В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сообщающиеся трубы. Назад
Сообщающиеся трубы.
Элла Исайкина,

В процессе длительного обсуждения бюджета политическая элита страны поделилась на два лагеря: одни считали, что зависимость российской экономики от цены нефти на мировом рынке явно преувеличена, другие утверждали обратное. В начале декабря этого года Минэкономразвития распространил печальную весть: экономический рост в России остановился. Выяснилось это только после принятия в третьем чтении бюджета.

У зависимости нашей страны от стоимости энергоносителей - особый характер. В свое время именно дорогая нефть позволила растянуть агонию "развитого социализма" на пару лишних пятилеток, а последовавшее в 80-х годах падение нефтяных котировок резко ослабило коммунистический режим и в конечном итоге привело к распаду СССР. Стабильность нынешнего бюджета напрямую зависит от мировых цен на энергоресурсы - аксиома, не требующая доказательств.

- Российский ВВП имеет две составляющие - продажа нефти и биржевая "игра" на курсе рубля по отношению к доллару. Чтобы управлять нашей экономикой, нужно регулировать или курс рубля, или цену нефти, - говорит член комитета Госдумы по энергетике транспорту и связи Василий Кузнецов. - Курс рубля сегодня 29,95, а до дефолта был примерно 5 рублей. До 1998 года экономика была очень слабенькая. Дешевый доллар отрицательно влиял на нее. Грянул дефолт, и цена сразу поскакала - 15, 20, 25 рублей. Иностранные товары резко подорожали, стоимость отечественных осталась прежней. Импорт уменьшился, внутренний продукт стал востребованным. Наши фабрики начали увеличивать объемы производства, и российская продукция снова появилась на рынке. Это привело к росту ВВП: с 0% он поднялся до 8%.

Что касается первой составляющей, то при реализации нефти по высокой цене, валюты в страну приходит больше, чем уходит. Это позволяет Центробанку искусственно управлять курсом. Сегодня поступления в бюджет маленькие из-за падения котировок, но есть ожидание, что внутренний рынок может заработать.

Длительное падение цены на нефть скажется и на бюджете, поскольку внутренний продукт не может обеспечить полное замещение необходимых товаров. Когда у нас с вами было мало денег в бюджете, мы не платили зарплату "бюджетникам". Это экстремальный пример, по прогнозам специалистов сегодня такого произойти не может. Наше правительство считает, что при цене 15-17 долларов за баррель мы сможем сохранить социальные гарантии бюджета. Правда, придется сократить какие-то другие программы.

- Снижение цены до уровня 10-12 долларов за баррель крайне нежелательно для России, поскольку фактически может лишить нашу страну возможности платить по внешним долгам. Парижский клуб кредиторов ясно дал понять, что ждать не хочет.

- До октября 2001 года у нас были неплохие возможности своевременного возврата внешнего долга. Если цена на нефть не стабилизируется, нам придется или просить отсрочки, или осуществлять внешнее заимствование. В крайнем случае, у нас есть золотой запас. Если мы не сможем договорится с Парижским клубом, если другие страны откажут в кредите - будет дефолт. Но думаю, до этого не дойдет. Ведь существует государство, которое за пятнадцать лет научилось договариваться и решать проблемы. В конце концов, в жизни любой страны происходят подобные кризисы.

Нефтяные компании, занимающиеся только продажей "сырца", быстро банкротятся. Для того чтобы этого не допустить, корпорации ориентируются на внутреннее потребление - строят заводы по переработке и сбыту нефтепродуктов на внутренний рынок. Последний вид дохода хоть и гораздо меньше прямых поставок неочищенной нефти, но в кризисных случаях отчасти компенсирует упущенные при падении мировой цены сверхприбыли. Государство должно так же строить свою политику. Нельзя жить исключительно за счет экспорта нефти сорта Urals, нужно осваивать и внутренний рынок, поднимать отечественную промышленность.

- Чтобы сохранить оптимальную цену на нефть, России необходимо договорится с ОПЕК. Ограничение экспортных поставок на мировой рынок грозит не только потерей постоянных покупателей. Мы можем оказаться выкинутыми из системы мировой торговли. Некоторые нефтяные компании не согласны с политикой ОПЕК и предлагают демпинговать.

- Понижение мировых цен породит кризис нефтяных компаний. Мы потеряем основных доноров бюджета. Государству важно их сохранить. Если нефтедобывающие концерны обанкротятся, страну ждет коллапс. В зимнее время потребление нефти увеличивается. Нефтяные компании будут стараться выжить за счет этого. Если падение затронет не только зимний период, то нефтяные компании не смогут сохранить свою экономику. Нефть нельзя сегодня добывать, а завтра не добывать. Если технологический цикл прерывается, скважину можно погубить. Восстановить же практически невозможно. Нефтедобыча процесс непрерывный.

Обыватель считает, что чем меньше мы будем добывать, тем больше нефти сохранится в недрах, тем выше будет цена на мировом рынке. Сокращение количества скважин пагубно скажется на нашей промышленности.

Представьте, что у нас существуют 30 скважин. На них было заказано отечественное оборудование: насосы, двигательные станции и прочее. Если сегодня мы закроем 20 из 30 - большая часть техники окажется ненужной. Нефтедобыча дает много заказов - за последние годы поднялась тяжелая промышленность: станкостроение и металлопроизводство. Поэтому кризис напрямую скажется и на этом секторе экономики.

Можно найти золотую середину, тот долговременный баланс цен, который бы устроил и производителя и потребителя, что и предлагает Ходорковский. Давайте учиться договариваться. Пусть мы будем продавать 200 тысяч баррелей в сутки, но у нас будут твердые контракты, мы сможем планировать свою экономику, четко зная по какой цене продавать нефть сегодня, завтра, послезавтра.

Давайте регулировать ценовую политику не количеством добычи, а качеством переговоров. В том и соль вопроса, что многим хочется сверхприбылей. Нет понимания того, что сверхприбыль это не всегда хорошо. Нефтяникам приятно, а экономика в целом страдает, населению планеты от этого хуже. В спорах о цене на нефть мы принимаем сторону нефтяников. Правда, сегодня даже главам нефтедобывающих корпораций невыгодно иметь непредсказуемую цену, из-за нее очень много банкротств.

- Почему российская нефть дешевле аравийской и мексиканской? У нас технология добычи эффективнее?

- Нет, качество хуже. В трубу закачивают нефть тюменские и татарские нефтяники. В татарской нефти очень много парафина, поэтому она низкого качества. На мировом рынке тюменская нефть стоит дороже, но так как ее смешивают с татарской, приходится продавать по усредненной цене. Одни получают сверхприбыль, другие - убытки. Тюменские нефтяники предлагают сделать банк качества жидкого топлива, одним доплачивать, а у других удерживать. Татарстан говорит нет: у нас сложные месторождения. Поэтому идет дотация одних за счет других, и государство с этим соглашается. О банке качества пока не договорились.

- С 1 января 2001 года начнет действовать налог на добычу полезных ископаемых. В Налоговом кодексе установлены отчисления в федеральный бюджет в размере 80%, 20% - в бюджет края или области. Возможно, это постановление поможет казне компенсировать потери, связанные с нынешним падением мировых нефтяных котировок.

- Есть разные мнения. В принципе для нефтяников удобно, когда вместо трех налогов начисляется один. Но, с другой стороны, непропорционально поменялась база поступления налогов из регионов в центр. Если раньше больше оставалось на территории субъекта РФ, то теперь все уходит в Москву. Задача государства собрать побольше налогов и постараться решить некоторые социальные проблемы. Если средства будут оставаться на местах, то не на что будет содержать общефедеральную милицию, ФСБ, учителей, врачей. Ранее зарплату бюджетникам выплачивали региональные власти. Сегодня государство взяло эту функцию на себя, забрав себе большую часть налога . Задержки зарплаты прекратились, населению от этого лучше, но регионалы до сих пор стараются забрать в местные бюджеты побольше денег.

- Экономика региона, страны и мира в целом - это система сообщающихся сосудов. Ухудшение экономической ситуации в нефтедобывающей Мексике отразится на США, потому что бедная Мексика гигантский резервуар рабочей силы и дешевой контрабанды. Штаты, в свою очередь, не смогут поддерживать прозападные режимы Саудовской Аравии и Кувейта. Они падут, им на смену придут экстремисты наподобие талибов. Кризис коснется всех, от него не уйти.

- В мире экономический спад, глобальный кризис. Когда экономика замедляет рост, потребление энергоресурсов уменьшается. Из-за терактов в Америке западные авиакомпании сократили полеты на 40%- 60%, а это экономия огромного количества дизтоплива, керосина. Спад, который произошел в Америке, сказался на экономике других стран. Сообщество и независимые производители нефти принимают меры. Это серьезная проблема, которую необходимо незамедлительно решать. Классическая диалектика базиса и надстройки.

Аналитики считают, что низкая стоимость энергоресурсов связана не с терактами, а с падением общего уровня экономики. Мировая экономика не выходит из кризиса быстро. Надо подождать минимум года полтора.

14.12.2001
http://www.kuznecov.ru/publictext/public/id/427761.html

Док. 338201
Перв. публик.: 14.12.01
Последн. ред.: 15.07.07
Число обращений: 329

  • Кузнецов Василий Федотович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``