В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Драки вокруг трубы: монополия или конкуренция? Назад
Драки вокруг трубы: монополия или конкуренция?
По экспорту нефти Россия прочно удерживает второе место в мире, уступая лишь Саудовской Аравии. К сожалению, это уже не повод для гордости. Советник президента Андрей Илларионов считает, что "пока в мире не будет затяжного кризиса (лет на 20-30) и падения сырьевых цен, в России так и не возникнет экономики". Заметим, вотчину главного экономиста страны Германа Грефа называют министерством экономического развития. По данным ПРАЙМ-ТАСС, начиная с сентября этого года Минэкономразвития обсуждает с ведомствами возможность введения государственной монополии на экспорт отдельных товаров, в том числе природного газа, бензина, дизтоплива, черных и цветных металлов. В конце октября с подобной инициативой выступили "Народные депутаты". Законопроект "О введении государственной монополии на экспорт отдельных товаров" был принят к рассмотрению думским комитетом по экономической политике и предпринимательству. Эту идею озвучивал еще в 1999 году на парламентских выборах Геннадий Зюганов. В своей предвыборной программе он обещал избирателям национализировать экспорт нефти и газа поделив полученные доходы (110 млрд.руб) по-товарищески. Стремление главного коммуниста страны национализировать все и вся - понятно. Удивительно другое, как подобные мысли могли посетить головы наших либеральных экономистов?

- Идея монополизации несостоятельна. Хотя желание депутатов собрать побольше денег в бюджет понятно, - говорит Василий Кузнецов, член комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи. - В советское время была государственная монополия. Все углеводородное сырье продавал "Роснефтеимпекс", нефтяники сдавали нефть, а "Роснефтеимпекс" заключал договоры и продавал на внешнем рынке. "Народные депутаты" хотят вернуться к этой старой модели: тогда все продажи будут фиксироваться, закупочные цены будут известны государству, доходная часть бюджета будет соблюдена. Не учли только одного. Россия - уже не подчиняется директивным приказам. В рыночной экономике подобные схемы не действуют. Эти меры были бы оптимальны для переходного периода. Сегодня, уверен, депутаты законопроект не примут. Подобное регулирование будет сдерживать инициативу нефтяных компаний, не к чему хорошему это ни приведет, благими намерениями как известно вымощена дорога в ад.

Производитель, оторванный от рынков сбыта, перестает чувствовать рынок: сколько баррелей нужно добывать, чтобы продать их по оптимальной цене. В один прекрасный момент нефтяники выкачают столько нефти, что государственные монопольные организации будут не в силах ее реализовать. Предприятия обанкротятся, а вся ответственность будет лежать на государстве.

- Чем же тогда объясняется реставрация подобных идей? Это побочный эффект реализуемого сегодня курса на усиление роли государства который многие россияне хотели бы противопоставить развитию рыночных отношений.

- Власть пытается (и правильно делает) управлять и государством, и рыночными процессами, хочет забрать себе то, что положено по закону. За время перестройки управленческие функции власти были утрачены, сегодня их пытаются отреставрировать. Крепкой стране необходимы самостоятельные нефтяные компании - это экономически выгодно. Поэтому законопроект "Об установлении государственной монополии на продажу отдельных товаров" не способствует укреплению государственности. Не нужно никаких монополий. Госструктуры должны вести учет скважин. Ведь были случаи сокрытия доходов - компании не платили налоги, продавая неучтенную нефть. Сегодня эта проблема контролируется. В министерствах идет постоянная работа.

- В течение четырех месяцев СМИ ведут дискуссию о лицензировании недропользования. Министерство природных ресурсов решило навести порядок в этой области. Для российских чиновников "порядок" традиционно ассоциируется с карательными мерами, введением моратория на выдачу лицензий и организацией масштабной проверки.

- Это нормальная европейская практика отзывать лицензию у компании-нарушителя. Сначала делается первое предупреждение, если компания не исправляет недочеты, лицензия отзывается.

Нефтяники хотят работать на перспективу, то есть взять как можно больше лицензий, чтобы иметь запасы углеводородного сырья, но они же не могут эксплуатировать все скважины сразу. На рынке нефтяных концернов одним из важнейших показателей является не количество добытого сырья, а число запасных лицензионных участков. У государства другие цели - оно заинтересованно в бесперебойной добыче.

- Не секрет, что сегодня идет серьезное сокращение нефтяных запасов. По самым пессимистическим расчетам их осталось на 20 лет.

- Неправда, что в 2021 году все производство остановится и произойдет коллапс. Прогнозы постоянно меняются. Каждый раз говорят так, как выгодно в данной ситуации.

Не надо понимать фразу "нефти осталось на 20 лет" буквально. Никто точно не знает сколько ее осталось. Проблема в том, что в свое время геологами были открыты месторождения, компании получили лицензии, и сегодня эти запасы доразведываются. У России есть огромные месторождения, которые не разрабатываются. Они разведаны геологами, но не переданы в госреестр. В Восточной Сибири, Красноярском крае, Иркутской области, Якутии, на Охотском море, на шельфе Серверного Ледовитого океана есть участки, где должна быть нефть, но ее запасы точно не определены.

С другой стороны, что мы будем делать с углеводородным топливом, когда его станут массово добывать? В Европу нет ни труб, ни транспортных коридоров. Правда, с экономическим ростом в юго-восточной Азии появился и новый рынок сбыта. В будущем эвенкийские, якутские месторождения станут востребованы. Трубопровод только проектируется.

Нефтяники работают на своих месторождениях и не хотят идти на перспективные участки. До сегодняшнего дня ни одной скважины никто не пробурил, ни одного шельфа не освоил - не было финансовых возможностей. Несколько лет было колоссальное падение мировых цен на черное золото. Нефтяники только второй год стали увеличивать добычу на собственных месторождениях.

Все нефтяные концерны платят государству налог на восстановление минерально-сырьевой базы, следовательно государтво взяло на себя решение этой проблемы, правда только на словах.

- Все же есть перспективы развития нефтяной отрасли. Монополия или конкуренция?

- Конечно, конкуренция. На сегодняшний день по отношению к нефтяникам государство работает правильно. Давайте представим, что будет, если государство откажется продавать лицензии. Эта мера ударит сначала по нефтяным компаниям, что приведет к кризису энергосистемы, который, в свою очередь, распространиться и на государство в целом. Плохо будет всем.

Но не будем в новый год поддаваться пессимизму, ведь на сегодняшний день в нефтяной отрасли все нормально.

Элла Исайкина,
21.01.2002
http://www.kuznecov.ru/publictext/public/id/430326.html

Док. 338204
Перв. публик.: 21.01.02
Последн. ред.: 15.07.07
Число обращений: 337

  • Кузнецов Василий Федотович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``