В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: Осталось немного: отыскать `новый курс` и человека, который его возглавит Назад
Иван Грачев: Осталось немного: отыскать `новый курс` и человека, который его возглавит
Иван Дмитриевич, каков смысл отставки правительства? И каковы будут его последствия?

По формальным соображениям отставка правительства выглядит странно потому, что в любом случае после выборов Президента, придется еще раз проводить отставку. По существу такие шаги имеют смысл, если действительно предъявляется некий новый курс, о котором в речи Путина есть упоминание, но по факту никакой новый курс не предъявлен. Более того, из предполагаемых руководителей правительства, по крайней мере, тех, которые называются, не видно, чтобы кто-то из них был способен сформулировать какой-то новый курс, в сфере экономики, прежде всего. Остальная сфера меня в меньшей степени волнует. Так что, по существу отставка выглядит неестественной, ненужной на данном этапе.
С точки зрения влияния на ближайшее развитие событий я предполагаю, что Христенко по типу близок к Касьянову как руководитель, насколько я знаю его, это человек в здравом уме, достаточно быстро разбирающийся в ситуации. Я у него работал в двух комиссиях, он новые темы осваивает достаточно быстро, при этом у него чрезвычайно стабильная психика, примерно, такая как у Касьянова. Я полагаю, что никаких особенных изменений, по крайней мере, пока исполняет обязанности Христенко ожидать не приходиться ни в худшую, ни в лучшую сторону. Он, безусловно, хороший исполняющий обязанности, раз уж такая ситуация произошла. С точки зрения будущего, с точки зрения действительного изменения экономического курса, вполне возможно, что Путин дальше начнет какие-то варианты пробовать, но я этого пока не вижу. В моем представлении человек должен был одновременно тогда и объявить, в чем этот новый курс заключается, и что за новая команда его дальше будет проводить. Только этого нет, и для меня отставка не выглядит убедительной.
Я вижу две возможные причины этой отставки, одна чисто избирательная, - действительно очень скучно идет избрание Путина в Президенты. Думаю, что всякие проблемы с явкой обсуждаются и так далее. А вторая причина возможно гораздо более значимая, глубокая, - я так полагаю, что Касьянов мог и дальше по ЮКОСу, по отношениям к собственности в целом высказывать достаточно твердо свою позицию. Он единственный из руководителей такого масштаба, который занял отчетливую позицию по ЮКОСу и не отступал от нее.

Вы говорите, что ничего нового не будет, но группа Алешина закончила свою работу, а значит новый кабинет будет строится уже по новым принципам. Это ли не новое?

Я к административным реформам отношусь по принципу известной басни Крылова - "А вы, друзья, как ни садитесь, - все в музыканты не годитесь". Я думаю, что чрезвычайно небольшое значение имеет то, как квадратики нарисованы, именуемые Кабинетом министров, и то, как они там изменяются. Я думаю, что всегда большое значение имеют экономический курс, например, инновационное развитие, какие отрасли локомотивные, как мы их будем поддерживать, как будем инновационный бизнес поддерживать, не просто слова, а какие-то конкретные меры, естественно, нужна и команда, которая способна это сделать. В этом плане административная реформа меня абсолютно не волнует. Я думаю, то, что делается комиссией Алешина, при всем моем огромном к нему уважение, счисление неких функций, какие правильные, а какие нет - это вещь более сложная, чем построить плановую экономику. Поэтому она с моей точки зрения никакой крупной удачи в принципе сама по себе, безусловно, дать не может. Надо просто взглянуть на другие правительства в других странах мира, сейчас очень много успешных стран, и в них по структуре будут абсолютно различные кабинеты министров. Например, в Германии и Франции абсолютно разные устройства кабинетов министров, и при этом, тем не менее, у них разумная и последовательная экономическая политика. Мне кажется это счисление функций бесперспективно. Надо от жизни улучшать ситуацию, от жизни изменять команду, от жизни изменять функции.
При любой структуре, если команда правильная и ей поставлены правильные цели, она будет добиваться, и удвоения ВВП, и всего чего хочешь.

А с Вашей точки зрения, есть сейчас в России люди, которые могли бы такую команду составить?

С моей точки зрения это не сложно, потому что, если цель у человека ясная, у самого лидера, что он собственно хочет, и если у него понимание экономики достаточно ясное. Есть успешные регионы, следовательно, есть неплохие губернаторы. У этих неплохих губернаторов есть неплохие вице- по экономической политике, часть из них я знаю. И в бизнесе, быстро растущем, сформировались хорошие менеджеры, которых тоже можно привлечь. И мне кажется, что составить команду нынче, - это вполне решаемая задача.
Прежде всего, у руководства должно быть ясное понимание цели. Например, всегда говорится инновационный путь развития, - для декларации уже формулировка неплохая. Но тогда дальше надо очень четко определять, что делать с фундаментальной наукой, что делать с интеллектуальной собственностью, что делать с венчурным законодательством, что делать вообще с определением самих инноваций. Вот это должен как раз лидер сформулировать, поставить задачу, а команда должна выполнять.

26 февраля 2004

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=46215

Док. 338275
Перв. публик.: 16.03.04
Последн. ред.: 16.07.07
Число обращений: 185

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``