В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Из стенограммы `круглого стола`, проводимого Комитетом по информационной политике. Назад
Из стенограммы `круглого стола`, проводимого Комитетом по информационной политике.
"Роль СМИ в защите психического и физического здоровья населения от последствий террористических актов. Правовой аспект проблемы"
Здание Государственной Думы. Зал No 830.


Крутов А.Н. Тема, которой сегодня посвящен "круглый стол" очень важна. Ибо даже те обсуждения, которые велись после бесланской трагедии в средствах массовой информации, показали, как важна роль средств массовой информации в освещении террористических актов, которые, к сожалению, стали у нас обыденным делом.

И сегодня речь идет не просто о роли средств массовой информации, я бы даже сказал, а речь идет о том, быть или не быть России, ибо России объявлена террористическая война. Ведется она подло, ведется она с убийством мирных жителей, мирных людей, захватом заложников, детей, женщин. И главная цель террористов, как мы знаем, не только захватить определенное количество заложников или даже убить, а главная цель террористов - это посеять панику, парализовать волю, подавить волю к сопротивлению, вызвать недоверие к властям. И вот в этой войне мы, к сожалению, на мой взгляд, не учитываем очень важный аспект в действиях террористов. То, как последствия терактов сказываются на психическом и физическом здоровье людей.

Электронные средства массовой информации, в частности телевидение, в мгновение ока доносит до миллионов, миллиардов людей событие. И если бы этого не было, то большая, как говорится, деятельность террористов пошла бы насмарку. Но вот именно телевидение и электронные средства массовой информации и дают возможность донести тот ужас, то злодейство, которое совершается террористами, до миллионов и миллионов людей.

Миллионы людей становятся в эти дни как бы невольными заложниками трагической ситуации, сочувствуют, сопереживают, чувствуют себя жертвами и получают, как утверждают специалисты, сильнейший стресс, сказывающийся и на их здоровье, особенно детском, увеличивается количество суицидов, увеличивается количество инфарктов, инсультов, вообще обращений к врачам, а также дорожно-транспортных происшествий. Врачи и психологи единодушны в том, что тревожный депрессивный синдром стал сегодня одним из самых распространенных недугов в нашей стране. И сами россияне оценивают свое психическое состояние весьма не высоко. Поэтому участившиеся террористические акты и вооруженные конфликты привели к тому, как говорят эксперты и врачи, что все больше людей испытывают посттравматические личностные изменения, вызванные стрессовыми расстройствами.

Вот Епифанова, руководитель отдела кризисных состояний и психосоматических расстройств Института им. Склифосовского считает, что картины пережитого ужаса остаются в памяти в бессознательном. И, в конце концов, могут отразиться на психике, проявляясь расстройствами сна в виде повторяющихся ночных кошмаров. Многие жители страны, у которых даже никто не погиб, которые не были свидетелями терактов, боятся ездить в метро, мы знаем, летать на самолетах, отправлять детей в школу. Дети, получая негативное воздействие через телеэкран, получая вот эту вот негативную, страшную картинку, она уходит к ним в подсознание, которое, в конце концов, сказывается на их здоровье и на их будущей жизни.

Журналистика - это та профессия, где социальная ответственность стоит больше, чем любые рейтинги. При освещении экстремальных ситуаций журналисты должны осознавать, что одно неосторожное слово, один непрофессиональный кадр может стоить кому-то жизни или нанести глубокую психологическую травму. В антитеррористической конвенции СМИ, принятой 8 апреля 2003 года, подчеркивалось, что работники СМИ обязаны понимать, что во время теракта и контртеррористической операции спасение людей и право человека на жизнь первичны по отношению к любым другим правам и свободам.

Президент России Владимир Путин, выступая на открытии первого Всемирного конгресса информационных агентств в Москве, сказал: "Убежден, в условиях глобальной террористической угрозы, когда гибнут люди, средства массовой информации не могут быть простыми наблюдателями. Мы не вправе забыть: террористы цинично используют возможности СМИ и демократии в целом для многократного усиления психологического и информационного воздействия в ходе захвата заложников и проведении других терактов с целью уничтожения свободы прессы и институтов демократии".

Сегодня необходим разговор, я подчеркиваю, разговор о грамотном регулировании процесса информирования общественности, как об актах терроризма, так и об контртеррористических операциях в нашей стране. В постановлении Государственной Думы, вы знаете, принятом 22 сентября, "О внеочередных задачах по обеспечению граждан Российской Федерации национальной безопасности Российской Федерации в условиях активизации деятельности международного терроризма на территории Российской Федерации", так оно длинно называется, постановление, особо отмечается, что необходимо разработать меры по противодействию информационно-психологическому воздействию на обществе. Вот обсуждению этих проблем, я думаю, и посвящен наш сегодняшний "круглый стол".

Крутов А.Н. (Обращаясь к И.Лисневской) Ирена Стефановна, я, прежде всего, хочу сказать, что, во-первых, мне бы не очень хотелось, чтобы мы сейчас разговаривая здесь, за "круглым столом"? противопоставляли себя друг другу: медиасообщество - психологическому сообществу и прочее, прочее.

Да, я считаю, Ирена Стефановна, что наше общество духовно больно. И поэтому одна из наших задач, я специально и думал, предлагая созвать "круглый стол", чтобы поговорить, как нам: журналистам, средствам массовой информации помочь защитить население, народ вот от этих последствий терактов, вот от всего того, что происходит.

Вот вы говорите о сегодняшнем состоянии власти в стране. Как вы знаете, мы о ней говорим точно так же. И фракция наша еще больше говорит об этом. Дело не в этом. Дело в том, что мы все это знаем. Но как нам сегодня вот при нынешней власти сделать так, чтобы спасти это больное общество. Это наша задача. Мы должны помочь выработать механизмы.

Сегодня предлагают, давайте готовить специальных журналистов. Надо готовить. Спецподготовка - да. Обратиться к психологам - да. Рабочую группу создать из трех комитетов и из представителей - конечно, да. Обсуждать. Обсуждать эту тему и предлагать. Потому что, если мы этого делать не будем, то мы наоборот будем все дальше и дальше проваливаться.

Когда мне говорят о том, что медиасообщество само себя регулирует, я не согласен с этим. Если ваш канал вел себя, как говорят, прилично сегодня, то есть каналы, которые этого не делали. К сожалению, саморегуляции в медиасообществе не происходит. Давайте думать насчет механизма, как это можно сделать.

Вот Сагалаев Эдик предлагает, говорит: давайте мы возьмем за основу Антитеррористическую конвенцию и посмотрим, что мы можем сделать. Давайте. Кто против этого? Но должен быть механизм, я еще раз повторяю, механизм, а не выяснение отношений.. Самое лучшее, чтобы власть этим занялась. Но мы и должны заставить ее это сделать.

Когда мы говорим о свободе слова, мы много говорим об этом. Вот не дают нам показывать насилие или еще прочее. Ребята, да у нас передачи закрывают. У нас закрываются передачи и вводят цензуру политическую на телеканалах. Мы-то что об этом молчим? Вот о чем нужно говорить тоже. Это другая сторона. Это другой разговор, это другой аспект этого разговора.

Здесь есть один четкий момент. Мы знаем, и вот психологи, врачи, эксперты говорят: общество больное. 24 процента жертв - это те, кто смотрел телевизор, а не те, кто там был. Как мы можем им просто сказать: ребята, извините, пожалуйста, ну, вы выживите сами через катарсис, через очищение. Ну, представьте, что это прекрасное кино, представление у вас разыгрывается на глазах. Ну, кого-то там поубивали. Но это как в кино, это виртуальная жизнь. Отнюдь.

Наша задача сделать так, найти те механизмы, которые бы позволили оберегать людей. А они нуждаются, в защите. Народ наш, к сожалению, и мы, Ирена Стефановна, это прекрасно знаем, нуждается в защите. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо, Александр Николаевич.

Одну секундочку.

Мы сидим уже больше двух часов, если позволите, мы будем сейчас подводить черту. Я просто акцентирую.

Крутов А.Н. Извините. Валерий Яковлевич, мы сегодня много ссылаемся на Конституцию. Но вот, кстати, Конституция, статья 55, она говорит: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечивающих оборону страны и безопасности государства". Понимаете, даже в Конституции говорится, что мы можем. Еще раз повторяю, я противник всяких запретов. Но мы должны создать механизм ограничения и спасения. Спасибо.

19.10.2004
http://www.kroutov.ru/content/tribuna/tr6.shtml

Док. 338112
Перв. публик.: 19.10.04
Последн. ред.: 15.07.07
Число обращений: 421

  • Крутов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``