В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Православный ренессанс России. Назад
Православный ренессанс России.
Два форума, собравшиеся в эти дни в Москве по инициативе Русской Православной Церкви, заставили заговорить ни много ни мало о православном "ренессансе".

Сначала в Государственном Кремлевском дворце открылись XIV Международные Рождественские чтения, главной темой которых стала: "Школа и Церковь - традиции и реформы образования". А на следующий день в храме Христа Спасителя собрался III Фестиваль духовной культуры, проводившийся в рамках церковно-государственной программы "Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России (2006 - 2010 гг.)".

Хотя оба мероприятия не заняли подобающего им места в информационном эфире отечественных СМИ, их резонанс все же впечатлил наблюдателей. Достаточно сказать, что традиционные Рождественские чтения проходят сейчас не только при стечении многотысячной аудитории, которую едва вмещает самый большой зал Кремля. На сей раз на встречу с экспертами - как церковными, так и светскими - пожаловали и представители высшего эшелона российской власти.

Открывая чтения, патриарх Алексий II высказался за наделение православного образования в России статусом государственного. На некий экспромт эта заявка явно не походила. К тому же эту идею тут же поддержали генпрокурор Владимир Устинов и министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов. А вот министра образования и науки Андрея Фурсенко, который порекомендовал ввести в школах преподавание "Истории мировых религий", зал попросту освистал. "Вы в России живете или где?" - язвили собравшиеся. По их мнению, в российских школах должны преподаваться не курсы мировых религий, и основы именно православной культуры.

Государство и Православие.

Как считает руководитель Фестиваля духовной культуры иеромонах Киприан (Ященко), школа, семья, церковь и государство много веков дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, трудолюбивого и патриотичного гражданина.

Наивысший расцвет преподавания религиозного предмета, как это ни парадоксально, пришелся на начало XX века, когда в России было открыто сотни тысяч воскресных и церковно-приходских школ, и практически каждый ребенок изучал Закон Божий. Но уже через несколько лет после революции 1917 года было разрушено множество храмов, физически уничтожены почти все епископы и священники. Таким образом, Россия на целых 70 лет прервала традицию духовного образования, которое имело к тому же государственный статус.

В наши дни идет болезненный процесс восстановления духовной образовательной традиции в государстве. Но в одну реку невозможно войти дважды, сетует отец Киприан. Государственная система образования в России не может и не желает принять вероучительный предмет от РПЦ, ссылаясь на то, что общество состоит не только из православных, но и из представителей других вероисповеданий. Тем не менее, государство готово обсуждать содержание духовного предмета. При таких обстоятельствах в 2002 году и был найден компромисс: министр образования одобрил и рекомендовал для государственных школ содержание предмета "Православная культура".

С тех пор в России подготовлено уже немало учебных пособий по этому предмету. А когда на международных православных форумах их сопоставили с учебниками по православной культуре, изданными в других европейских странах, то оказалось, что отечественные издания не только не уступают зарубежным аналогам, но зачастую их даже превосходят. В настоящее время православная культура как предмет преподается во многих российских школах на факультативных началах. А в некоторых учебных заведениях - даже как обязательный предмет, если об этом администрацию школу упросили родители учащихся.

Молодежь и Православие.

Сегодня можно с уверенностью говорить, что общество "воинствующего атеизма" осталось позади. Такой вывод профессор И.П. Рязанцев, выступивший с докладом на III Форуме духовной культуры, подкрепил данными социологического исследования, осуществленного его коллегами летом 2005 года среди молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет. Анкетный опрос по репрезентативной выборке был проведен в 26 регионах в семи федеральных округах, объем выборки составил 1805 респондентов.

В результате исследования хорошее отношение к верующим (независимо от вероисповедания) было выявлено у 84% опрошенных. Верующими себя считают 63,2% представителей молодых людей, а атеистами - лишь 15%.

Что же касается отношения непосредственно к православию, то 75% молодежи сегодня признает ее основой русской культуры. Таким образом, православие является очень существенной частью социального и культурного ландшафта России. У 81% опрошенных среди друзей и родственников есть православные. 71% респондентов считают, что в России большинство верующих - православные, идентифицируют себя с ними 56,6% опрошенных.

Православие, делают вывод авторы исследования, действительно становится социально значимым фактором, способствующим формированию у молодежи системы ценностей. 64% участников опроса указали, что православие "спасает, не дает человеку опуститься".

Пятый приоритет.

Об очищающей силе православия и говорили преимущественно участники III Фестиваля духовной культуры. Депутат Госдумы Александр Крутов из президиума посетовал, что государственная власть предложила сейчас обществу всего четыре национальных проекта. А должно их быть пять, причем, пятый - на первом месте по своей значимости. Этим приоритетом должна стать культура. Причем, именно православная культура, ибо православие - ядро всей российской цивилизации.

Культура - это не только литература, музыка, живопись, архитектура, считает депутат. Культура - везде, в том числе в экономике и политике. И потому изучение основ православной культуры должно стать обязательным предметом школьной программы.

Отец Киприан, подведя итоги работы, запланированной к осуществлению на предыдущем форуме, с гордостью и не без юмора сообщил корреспонденту KM.RU: "План выполнен на 120%". "Действительно, - признается он, - мы и не ожидали, что сподвижники духовного воспитания молодого поколения проявят такую активность. Некоторые абсолютно новые направления работы рождались по ходу реализации ранее намеченных планов.

Так, совершенно неожиданно мы начали организовывать детские каникулярные сборы. В августе был проведен сбор детей на Куликовом поле. Осенью мы их собрали в Новоафонской пустыне. Приехавшие со всех уголков России, дети были просто поражены красотой Кавказа. И в то же время находились в Новоафонской пустыне, могли войти в храм, помолиться, пообщаться с монахами. Такое сочетание паломничества, насыщенной духовной жизни и в то же время физически нелегкого горного туризма подействовало на детей очень положительно. Так что на будущий год строим гораздо более обширные планы. Уже договорились об организации таких поездок в следующем году с властями Адыгеи.

Рассказ об этом опыте работы с детьми собравшиеся в зале встретили овациями. Это и не удивительно - ведь там были одни сподвижники и единомышленники. И смотрели они в будущее, несмотря на нынешний упадок духовности в обществе, с оптимизмом. А гладя на них, поверишь не только в православие, но и в неизбежную реальность его ренессанса в России.

Юрий Филатов
KMnews
02.02.2006
http://www.kroutov.ru/content/tribuna/tr25.shtml

Док. 338134
Перв. публик.: 02.02.06
Последн. ред.: 15.07.07
Число обращений: 335

  • Крутов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``