В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление А.Н.Крутова на конференции `Воспитание во имя жизни: какая книга нужна России?` в рамках ХIII Международных Рождественских чтений и III Общецерковной выставки-ярмарки `Православная Русь` . Назад
Выступление А.Н.Крутова на конференции `Воспитание во имя жизни: какая книга нужна России?` в рамках ХIII Международных Рождественских чтений и III Общецерковной выставки-ярмарки `Православная Русь` .
Дорогие братья и сестры!

Последнее десятилетие социального и духовного разлома в России ознаменовалось тем, что книга и чтение перестали быть непременными атрибутами образа жизни людей. Как никогда велика опасность движения нации от духовности и образованности к дикости и невежеству.

Из самой читающей страны мира Россия превратилась в государство, где 40% населения, по данным соцопросов, не стесняются признаться в том, что вообще не берут в руки книгу. Частично это объясняется объективными причинами: общим сокращением свободного времени, когда за бесчисленными делами на работе и дома не то что почитать - поесть некогда, распространением новых средств передачи информации. Телевидение, радио, Интернет доступны (может быть, даже слишком доступны) и стремительно входят в нашу жизнь. Но если книги будут оставаться столь же дорогими, как сейчас, а система книгораспространения окончательно самоликвидируется, чтение перестанет быть потребностью уже у 60-70% населения. А это - не столько количественное, сколько качественное изменение.

Первым отказывается от чтения молодое поколение. И это несет в себе огромную опасность. Ведь книга - не только источник знаний (теперь таких источников масса, и нет оснований предпочитать только один из них на том основании, что так делали наши отцы и деды). Это часть нашего внутреннего мира, средство воспитания и развития эстетического чувства. Мне почему-то кажется, что произведение, прочитанное на мерцающем экране компьютера, произведет иное впечатление, нежели толстый том, над которым до того смеялись и плакали десятки людей.

Реальность, однако, такова, что молодежь читает практически только произведения "модных" авторов, переводить бумагу на которые - часто только неоправданное изничтожение лесных ресурсов. Для того, чтобы дети с малых лет знали, что есть не только телевидение и компьютер с его играми, но и книга, которая может доставить куда большую радость, необходима государственная программа приобщения к чтению, поддержки Человека Читающего, поощрения книголюбов. Если в ближайшее время она не появится, следует ожидать катастрофических последствий и в смысле приобщения сограждан к чтению, и в плане интеллектуального "окормления" населения даже ближайших к Москве регионов.

Книга пропадает из поля нашего зрения. Централизованная система распространения книг, созданная в Советском Союзе, была, наверное, наилучшим вариантом, учитывая огромную географическую протяженность нашей страны. Однако после перехода на рыночные рельсы ее уничтожили, как и многое другое, что, может быть, стоило несколько модернизировать, но обязательно сохранить и с успехом использовать. И если двадцать лет назад в книжной лавки где-нибудь в глухом забайкальском поселке или памирском кишлаке, что известно всем командировочным, можно было приобрести и обязательный набор "школьной" литературы, и последние книжные новинки, "сметавшиеся" с прилавков столицы, то теперь во многих городах и районах не купишь и томика Пушкина. Абсолютное большинство книг производится и продается в Москве и Санкт-Петербурге. На долю Поволжья, Сибири, Урала приходится не более 15-20%, то есть провинции достается всего одна из четырех ежегодных книг на душу населения.

Разумеется, воссоздание централизованной системы в прежнем виде невозможно, да, наверное, и не нужно. Однако, на мой взгляд, книга, прежде всего, должна быть физически доступна, иначе говорить о приобщении к чтению просто смешно. Это означает и налоговые льготы для издателей и распространителей, о чем, увы, говорить не приходится, и, в качестве первого шага, увеличение финансирования школьных и публичных библиотек - пусть книга приходит в дом хотя бы на время. Их в России 130 тысяч, что составляет около двух миллиардов книг. Не сокращается и число читателей. Но ежегодный износ их фондов составляет 5%, и, если не будут приняты чрезвычайные меры, большинство массовых библиотек вскоре не смогут служить своим читателям. В наши библиотеки поступает всего 6-7% издаваемых книг, тогда как в западной практике этот процент составляет 30-35%. Господдержка библиотек остается пока в сфере благих пожеланий.

А между тем именно книгоиздание и книгораспространение представляют базисную основу национальной культуры, обеспечивают образовательные и духовные потребности общества. Как считает один из патриархов российского книгоиздательства, директор издательского дома "Российская гуманитарная книга" Михаил Ненашев, нынешнее пренебрежение к книге не случайно. Оно адекватно отражает позицию нынешней власти - и Государственной думы, представителем которой я являюсь, и правительства, отказывающего книгоизданию в государственной поддержке.

Реальность нашего времени в том, что возможности читающих россиян приобрести книгу очень низки, а затраты на ее производство растут и растут. Затраты на производство книги в России уже сравнялись в среднеевропейскими! В то же время средняя книга у нас стоит 3-4 доллара, а в США - 15-30. Вот и ответ на вопрос о том, почему российское книгоиздание не может быть рентабельным и нуждается в государственной поддержке.

Пока же мы видим обратный процесс. В рамках бывшего Министерства печати разработана Концепция развития полиграфической промышленности, которая вызывает больше вопросов, чем даёт ответов. Возникают опасения, что в ходе ее реализации на плаву останутся только крупные полиграфпредприятия, а мелким и средним придет конец. Монополизация на книжном рынке означает диктат издаваемого огромным тиражом легкого чтива, объемы которого и так превышают все мыслимые пределы.

Бывшее Минпечати планирует привлечь гигантскую армию российских библиофилов для пропаганды книги. Только единицы из них могут за собственный счет и собственной энергией устраивать выставки, заниматься издательской деятельностью, популяризировать книжные редкости. До сих пор в стране нет специального Музея книги. А ведь он мог бы стать центром притяжения для всех: школьников и взрослых, маститых любителей книги и начинающих коллекционеров или издателей. Эти вопросы должны выйти на первый план, но пока у нашего государства все время находятся другие, более серьезные, на взгляд чиновников, задачи.

Сейчас в России издается всего 4 книги на душу населения, тогда как в 1990 году их издавалось 12. Причем за этот период количество выпускаемых книг художественной литературы сократилось почти в пять раз, а учебно-образовательных - в 3 раза. Однако падает не только количество, но и, что гораздо важнее, качество книг. В прошлом году было издано 150 миллионов экземпляров художественной литературы. Более 60 процентов из них составили детективы и женские любовные романы, примерно 16% - фантастика. На долю мировой и национальной классики осталось всего 15%. Это всего 18-20 милионов книг на всю страну, когда только Дарья Донцова издала 24 миллиона экземпляров своих произведений!

В рыночной экономике, которую мы строим уже более десятка лет, свои правила. Рассчитывать на поддержку государства сейчас не стоит никому, в особенности негосударственным издательствам. Что говорить, если крупнейшие государственные издательства, выпускающие подавляющую часть объемов интеллектуальной литературы в России - и те могут быть спешно приватизированы и, чего опасаются издатели, попросту растащены, что нанесет колоссальный удар по серьезной книге.

Уже сейчас рынок деформировал российское книгоиздание и выбросил на задворки серьезную книгу. Коммерческая литература в отличие от интеллектуальной требует гораздо меньших затрат и имеет ускоренный оборот средств. И снова мы приходим к тому, что разумное соотношение всех видов литературы возможно только при деятельном участии государства. Нормальное развитие отечественного книгоиздания возможно только в случае проведения государственной политики в области издательского дела и книгораспространения, открытия оптовых центров торговли книгами. Мы будем работать над этим, но легких успехов ждать не приходится.

Для пропаганды книг и книгочтения, необходимо использовать возможности новых технологий. Увы, многочисленные "книжные клубы" рекламируют в основном дешевые детективы, фантастику да "модные" книги переводных авторов, большинство которых не отличается высоким художественным уровнем, но содержит порой весьма негативные, с точки зрения морали и нравственности, посылы. Нужно пересмотреть подходы к преподаванию литературы в школе - к сожалению, нередко этот предмет вызывает отвращение и к великим произведениям классиков, и к чтению как таковому. Однако никакой государственной программы в этой области пока нет, как нет и средств для ее реализации. Мы, законодатели, постараемся уделить этому вопросу больше внимания. Пока же стоит проводить ее в жизнь самостоятельно - читать самим и учить этому своих детей.

Убежден, что книгоиздание - это призвание. Кто с книгой родился, с книгой и умрет. Книга - это не продукты питания, не товары народного потребления (хотя, конечно, без них не проживешь, и никто не собирается с этим спорить). Но без духовной пищи, зримым фактом которой является книга, неизбежна смерть духовная, причем не одного или нескольких человек, а всего нашего общества, которое и так уже слишком близко подошло к этой опасной грани. На мой взгляд, книги будут нужны всегда. Они, как красота, если и не спасут мир, то хотя бы немного помогут его движению в этом направлении. Поэтому книгоиздатель и книгораспространитель должны продолжать свое дело, несмотря на все трудности, которых становится все больше и больше. Это наш долг перед Родиной и совестью.



27.01.2005
http://www.kroutov.ru/content/tribuna/tr15.shtml

Док. 338124
Перв. публик.: 27.01.05
Последн. ред.: 15.07.07
Число обращений: 408

  • Крутов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``