В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Отдайте деньги бизнесу!`, - Олег Чиркунов Назад
`Отдайте деньги бизнесу!`, - Олег Чиркунов
Пермский губернатор Олег Чиркунов считает, что государство обязано как можно больше средств оставлять в экономике и учиться функционировать при минимуме ресурсов

Об этом накануне экономического форума "Феномен новой экономики: макроэкономические и налоговые факторы роста", который начинается в четверг в Перми, Олег Чиркунов рассказал корреспонденту РБК daily Екатерине Аккерман.

- С начала этого года налог на прибыль в Пермском крае снижен на 4%. Вы можете оценить результаты?

- Существует некое упрощенное представление о том, что это делалось исключительно для того, чтобы привлечь побольше бизнеса и создать своего рода офшорную зону. На самом деле это не так. Экономика работает, и частичка того, что она производит, изымается на общественные нужды. При этом мы понимаем, что та частичка, которая остается в экономике, используется более эффективно. Мы решили, что справимся не за 24, а за 20%. То есть мы в состоянии управлять регионом исходя из того, что из экономики изымается меньше. У каждого бизнеса есть своя норма прибыли, и значит мы в принципе создали лучшие условия для работы. Рост объема инвестиций за пять месяцев этого года превысил в Пермском крае 20%. А собираемость налога на прибыль в условиях сниженной ставки, тем не менее, увеличилась где-то на 17%. Однако было бы неправдой сказать, что это напрямую связано со снижением ставки; ответить, в результате чего все это произошло, в общем, достаточно сложно. Самое главное, что мы создаем рациональный, экономный механизм расходования бюджетных средств и обходимся 20-процентным налогом на прибыль. А могли бы жить на 24%.

- То есть вы цели привлечь бизнес не ставили, он сам пришел?

- Ну, неправда. Целей ставили много, в том числе и эту. Опять-таки я могу начать перечислять крупные проекты. Например, "Уралкалий" собирается вложить миллиард долларов в новый комбинат. "Соликамскбумпром" задекларировал в своей инвестиционной программе полмиллиарда. "Северсталь" выкупила на нашей территории фанерный комбинат. "Унимилк" выкупил "Перммолоко" и комбинат детского питания. "САН Интербрю" значимо увеличивает производство пива на территории. Лев Леваев развивает производство ювелирных изделий. Экономика шевелится, и отнюдь не только нефтяная. Но является ли здесь налог на прибыль определяющим - не знаю. Является ли отношение власти определяющим - тоже не знаю. Во всяком случае, думаю, что это тоже влияет на выбор бизнесом регионов для своего развития.

- Вы уверены, что бизнес отреагирует на усилия власти, если она сознательно ограничит себя в средствах?

- Понимаете, бизнес ведь и не развивается потому, что мы не те правила игры устанавливаем. Если сегодня выгоднее зарабатывать на лоббировании интересов, то он и будет лениво тащить деньги из областного или федерального бюджета. И это мы создали такие условия. Как только появятся правила, когда для зарабатывания нужно будет пахать, он будет пахать. И если сейчас бизнес привязан к государству и старается как можно больше заработать на государственных делах, то это проблема не бизнеса, а государства. Он находит деньги там, где их легче достать.

- А Пермскому краю деньги Минфина не нужны? Вы не претендуете?

- Конечно, претендуем. Но здесь двоякая позиция. У государства две основные функции: формулировка правил и игра по этим правилам. И если согласно сегодняшним правилам каждый регион должен урвать максимум из федерального бюджета, то в рамках этого я и нахожусь каждый четверг на заседании правительства. И я уж постараюсь урвать столько, сколько смогу. Но это же не мешает нам понимать, что это неправильно, что надо менять сами правила игры.

- Давайте попробуем поделить налоги. Какие, на ваш взгляд, должны быть региональными?

- Здесь все просто. Земля, имущество - это точно муниципальные налоги. Только на этом уровне можно проследить, что именно этот метр земли используется тем-то, а вот этот - кем-то другим. Следующая тема - подоходный налог. Очевидно, что он региональный либо муниципальный. Либо там есть и та, и другая составляющая. Но то, что налог на доходы физических лиц - не федеральный, это абсолютно точно! Он отдан на наш уровень, но регулировать его нам не дают. Что касается налога на прибыль, то это спорный вопрос. Прибыль действительно мобильна по территории страны. Поэтому регионам надо создавать заинтересованность не только в плане образования рабочих мест, но и в плане привлечения штаб-квартир корпораций.

- Но если они переедут, те регионы, откуда ушли штаб-квартиры, потеряют деньги.

- Сегодня они идут не к нам - они идут в Питер. К нам все никогда не поедут. А самые большие проблемы в ближайшем будущем возникнут у Москвы, потому что любой субъект Федерации при достижении критического объема становится неэффективным. Во всех классических книгах написано: в привлекательный регион идет бизнес, система сначала работает эффективно, снижает налоги, бизнеса становится все больше, а потом инфраструктура не выдерживает, и тогда нужны инвестиции совсем другого уровня. Увеличиваются налоги, и бизнес уходит. В Москве не поднимают налоги, там начинаются дотации из федерального бюджета. Но очевидно, что рано или поздно неприятностей не избежать.



RBC Daily
18.09.2006
http://www.governors.ru/?regmode=fio®ion=59&okrug=0&razdel=smi&statja=14363

Док. 338063
Перв. публик.: 18.09.06
Последн. ред.: 15.07.07
Число обращений: 333

  • Чиркунов Олег Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``