В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Значение и смысл святоотеческого патриотизма в духовном воспитании человека. Назад
Значение и смысл святоотеческого патриотизма в духовном воспитании человека.
Выступление А.Н.Крутова в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя 31 января 2007 г. на Конференции "Святоотеческое наследие в общественной жизни, семье, государстве"

Толковые словари дают определение патриотизма как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу. Не отрицание, не ненависть к другим, но любовь и готовность на жертвы во имя интересов своей родины. Что может быть естественней этого чувства, сопровождающего нас всю жизнь, так же, как любовь к матери, к отцу и к своему родному дому? "Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой на земле есть нечто священное; которая живым опытом испытала достоинство этого священного - и узнала его в святынях своего народа", - говорил великий философ Иван Ильин.

Но еще совсем недавно, само понятие "патриотизм" было фактически под запретом. Его высмеивали, над ним издевались, ссылаясь на тенденциозно переведенное высказывание жившего в восемнадцатом веке известного английского литератора и общественного деятеля Сэмуэла Джонсона, якобы сказавшего, что "патриотизм - последнее прибежище негодяя".

Между тем в статье "Патриот. Обращение к избирателям Великобритании", написанной в 1777 году, говорится совсем иное: "Любовь к Родине - последняя надежда и спасение у самого пропащего человека". Джонсон говорил о патриотизме возвышающем, о Патриотизме с большой буквы.

Подмена была допущена неспроста. Развал Советского Союза был невозможен без мощнейшей идеологической обработки населения огромной страны и прежде всего утраты чувства патриотизма, стирании грани между грехом и праведностью.

Но Россия пережила времена безвременья. В последние годы мы видим, как наша страна "сосредотачивается", постепенно восстанавливая утраченное могущество. Как выздоравливающий после тяжелой болезни, она вновь начинает "обрастать мускулами". И находит всё большее понимание, то, что гражданское общество не может быть создано без патриотизма. Патриотизм отличает гражданина от раба.

Долг и право патриотов построить родину свободных людей, в которой белое было бы белым, черное черным. Жизнь строилась бы по совести, по справедливости, а не по понятиям. Сегодня много говорят о национальной идее. Национальная идея делает граждан патриотами. Но и сама национальная идея невозможна без патриотизма, веры, бескорыстия и преданности Родине. В продажном коррумпированном государстве эти ценности не нужны.

Как нам преодолеть разруху в головах, как нам преодолеть духовную гнилость и слабость, чтобы любой гражданин России в любой точке мира знал, что он гражданин великого государства и он готов его защищать. Вот об этом мы сегодня и порассуждаем.

В последние годы в массовом сознании понятию патриотизма возвращается его истинный смысл. Либеральной духовной агрессии дается отпор. На высшем государственном уровне вспомнили о необходимости патриотического воспитания. Приходит понимание простой истины: без этого не может быть боеспособной армии, от этого зависит военная и экономическая мощь любой страны. Но отдельными мероприятиями патриотизм не воспитаешь. Он прививается с раннего детства, в семье, в школе, которой необходимо вернуть воспитательную функцию, не сводя ее роль исключительно к обучению определенной сумме знаний и навыков.

Безусловно, воспитание патриотизма "в теории" невозможно. Необходимы конкретные примеры, которыми так богата отечественная история. Подрастающее поколение должно знать, какими соками вскормлены русские патриоты.

Святоотеческая традиция во все времена утверждала, что патриотизм должен быть основан на любви к своему Отечеству, а не на ненависти к его врагам. Полководец Александр Невский олицетворяет патриотизм, духовность русского государства, которых так не хватает в современном обществе. "Не в силе Бог, а в правде", - эти слова святого благоверного князя знакомы каждому школьнику. В одном строю с ним - Дмитрий Донской и другие прославленные спасители земли русской и веры православной.

Молитвенный подвиг Сергия Радонежского, его высочайшая по святости жизнь были началом возрождения Руси. По его благословению множество учеников рассеялось по лицу русской земли, основав обители, ставшие центрами возрождения духовной жизни. Он же благословил на ратный подвиг Святого Благоверного великого князя Димитрия Донского. Молитва и благословение стали началом великой победы на Дону. А чем было сильно ополчение князя Пожарского, освободившее в 1612 году Москву и спасшее Россию? Единственным оружием, которому ничего не мог противопоставить враг, были молитва священномученика Ермогена и благословение преподобного Иринарха Ростовского, затворника.

Преподобный Серафим Саровский считал недостаток патриотизма и преданности Родине тяжким грехом и одной из причин страданий человечества. "Христианин, - учил преподобный Серафим, - должен быть всегда готов жертвовать всем, даже, если нужно, самой жизнью, для блага Церкви и Родины". Вся жизнь Серафима Саровского показала, что невозможно отделить патриотизм, служение церкви и государству от совершения добрых дел. Без идеи любви к Родине и самоотверженного служения ей невозможно воспитать достойного гражданина.

Все великие русские полководцы, с чьими именами связана слава русского оружия, были глубоко верующими христианами, вели подлинно святую жизнь. Назовем Святого праведного Феодора Ушакова, величайшего полководца, ныне прославленного в лике святых. Истинным христианином и настоящим праведником был и генералиссимус Александр Васильевич Суворов. Под их руководством было выиграно множество сражений, и причиной тому была помощь Божия. "Молись Богу - от него победа", - говорил своим солдатам Суворов. Он наставлял, что только вера Православная может быть в основе победы над врагом.

В "Рассуждениях о причинах невероятных успехов наших в войне 1812 г." митрополит Филарет (Дроздов) отмечал в качестве одной из главных причин "невероятных успехов" жертвенную любовь защитников России к своему Отечеству, их искреннее желание не уничтожить врага, а, напротив, "положить душу за други своя".

Митрополит Серафим (Чичагов), начинавший свое служение на военном поприще, вспоминал, уже будучи священником, о маленьком эпизоде своей юности. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. 21-летний поручик Леонид Чичагов участвовал в знаменитом сражении под Плевной. В один из моментов боя он, потрясенный нерасторопностью командования, повлекшей за собой гибель множества русских солдат, нарушил все приказы и поднял бойцов в атаку. От неожиданности противник на мгновение прекратил огонь - этого было достаточно, чтобы в сражении наступил перелом. Впоследствии митрополит Серафим, вспоминая об этом эпизоде, писал, что неминуемо должен был погибнуть, но жизнь ему спасли не ненависть к врагам и не желание получить боевую награду, а любовь и сострадание к подчиненным ему солдатам.

Вот на кого следует равняться, вот на каких примерах учиться патриотизму.

Иерархия духовных ценностей нашего общества должна претерпеть существенные изменения. Кого защищали псковские десантники, практически в полном составе героически погибшие во время боевой операции в Чечне? Неужели интересы Березовского, Абрамовича, каких-то иностранных компаний, имеющих интересы в России? Конечно же, нет. Они погибли, защищая свою Родину, свою землю - и на таких примерах должна воспитываться наша молодежь. ( И тогда, может быть, как в Америке день начинается с поднятия на лужайке перед домом государственного флага, у нас он будет заканчиваться самоотчетом: что я сегодня сделал для Родины?)

Позитивные тенденции последних лет - пусть даже не завершившиеся пока ничем более убедительным, чем заорганизованная программа патриотического воспитания - вызывают серьезные опасения у наших так называемых партнеров на Западе. Достаточно бегло просмотреть американскую, британскую, другую мировую прессу, и становится ясно, что мировое сообщество начало очередной раунд "холодной войны" против России. Любые признаки укрепления вертикали власти и российской государственности встречаются в штыки, подвергаются поношению и осмеянию.

Патриотическое воспитание необходимо не только для объединения нации перед лицом внешней угрозы. Россия - страна, где живут представители как минимум двух сотен разных народов. Всех нас объединяет осознание того, что Россия - наш общий дом, созданный при государствообразующей роли русского народа. Когда же это понимание исчезает, естественные проявления любви к малой Родине выливаются в местечковый шовинизм, заявления о превосходстве своей нации над всеми остальными, расползание по тесным и темным национальным квартиркам. Единство России будут пытаться разрушить извне, опираясь именно на этнический фактор. Нельзя давать в руки врагам этот козырь.

Вспомним, откуда пошла российская государственность, на каких началах было организовано государство? Знать духовную основу, на которой создавалась Россия - обязанность каждого гражданина страны. А так как этой духовной основой было православие, необходимость введения в школах на всей территории страны предмета "Основы православной культуры" представляется самоочевидной. Конечно, это не отменяет возможности изучения основ исламской или буддистской культуры в местах компактного проживания людей, придерживающихся соответствующего вероисповедания. Если у детей и родителей есть такое желание, тут не должно быть никаких препятствий. Но знать основы православной культуры, духовные ценности, на основе которых создавалось государство, необходимо каждому гражданину России.

Все мы, живущие в России, должны любить свой дом, двор, знать названия растущих в нем цветов и деревьев, знать своих предков, знать историю своей семьи. Мы не должны быть простой географической "территорией для населения", какой нас хотели бы видеть многие представители мирового сообщества и собственные Иваны, не помнящие родства. Те, кто спит и видит нас "россиянами", "общечеловеками", адептами некоей "единой мировой религии". Но, как прекрасно сказал великий русский композитор Георгий Свиридов, "россиянином может быть и папуас". Он прекрасно может жить в России - и на здоровье, пусть живет. Но русский человек - это русский человек, татарин - татарин, башкир - башкир, якут - якут. Все мы сообща строили наше государство при государствообразующей роли русского народа, и если этот механизм подвергнется коррозии - разрушится вся система. Понимание этого должно быть в каждой семье, в школе, в средствах массовой информации.

Как этого достичь? Необходим социальный заказ на патриотизм. Он должен воспитываться со школьной скамьи, для чего нужно, в том числе, серьезно пересмотреть учебники, 80% которых, по словам того же министра Фурсенко, не соответствуют требованиям времени.

Поднимался вопрос - нужен ли закон о любви к Родине? Конечно, никаким законом любить свою страну и народ никого не заставишь. Но ситуацию, когда человек ценится не за ту пользу, что он может принести своей стране, а за умение зарабатывать, когда честный и негодяй, девушка и проститутка, бездельник и труженик уравниваются в общественной морали, никак нельзя признать нормальной.

Разве не к нам обращены горькие и пронзительные слова старого Тараса Бульбы? "Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их. Перенимают черт знает какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чоботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства...

Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело".

Будем надеяться и верить, что такое время наступает.

Мы не против кого-то. Мы - за то, чтобы каждый гражданин был патриотом не на своем, местечковом уровне, а ясно понимал, что Россия - наш общий Русский Дом. И мы принимаем всех, кто любит Россию.



31.01.2007
http://www.kroutov.ru/content/tribuna/tr35.shtml

Док. 338147
Перв. публик.: 31.01.07
Последн. ред.: 15.07.07
Число обращений: 473

  • Крутов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``