В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Духовно-нравственная культура и российское законодательство . Назад
Духовно-нравственная культура и российское законодательство .
Выступление А.Н.Крутова Конференции "Духовно-нравственная культура подрастающего поколения" 1 февраля 2007г.

Сегодня одна из главных проблем, которая несёт угрозу национальной безопасности России, её существованию - духовное состояние общества. Всё больше людей ощущают ненормальность современной жизни. Под красочной вывеской прогресса, политкорректности, толерантности, единобожия идёт явная подмена ценностей: традиционные нормы морали и этики представляются скучными, немодными, глупыми, а зло - наоборот привлекательным и современным. В средствах массовой информации нравственность подвергается насмешкам, оправдываются аборты - убийства детей, вместо крепкой семьи пропагандируется "свободная любовь".

Русский мыслитель Иван Аксаков более ста лет назад пророчески писал: "Прогресс, отрицающий Бога и Христа, становится регрессом, цивилизация завершается одичанием. Совлекши с себя образ Божий, человек совлечёт и человеческий и возревнует о зверином". Не это ли происходит с нами? Мiр меняется, но лучше не становится. Преподобный Иустин (Попович; + 1979) современную цивилизацию назвал "организованным восстанием против человеческой личности". Сегодня это "восстание" перешло в состояние войны против самой человеческой природы. Идеология устроителей "нового мирового порядка" внедряет в сознание людей представление о человеке как о развращённом животном, то есть узаконивает окончательное озверение людей.

Многие сейчас рассуждают о том, какая угроза наиболее опасна для человечества: экологическая, техногенная, терроризм, тоталитаризм, столкновение цивилизаций? Думаю, что наибольшую угрозу несёт сам человек, отрицающий все нравственные барьеры и живущий только своими желаниями.

СМИ, врываясь в наши сердца, умы, дома, несут потоки грязи, похабщины, клеветы, садистское смакование насилия и извращений. А законодатели не могут или не хотят принять ни одного закона ограничивающего растление людей.. Все законопроекты, направленные на ограничение показа сцен насилия, жестокости, порнографии, которые вносят не только депутаты Госдумы, а зачастую законопроекты по данной тематике вносятся регионами, не находят поддержки у думского большинства.
Я думаю, всем понятно, что строить Россию без нравственных основ - это все равно, что строить дом без фундамента. Пока Дума думает, у нас выросло целое поколение молодых людей, для которых нет отличия реального убийства от киношного, и настоящей крови от клюквенного сиропа. Они во многом уже морально подготовлены для совершения преступлений.

Мэр Москвы Лужков приводил такие цифры: за последние годы количество убийств, совершенных школьниками, возросло на 81%, грабежей и разбоев на 25%. Значительное количество преступлений совершается под телевизионную копирку.

Сегодня мы можем говорить положительно, наверно, только о двух законах, принятых Думой" "О рекламе" и "Об игорном бизнесе", которые делают хоть и маленькие, но шажки, направленные на улучшение духовно-нравственного климата в России.

Конечно, закон пишется для того, чтобы его исполняли. Для этого формулировки закона должны быть точными и ясными, и юридически выверенными. Госдума, имеющая высокопрофессиональное Правовое управление, на протяжении уже 4 созывов не в состоянии создать понятийный аппарат, четкую и ясную терминологию. У нас есть статья 4 "Закона о СМИ", в которой запрещается показ сцен жестокости, насилии и пр., но эта статья не применяется на практике так, как не существует понятийного аппарата. И мне кажется, что кому-то просто выгодно, чтобы она и не работала и год, и два, три, и четыре. А отсюда и лукавые ссылки на возможность запрета, при борьбе с насилием и жестокостью, и "Анны Карениной" и "Веселых ребят", и "Броненосца "Потемкина". При желании, любое благое начинание можно довести до абсурда.

Государственная Дума грозит пальчиком, заключает Хартии с руководителями телеканалов. Говорят, что медиасообщество должно заниматься саморегуляцией. Хартия была подписана в ноябре 2005 года. У нас что, после этого стало меньше крови на телеэкранах?

Господин Сеславинский заявил тогда на заседании: "принято решение сформировать рабочую группу из юристов первого канала, ВГТРК и НТВ, которые в тесном контакте с Комитетом по информационной политике Госдумы будут также осуществлять работу над законопроектом". На дворе январь 2007 года. Ни рабочей группы, ни законопроекта.

Это, кстати, об ответственности нашего правительства и тех агентств, которые входят туда. Мы слышим заявление руководителя федерального агентства, но не видим конкретных дел. А ведь это их прямая обязанность.

Я за то, чтобы была саморегуляция, но саморегуляция может быть только у тех людей, которые имеют в основе своей определенные нравственные ценности, которые понимают, от чего нужно отталкиваться.

А такая основа есть только у тех, у кого в душе Бог. Если этого нет, нет и тех критериев, по которым относиться к тому или иному произведению, или к той или иной передаче.

Институт проблем информационного права отмечает, что сама инициатива, ограничить показ насилия, жестокости полностью находится в русле требований, предъявляемых в цивилизованных странах Запада. Более того, отсутствие данной нормы в отечественном законодательстве нарушает обязательства, взятые Российской Федерацией при вступлении в 98-ом году в Совет Европы. В частности, статья 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, позволяет вводить ограничения и санкции в сфере свободы слова и прессы для охраны нравственности, если эти ограничения предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе. Европейская конвенция по трансграничному телевидению, основной документ Совета Европы в данной сфере, содержит следующие требования: статья 7. "Все программы, которые могут нанести вред физическому, умственному или нравственному развитию детей и подростков не должны транслироваться в тот период времени, когда они могли бы их смотреть".

Еще в начале 2004г. "НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной Прокуратуре РФ" внёс в Госдуму законопроект "О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию". Этот законопроект устанавливает правовые принципы, стандарты и механизмы правовой охраны и защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. В его основу положены нормы Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, гарантирующие свободу слова, творчества и массовой информации, свободы в выборе и доступе к информации взрослой аудитории при условии оптимальной защиты детей от деструктивного информационного воздействия.

Законопроект призван реализовать основные принципы государственной политики в сфере защиты детей от негативной информации, закрепленные на уровне международных стандартов:

- принцип приоритетности интересов детей, обеспечения государством особой их защиты;

- признание допустимости и правомерности ограничения в этих целях конституционных прав и свобод физических и юридических лиц в случаях, когда они вступают в противоречие с правами и законными интересами детей, нарушают их физическую, интеллектуальную, нравственную и психическую безопасность;

- признание права ребенка на информационную безопасность: на обеспечение защиты со стороны общества и государства от тех видов информации, которые представляют опасность для жизни и здоровья детей либо могут причинить вред их нормальному нравственному, духовному, психическому и физическому развитию;

- признание правомерности установления в интересах защиты национальной безопасности и общественной нравственности абсолютного запрета на использование средств массовой информации, компьютерных сетей и других носителей информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, пропаганды порнографии, наркотических средств и психотропных веществ, культа насилия и жестокости, а также для распространение иной информации, оборот которой запрещен федеральными законами (например, злоупотребление изображением и голосом ребенка в эротических целях;

- учет при формировании государственной информационной политики в целях защиты и гармоничного развития детей российских традиций и культурных ценностей.

Я хочу уточнить. У нас любая телекомпания, которая получает лицензию, берёт на себя определённые обязательств - они обязаны по 12-13 процентов эфирного времени предоставлять детскому вещанию. Но зачастую они этого не делают. И обязанность соответствующих органов добиться того, чтобы они выполняли это условие, иначе лицензия будет отобрана.

На фоне правил, существующих в мире, Россия, к сожалению, остается островом вседозволенности и аморальности на телевидении. В виду полного отсутствия ясного саморегулирования и самоограничения самих телерадиовещателей при показе сцен насилия и жестокости.

Законопроект был внесен, рабочая группа приступила к обсуждению, Е.Лахова, возглавляющая Комитет по делам женщин, детей и семьи и рабочую группу, заверила меня, что уж в этом-то созыве закон будет обязательно принят, т.к. медлить больше нельзя. До конца созыва осталось меньше года. В июле 2006г. законопроект был отдан на экспертизу в Общественную палату, где, по большой вероятности, и будет похоронен. Столь мрачный прогноз я делаю исходя из опыта "обсуждения" Общественной палатой вопроса о преподавании "Основ православной культуры".

Смотрите, какой удар был нанесен по Православию, как основе духовного и культурного существования русского народа в ноябре 2006 года. Общественной палате поручили разобраться, нужно ли преподавать Основы православной культуры нашим детям, и как их преподавать. Эта комиссия приняла решение рекомендовать преподавать в школах универсальный курс "Религиоведение". Фактически, православный вариант был отвергнут. Предложено включить "основные религиозные представления о происхождении человека и смысле его жизни". На робкую попытку митрополита Климента возрвзить, что "представьте, какая каша будет в голове у 8-летнего ребенка, если загрузить в неё сведения обо всех мировых религиях", член Комиссии, главный раввин Берл Лазар ответил: "Они поймут, как много общего у их сверстников других национальностей и вероисповеданий". Но что может понять ребенок, которого не научили духовной, стержневой культуре? Как он может отличить Добро от Зла, когда он не знает, что такое добро и что такое зло. Ведь одно добро в православие, другое в мусульманстве и иудаизме. Последнего, в его разрушительной для России идее, поддержал министр Фурсенко: "школа должна давать людям информацию, а мировоззрение пусть выбирают сами. Обратите внимание: школа отказалась от одной из самых главных своих функций - Воспитания человека. Пусть семья воспитывает. Но, к сожалению, .много ли мы видим сегодня хороших семей, у нас миллионы брошенных детей, которые продаются на запчасти или в другие страны. У нас миллионы беспризорников, миллионы безграмотных. У нас из 10 свадеб - 8 разводов. Как такая семья одна, без помощи сможет воспитать детей?, а с телеэкрана нам внушают, что нужно жить в гражданском браке, т.е. во блуде. И это становится нормальным явлением. Наши сегодняшние кумиры, "звезды", хвалятся, как они живут с одним, вторым, пятым, десятым. И это считается нормой. И о каком воспитании может идти речь? Потому у нас и СПИД, и алкоголизм, и детская, и подростковая преступность, и т.н. "экстремизм". Ни для кого не секрет, что главным раздражителем для либералов является желание ввести преподавание Основ православной культуры, культурологического предмета, я это еще раз подчеркиваю. Их пугает возвращение к истокам России, её истории, к Православию, а значит и к Богу, от которого мы так быстро, на самолетах, вертолетах, ракетах уходим.

Не посмев открыто выступить против Основ православной культуры, члены Общественной палаты сделали это в завуалированной форме. По их мнению, основными принципами при изучении в государственной школе той или иной религиозной культуры должны быть добровольность, возможность выбора и многообразие. Видите, как в словах затуманивается, закручивается, убирается суть, как сказал Господь: "Скажите да -да, нет-нет. Все остальное от лукавого". Вот он, лукавый, в действии.

Мы считаем, что предмет "Основы православной культуры" должен быть включен в федеральный образовательный компонент, сделав его обязательным для всех детей России, вне зависимости от национальности и вероисповедания. Ссылки на многонациональность и поликонфессиональность нашего общества, которыми оправдывают факультативность ОПК, нельзя считать состоятельными. Невозможно отрицать очевидное - великая русская культура и великая русская цивилизация есть Православная культура и Православная цивилизация. Скажите, какая культура, кроме Православной, дала величие и славу России? Назовите её. Её просто нет.

Призывы к добровольности изучения основ православной культуры похожи на рассуждения об особых учебниках для не христиан, где не было бы Толстого и Достоевского, не было бы упоминания о Крещении Руси.

Мы считаем, что все граждане нашей страны сформированы и являются представителями православной христианской культуры. Добровольные факультативные занятия по основам исламской, буддистской, иудаистской культуры в местах компактного проживания носителей этих культур - дело самих школьников и их родителей. "Основы православной культуры" - это дело государственное.

Разглагольствования Общественной палаты об учете разнообразия мировоззренческих подходов в системе образования и обязательном соблюдении прав нерелигиозной части общества - проявление не светскости образования, а неуважение к православному большинству нашей страны. Неуместно и предложение Общественной палаты зафиксировать обязанность образовательного учреждения по заявлению родителей заменять изучение "Основ православной культуры" другими учебными курсами по выбору или основными учебными дисциплинами. Вместо ОПК предлагают изучать этику, историю этики, философскую культура и этику, которые, как они пишут, формируют нравственную культуру человека на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов. Ну, давайте, тогда заменим "Основы православной культуры" физкультурой - вреда для здоровья детей будет намного меньше.

Т.е. "Основы православной культуры" по мысли членов ОП, всего лишь элемент среди великого множества аналогичных предметов, в т.ч. вовсе не религиозного содержания. Налицо явное смешение понятий, учитывая, что в Палате люди собрались образованные. Смешение - сознательное. Нас заставляют жить за церковной оградой, Православие - дома, в церкви. Но когда ты выходишь в мир, который тебя окружает, ты не должен к нему подходить с православной точки зрения, ты не должен иметь православное мировоззрение, особенно на рабочем месте. Нас делают шизофрениками, мы должны раздваиваться. Но православный это тот, кот живет, думает и поступает по своей вере, как учил нас Господь. Если же он этого не делает, то всё это только слова о православии. А Господь сказал: "Словами своими осудишся, словами своими оправдаешся". А по нашим-то словам, ждать надо в большей степени осуждения.

Предпринимается попытка убрать из названия предмета якобы конфронтационное слово "православной". Почему бы не назвать курс "Основы традиционных конфессий", говорит министр Фурсенко. Но это как раз тот случай, когда каждое слово чрезвычайно важно. "Основы традиционных конфессий" - это практически те же "Основы мировых религий" Замена всего лишь одного, но ключевого слова, означает переход из плоскости национально-культурной православной традиции России в плоскость космополитизма и глобализации. Это всё равно, что заменить название предмета "русская литература" на "традиционная литература" или "история России" на "традиционная история"

Слово "православие" не нравиться. Слово "православие" мешает строить новое общество. Другое название обозначает иную суть. Это принципиальный мировоззренческий вопрос.

Сегодня у человека есть та свобода выбора, которую дал нам Господь: Быть с Богом или продолжать быть без Него. Перед нами православными, перед Россией Православной, Престолом Божьим, Уделом Пресвятой Богородицы, сегодня стоит огромнейшая задача: мы - оплот Православной Веры, мы - защитники Православной Веры. Мы должны жертвовать во имя Православной Веры.

Вопрос об "Основах православной культуры", это вопрос о сохранении национальной культуры, духовного наследия и российской государственности. Необходимо создавать православные родительские комитеты, которые на местах, в регионах, вместе с депутатами, пойдут в бой за "Основы православной культуры". Законодательные инициативы парламентов всех уровней по поддержке "Основ.." должны быть поддержаны мощным движением снизу. Власть должна почувствовать, что вы, народ, желаете, чтобы "Основы православной культуры" преподавались в наших школах, чтобы они, а не телевизор, воспитывали наших детей, учили различать, что такое Добро и Зло. Многое зависит от вас. Нельзя быть равнодушными, нельзя быть теплохладными.

Только активная политическая позиция православных приведет к перелому в решении многих назревших проблем.

Русская Православная Церковь, являясь социальным институтом с тысячелетней историей, аккумулируя исконные духовно-нравственные ценности, духовно окормляя большинство населения России, способна стать главной силой нашего общества.

Выбор должен сделать каждый, если мы хотим, чтобы Россия имела будущее и осталась Православной страной.

01.02.2007
http://www.kroutov.ru/content/tribuna/tr34.shtml

Док. 338148
Перв. публик.: 01.02.07
Последн. ред.: 15.07.07
Число обращений: 425

  • Крутов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``