завод погряз в проблемах. Но эти проблемы, оказывается, уже не местной власти, а краевой. Я понимаю, мэр города ничего не может сделать для загрузки завода. А я на своей должности могу влиять, решая вопросы на уровне президента, правительства страны, министров.
Но есть ведь и другой уровень влияния. В Хабаровске был мясокомбинат - его нет. Был молокозавод - его нет. Потому что городская власть местной промышленностью не занималась. Да что заводы! Я вам скажу, в деревнях дороги лучше, чем в городе. Приезжаю на поля: обочины продискованы, дороги обкошены. А в Хабаровске вдоль новых дорог трава выше крыши. Не говоря о том, что городские дороги вообще-то надо бы мыть, размечать и делать все прочее, что входит в понятие "содержание объекта". Посмотрите на подземные переходы - во что они превратились?! Ладно, не хватает сил и средств самим построить, так хотя бы построенное содержали в порядке. Здесь-то могла бы влиять местная власть?
Со следующего года мы не будем строить дороги ни в Хабаровске, ни в Комсомольске. Будем строить дороги на Николаевск, в Ванино, приводить в порядок комсомольскую и владивостокскую трассы, сельские дороги. То есть появляется много именно краевых задач. А местное самоуправление пусть решает свои местные задачи.

- Виктор Иванович, вы никогда не давали такие оценки местной власти. И вдруг... Для этого должна быть причина.

- Причина, считаю, в недомыслии муниципалитетов, когда они не хотят разбираться в ситуации. Например: ДВЖД платит налоги в бюджет Хабаровска - какая в этом заслуга городской власти? Никакая. "Дальавиа" платит налоги в бюджет Хабаровска - какая в этом роль города? Он участвует в покупке самолетов или в чем-то еще? Не участвует. А эти предприятия существенно формируют доходную часть бюджета города.
С другой стороны: в предпринимателях уже 21 процент населения, а их доля в формировании налоговой базы всего-навсего 10 процентов. Вот где поле деятельности! Говорить "Отдайте нам готовое!" не надо большого ума. А вот создавать, способствовать развитию экономики - тут надо голову поломать. К чему я и призываю.

- Что же мы будем делать в ситуации с приостановкой закона? Ведь уже расписаны полномочия, поделена собственность, внесены поправки в Бюджетный кодекс, а дальше что будет?

- Будем подходить к закону осмысленно и внедрять поэтапно - по отраслям. Выберем наиболее щадящие, например, культуру, чтобы не нарушить экономическую стабильность и создать механизмы перехода. Следующим станет здравоохранение, образование, и так далее.

- А главы?..

- Глава района должен будет заниматься и сельскохозяйственным производством, и котельными, и здравоохранением, и образованием. А краевая власть будет заниматься более глобальными - межтерриториальными, межрегиональными, инфраструктурными вопросами. Но опять же - чего я боюсь? Того, что местное самоуправление не потянет воз своих новых обязанностей. А если вдруг где-то остановится котельная или больница? Тогда как быть? Я могу сказать, что по закону это уже не мои обязанности. А по совести? Когда нормально работают все объекты жизнеобеспечения населения, то только кажется, что они сами работают. На самом деле на это нормальное состояние работают очень многие. Просто мы приучили людей, что у нас в крае все более-менее стабильно.
Почему мы взяли, например, сельхозпредприятия в краевую собственность? Да потому, что их развалили! Но никто же по этому поводу не апеллировал к районным властям. Все рассчитывали, если что-то можно сделать, то это сделает краевая власть. А завтра мы можем получить миллион подобных вопросов! Но смысл не в количестве, а в том, чтобы не развалилась созданная более-менее стабильная система, чтобы людям не стало хуже.

- Опять же про сельское хозяйство: через три года (по закону) полномочий краевой власти в этой сфере не должно быть. И что будет?

- Меня-то что спрашивать? Это я спрашиваю: ребята, вы думаете на эту тему? По закону ясно одно: из полномочий краевой власти сельхозпроизводство уходит. А что дальше - в законе об этом ничего нет.
И это же не только по сельскому хозяйству! Закон о местном самоуправлении не отменяют, а откладывают. И если сегодня краевая власть, сосредоточив силы и средства, помогает территориям, то завтра будет иначе - если даже захочу помочь, то не смогу, на это у меня не будет прав. И это все скажется на людях. А я вижу, что наши районные и городские начальники не осознают ситуацию. Поэтому и высказываю свою озабоченность, тревогу по этим вопросам. И хочу, чтобы меня услышали.

- И какой сделаем вывод из этой беседы?

- Вывод такой. Грядут сложные времена переустройства всей власти. Мы не отрицаем саму идею переустройства. Мы говорим, что не совсем продуман механизм перехода. А переход делать надо. В чем-то мы не согласны с законодателями - значит, будем отстаивать свою позицию. Но самое главное в этом - не сделать хуже. Это в нашем крае недопустимо.

Раиса Целобанова.

Опубликовано в газете "Тихоокеанская звезда" от 26.08.2005

Док. 338324
Перв. публик.: 26.08.05
Последн. ред.: 16.07.07
Число обращений: 523

  • Ишаев Виктор Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``