В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Скорые суды Бурятии - станут ли они правыми? Назад
Скорые суды Бурятии - станут ли они правыми?
"Московский комсомолец", Дмитрий Родионов,

На прошлой неделе в Улан-Удэ состоялся круглый стол, посвященный реформе судебной системы в России, с участием депутата Госдумы Василия Кузнецова, председателей республиканских судов, руководителей прокуратуры, представителей других федеральных ведомств, крупных предпринимателей и юристов.

Круглый стол начался с мажорной ноты - главный федеральный инспектор Борис Данилов от имени президента России вручил удостоверения новоиспеченным районным судьям.

Затем депутат Василий Кузнецов рассказал о новых законопроектах, внесенных Владимиром Путиным в Госдуму.

Послание Путина в регионы

Отечественная судебная система отстает от жизни и препятствует экономическим преобразованиям в стране. Не только для предпринимателей, но и для многих людей, пытающихся законно восстановить свои права, суд так и не стал, по образному выражению ВВП, - "ни скорым, ни правым, ни справедливым".

Ведомственное нормотворчество является одним из главных тормозов в развитии предпринимательства. Поэтому ставится несколько задач. Решить вопросы о статусе судей, последовательно реализовывать конституционные принципы состязательности и равноправия сторон, совершенствовать законодательство, регулирующее порядок исполнения судебных решений. Также необходимо навести порядок в муниципальном законодательстве, которое "очень низкого качества, перегружено и часто нелогично".

Очень важно, как планируемые изменения в судебной системе воспримут в регионах. Ибо наверху, конечно, видят дальше, но на местах работают практики, и часто реформы проваливаются из-за того, что мнения регионов не учитывались.

Поэтому круглый стол "Судебная реформа в России: цели, приоритеты, возможности реализации в регионах" является своеобразной сверкой времени между Москвой и Бурятией.

А судьи-то кто?

В законопроекте об изменении закона "О статусе судей в РФ" ужесточаются требования к судейскому корпусу.

Если раньше судья был несменяем и мог судить до глубокой старости, то теперь предлагаются разные варианты ограничения полномочий. Например, председателю Верховного суда республики установить 6 лет, арбитражного - 4 года. Видимо, разработчики считают, что бессменный судья обрастает личными связями с заинтересованными структурами и не может беспристрастно судить.

Сейчас судью привлечь к уголовной ответственности практически невозможно. Проводить оперативно-розыскные мероприятия в отношении судей запрещено. Даже если есть оперативная информация, что кое-кто "берет на лапу" (а такие возможности у нечестного судьи всегда имеются - при разнобое законов, позволяющих вынести решение в любую сторону), схватить за руку его крайне сложно.

Теперь же судья решением квалификационной комиссии может расстаться с судейской мантией после малозначительного дисциплинарного поступка (замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии). Схлопотать два выговора за три года, и все - кандидат на вылет. Это, конечно, явный перебор.

Разработчики обращают особое внимание на моральный облик судьи. Если его родственник отправился в колонию, то судье могут предложить освободить кресло. Но кроме кнута судьям предложен пряник - зарплату поднимут до 26 тысяч рублей в месяц.

Председатель Верховного суда РБ Анатолий Хориноев посетовал на крайнюю загруженность судов - за последние годы нагрузка на одного судью возросла в 3,5 раза. Тем не менее суды республики работают, по его мнению, очень хорошо. Если в среднем по стране около 25% процессов проходят с нарушением сроков, то в Бурятии волокитят 5% дел. Так что судопроизводство в Бурятии, по версии Хориноева, стало "скорым".

У председателя вызвало раздражение предлагаемое введение дисциплинарной ответственности судей за какой-либо проступок. Тем самым, считает Хориноев, "судья становится беззащитным от произвола властей".

Нерадивые приставы

Начальник управления юстиции РФ в РБ Борис Ботоев высказался о необходимости делегировать полномочия судам, чтобы они контролировали власть. Сегодня только 57% судебных решений исполняется судебными приставами.

Причины: бедственное положение граждан (со многих нечего взять в пользу истцов), прорехи в бюджетах. "Позорный факт: чтобы не платить по детским пособиям, власти скрывали свои расчетные счета". Матери оказались на положении обманутых вкладчиков - все суды прошли, а денег не добились. Шесть лет не могут принять закон о юридических лицах - фирма прогорела, осталась должна, но, кроме юридического адреса, у нее ничего нет.

Ботоев также не согласен с тем, что его ведомство низводят до уровня регистратора. Как в этом случае пресечь распространение вредных религиозных сект?

Крайне беспокоит министра и работа судебных приставов. Цифры, которые он привел в своем выступлении, кажутся невероятными: 47% решений службы судебных приставов признаются судами незаконными! Фактически, если судить по ним, государственной важности работа в Бурятии завалена. Пора делать оргвыводы. По персоналиям.

Видимо поэтому весь круглый стол промолчал руководитель Судебного департамента при Верховном суде РФ в РБ Владимир Харханов, а старший судебный пристав улан-удэнского подразделения Цыремпил Сампилов говорил крайне неубедительно, упирая лишь на несовершенство законов. По его словам, нормативные документы, по которым они работают, разрабатывались еще при Советской власти и вступают в противоречия с новыми законами, принятыми в Госдуме. От этого все проблемы.

Судья за сына отвечает

Председатель Советского райсуда г.Улан-Удэ Татьяна Быкова считает, что введение административных наказаний - это покушение на независимость судов. А как можно судье отвечать своей должностью за своих родственников, в том числе и дальних? За взрослых людей? Если судья занял принципиальную позицию, то не исключены провокации. Бросить за решетку сына или дочь судьи с целью оказания на него давления.

Судью поддержал председатель Железнодорожного райсуда Петр Логвиненко: "Мы избавляемся сами от неугодных для общества судей. За четыре последних года в стране прекращены полномочия 300 человек".

"Судя по выступлениям, у меня сложилось впечатление, что судебная реформа сводится только к обсуждению статуса судей, - заявил предприниматель Михаил Бодров. - Но совершенно не говорится об отчетности судей перед обществом".

Резанул правду-матку юрист Валерий Яковлев: "В судах жесткость ведения дел граничит с откровенным хамством. Иногда зайдешь в кабинет - судья сидит, вся увешанная золотом, в шляпе с перьями. Ведь это суд, а не место для отдыха. Не о расширении своих полномочий надо говорить, а о том, куда идти гражданину за защитой! Попробуйте отвести на процессе судью, если вы считаете, что есть определенная заинтересованность - не докажешь, что есть родственные и иные связи. Основание для отвода судьи должно быть одно - выражение недоверия судье. И когда 50 человек откажут судье Петрову и уйдут к Иванову, то напрашивается вывод: а что это, извините, за судья, которому никто не доверяет?". Яковлеву парировал председатель Верховного суда РБ Хориноев: "Я был во Франции, Испании, Норвегии и там клиенты не ходят в суды - их интересы отстаивают адвокаты. Зачем ходить самим?".

От юриста Виктора Егорова досталось "на орехи" судебным приставам - "работают отвратительно" и судьям - "мы хотим справедливого независимого суда, а не ведения закулисных переговоров судей и "власти". Егоров, чтобы снизить произвол, предложил усилить работу прокуратуры. "Не по статистике рассмотренных дел судят - по знаковости. Говорят, что только в Бурятии можно конфисковать у предпринимателя валюту по статье, которая не предусматривает конфискацию. Нонсенс. Единичные случаи бросают тень на всю судебную систему, к которой исчезает доверие. Но без него инвестиций не дождаться. Нельзя, чтобы предприниматели бежали из республики и увозили капиталы".

Прокурор республики Павел Макеевский, внешне не проявлявший интереса к обсуждаемой теме, под занавес вдруг оживился: "Мы (прокуроры) - люди конкретные. Если есть нарушения по конкретным фактам - обращайтесь. Примем меры".

Два с половиной часа дебатов очертили, на мой взгляд, только узкий круг проблем. Многое осталось вне рамок обсуждения. Например, проблема семейных династий, которые хороши в других отраслях, но только не в судебной системе. В Бурятии сплошь и рядом наблюдается ситуация, когда судьи, адвокаты или прокурорские работники связаны между собой родственными узами. Семейственность, клановость, а отсюда недалеко и до "договорных процессов" - как в футболе. Но если игра - это игра, то в процессах порой ломаются человеческие судьбы. Еще одна проблема - неверная система подбора кадров на должность судей. Почему-то подавляющее большинство назначенцев на судейские кресла Бурятии пришли из правоохранительной системы - прокуратуры или милиции. Со сложившейся "обвинительной психологией". Это и определяет, по мнению ряда экспертов, обвинительные настроения в судейском сообществе республики.

Иначе, почему в Бурятии так редки оправдательные приговоры? Справедливости ради надо сказать, что в последнее время все больше адвокатов и юристов надевают судейскую мантию. Ситуация выправляется.

На круглом столе ничего не говорилось о так называемом "телефонном праве", о переполненных тюремных изоляторах и колониях, хотя во многих случаях закон позволяет не лишать свободы, а ограничиться другими мерами воздействия.

Но все же круглый стол собрался не зря. Как сказал в заключение Василий Кузнецов, многое из того, что прозвучало на совещании, будет обработано и поступит в Госдуму для обсуждения среди депутатов.

06.06.2001
http://www.kuznecov.ru/publictext/public/id/427961.html

Док. 338198
Перв. публик.: 06.06.01
Последн. ред.: 15.07.07
Число обращений: 343

  • Кузнецов Василий Федотович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``