В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
И на губернаторов бывает проруха Назад
И на губернаторов бывает проруха
Мало кому из глав отечественных регионов удалось избежать непопулярных решений

Губернаторский труд, как известно, не только нелегок, но и долог. Руководить вверенным регионом длительное время (а некоторые региональные начальники сидят в своих креслах более десятка лет) и не сделать ни одной ошибки нереально. Собственные корреспонденты "НГ" в регионах попытались проанализировать "проколы" своих губернаторов, выделив из них наиболее запоминающиеся. А значит, уже вошедшие в историю.

За сто дней "отличиться" трудно, но можно

Конечно, в этом плане повезло новоназначенным или последним избранным главам регионов. Хотя, как выясняется, и за сто дней во власти можно "отличиться". Ульяновский губернатор Сергей Морозов, отмечая 100 дней пребывания в должности, рассказал журналистам, что его первая ошибка - решение о строительстве Троицкого собора на площади Ленина. "Я это признаю, - заявил Морозов. - Потому что понадеялись на заверения чиновников областной администрации о том, что население поддержит этот проект, о том, что не будет причинен никакой ущерб. Результат получился по-черномырдински: хотели как лучше, получили как всегда".

Действительно, получилось нехорошо. Несмотря на протесты общественности, на главной площади города в начале года был вырыт громадный котлован. И только когда в близлежащих зданиях, представляющих историческую ценность, появились трещины, строительство было прекращено.

Назначенный президентом РФ на должность губернатора Тульской области Вячеслав Дудка успел за месяц своего правления прославился лишь тем, что провел торжества по случаю своего официального вступления в должность в Страстную Пятницу, 29 апреля. А так Страстная Пятница для православных - самый скорбный день церковного года, когда верующие вспоминают страдания и Крестную смерть Христа (при этом соблюдается строгий пост), владыка Тульский и Белевский архиерей Алексий на инаугурации подарил новому губернатору православную энциклопедию. Видимо, чтобы новый руководитель области получше изучил традиции православия. Между прочим, губернатор соседней Рязанской области генерал Георгий Шпак, когда день его инаугурации в прошлом году также пришелся на Страстную пятницу, перенес торжества на два дня.

Новый глава Саратовской области Павел Ипатов, который принял губернию только 5 апреля, особо "отличиться" пока не сумел, так как занят формированием своего кабинета министров. В нем уже довольно много земляков-балаковцев (до назначения Ипатов возглавлял Балаковскую АЭС), силовиков из ФСБ и прокуратуры, а также представителей "Единой России".

Правда, Ипатов уже успел напугать пишущую и снимающую братию, заявив о грядущем изменении отношений с местной и даже федеральной прессой: "Отношения с региональными и федеральными СМИ выстроены неэффективно и требуют корректировки". Поскольку до своего назначения губернатором Ипатов был совершенно непубличной фигурой, многие журналисты усмотрели в этих словах губернатора обещание закрыть доступ к информации о работе региональной власти. И хотя ничего "страшного" пока не произошло, в журналистской среде гуляет слух о том, что часть изданий и телеканалов по просьбе "кого-то из правительства" приняла решение не критиковать нового губернатора "хотя бы первые полгода".

Так что у губернатора Ипатова все еще впереди. Впрочем, конечно же, ему придется очень постараться, чтобы обойти по количеству неоднозначных, мягко говоря, решений своего предшественника Дмитрия Аяцкова. Среди наиболее спорных его действий местные наблюдатели отмечают три: закрытие вытрезвителей, запрет на вывоз зерна с территории области и открытие памятника Петру Столыпину в центре Саратова.

Вытрезвители во всей области были закрыты по решению губернатора 1 января 1999 года. Этой мерой предполагалось защитить жителей области от милицейского произвола, но вместо этого под удар попали медики и пациенты саратовских больниц, куда начали свозить пьяных и нередко буйных граждан. Врачи бунтовали, требовали возродить "вытрезвиловки", но губернатор остался при своем мнении.

В 2000-2001 годах в области действовал запрет на вывоз зерна с территории области. Неизвестно, был ли он оформлен документально, однако сами сельхозпроизводители жаловались на кордоны, выставленные на границах области. В результате им приходилось за копейки сдавать урожай местным переработчикам и перекупщикам, которые, похоже, были близки к региональной власти. Понятно, что производителям все это влетело в копеечку.

Памятник бывшему саратовскому губернатору и реформатору Петру Столыпину был открыт в Саратове 17 апреля 2002 года. Его автором стал скульптор Вячеслав Клыков. Надо думать, что дискуссия, открывшаяся в области незадолго до установки памятника, стала для Дмитрия Аяцкова неожиданной. Впрочем, открыто оппонировать ему решился лишь один из профессоров местного госуниверситета, опубликовавший огромную антистолыпинскую статью под названием "Обер-вешатель". После выхода этого далеко не хвалебного материала на голову профессора обрушилось множество неприятностей. В прессу то и дело просачивались данные о том, что к губернатору вызывали то самого профессора, то тогдашнего ректора университета Дмитрия Трубецкова. Аяцков требовал уволить обидчика, но университетские уперлись и отстояли историка.

"Ну, здравствуй, вор..."

Губернатор Свердловской области Эдуард Россель неприятно удивил жителей региона, когда принял решение встретиться с ныне покойным лидером организованной преступной группировки "Уралмаш" Александром Хабаровым. После исторической аудиенции чуть ли не все российские газеты цитировали слова Росселя: "Ну, здравствуй, вор, проходи, садись..."

Встреча эта, похоже, была взаимовыгодной. "Уралмаш" оказал губернатору, который накануне выборов имел рейтинг чуть больше трех процентов, реальную поддержку: гасил социальные конфликты, проводил "разъяснительную" работу, финансировал мероприятия. После чего, кстати, "Уралмаш" вошел в политику, представители ОПГ заняли ряд ключевых мест в городской Думе.

Впрочем, хотя эту встречу оппоненты главы региона использовали, что называется, по полной программе, судя по результатам выборов, на отношение народных масс к Росселю эта история никак не сказалась. Если кто и пострадал, так это оппоненты губернатора: обозревателю одного из местных каналов порезали ножом... ягодицы. Произошло это сразу после того, как он спросил губернатора, что он собирается еще делать в городе с помощью "предпринимателей", которых приглашал к себе.

Самым глупым и вредным решением новгородского губернатора Михаила Прусака (что он признал впоследствии) было его распоряжение об ограничении вывоза леса за пределы области. Издал Прусак его вскоре после своего назначения "на область". Тогда многие губернии что-нибудь ограничивали, устанавливали собственные таможни и т.д. Вот и Михаил Михайлович решил не отставать. При этом губернатор рассуждал тогда о лесе без всякого понимания предмета: например, в публичной речи назвал лес "зрелым" (на самом деле принято говорить -"спелый"). Главный лесопромышленник области Исаак Слуцкер это подметил, после чего с его подачи в одной из местных газет появилась статья с броским заголовком: "Это руководитель бывает незрелым, а лес - спелым".

Были у Прусака и другие непопулярные решения. К примеру, он был ярым сторонником "отечественной Панамы" - строительства высокоскоростной магистрали, проходящей по территории Валдайского заповедника. Общественное мнение тогда встало на дыбы, Михаил Михайлович же оказался как бы ни при чем.

Волгоградский губернатор Николай Максюта после своего переизбрания в конце декабря 2004 года пока лишь один раз поразил региональную элиту, зато очень серьезно. В ходе избирательной кампании губернатор неоднократно говорил о необходимости создания правительства Волгоградской области. Региональная элита рассматривала эти заявления как важный сигнал со стороны губернатора, свидетельствующий о его стремлении "поделиться властью". Однако, как только выборы закончились, губернатор заявил, что создавать кабинет министров - преждевременно. Таким образом, все надежды региональной элиты на перемены в областной администрации обернулись прахом. После чего среди региональной номенклатуры начали распространяться слухи о том, что губернатор наобещал одни и те же портфели сразу нескольким людям, поэтому, чтобы никого не обидеть, решил вообще эти портфели никому не давать, а правительство не создавать.

Холсты - на портянки

В июне прошлого года губернатор Санкт-Петербурга предприняла попытку выставить на торги все художественные мастерские, которых в Северной Пальмире около двух тысяч. Свое решение чиновники поясняли тем, что мастерские находятся в неудовлетворительном аварийном состоянии, а у города на ремонт денег нет.

Возмущенные решением властей художники, скульпторы, представители творческих союзов и некоммерческих организаций, работающих в области культуры, провели акцию протеста на Исаакиевской площади у стен Мариинского дворца, где расквартирован городской парламент. Митингующие держали в руках плакаты с надписями: "Матвиенко, не скупись, покупай живопись!", "Питер для богатых, бандитов и воров", "Холсты художников - на портянки мэрии" и т.д. После того как глава Санкт-Петербургского союза художников Альберт Чаркин заявил, что "ни Собчак, ни Яковлев на это не шли", Смольный отступился, признав, что решение было несвоевременным.

А в апреле с.г. около полутора тысяч человек вышли на площадь Пролетарской диктатуры, протестуя против упразднения 200 маршрутов коммерческих автобусов и ликвидации торговых павильонов на остановках. Манифестанты держали в руках транспаранты с надписями: "Смольный - осиное гнездо бюрократии", "Вы нас достали", "Але, Смольный? Барышни, имейте совесть!", "Акаев тоже думал, что был прав!"

На Смольный подействовал организованный и активный протест. Ликвидацию остановочных павильонов приостановили. Мало того, Валентина Матвиенко заявила, что необходимо всячески содействовать малому предпринимательству.

К самым непопулярным решениям главы Карелии Сергея Катанандова за последние годы можно отнести меры, принимаемые исполнительной и законодательной ветвями власти республики по "оптимизации" дефицитного регионального бюджета. Максимально возможное сокращение бюджетных расходов исходит из норм местного закона о минимальных социальных стандартах. Поскольку стандарты утверждаются действительно минимальные (на 70-80% реальных потребностей), в районах республики волной прошли сокращения ряда социальных служб, сельских школ, фельдшерских пунктов, учреждений культуры...

С серьезными бюджетными проблемами связаны также весьма скромные размеры компенсаций, назначенные взамен утраченных натуральных льгот местным ветеранам труда в региональном законе о монетизации (250 руб. в месяц на покрытие расходов за проезд в общественном транспорте и оплату телефонов). Поскольку по существующему порядку этот закон тоже поступил в парламент за подписью главы Карелии, претензии ветеранской общественности и поддержавших ее политических сил тоже были адресованы именно ему. Они еще в начале зимы прошлого года вылились в массовые митинги и пикеты у здания Законодательного собрания Карелии. Реагируя на первый такой митинг, Сергей Катанандов не сдержал эмоций, заявив, что в толпе было много нетрезвых людей. Подобная попытка губернатора повязать общественный протест с полупьяным хулиганством оскорбила участвовавших в митинге ветеранов, которые в следующих своих акциях стали ставить в укор высшему должностному лицу Карелии невоздержанность в оценках. А высказывания о нетрезвых пикетчиках долго оставались темой для злых шуток оппозиции.

Черногоров "забронзовел"

В апреле этого года на Аллее славы в центре Ставрополя (проспект Октябрьской революции) был установлен бронзовый бюст губернатору края Александру Черногорову. На постаменте надпись: "Первый всенародно избранный губернатор Ставропольского края, видный государственный деятель, внесший значительный вклад в социально-экономическое развитие Ставрополя".

Как сообщили "НГ" в пресс-службе губернатора Ставрополья, бюст главе края был установлен "в связи с присвоением ему звания "Почетный гражданин города". Это действо, заметим, изрядно удивило жителей региона. Дело в том, что почетных граждан в городе немало, но бюсты установили только некоторым из них.

В октябре прошлого года по инициативе губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева депутаты Законодательного собрания региона приняли решение выделить 2 млн. руб. из дополнительных доходов на строительство современного туалета в Великом Устюге, на родине Деда Мороза. Правда, один из депутатов - Николай Жаравин все хотел выяснить, что же это будет за сооружение: по оценкам строительных специалистов, на выделенные депутатами средства можно возвести нечто с огромными зеркалами, шикарными люстрами и полом с подогревом. В Вологде огласка этого факта вызвала волну возмущения среди населения, у которого денег даже на косметический ремонт своих квартир из-за повышения коммунальных тарифов нет.

Любопытно, что пару лет назад скандал с туалетами на вотчине Деда Мороза в Великом Устюге поднял внук Аллы Пугачевой Никита Пресняков. Вместе с классом его поселили в общем бараке с частичными удобствами в конце коридора. Отсутствие столичных удобств возмутило звездного внука, и он не преминул поднять скандал и раскритиковал общественные туалеты Великого Устюга. Возможно, гнев Никиты был услышан, и теперь власти все-таки выделили пару миллионов на оборудование суперклозета.

В феврале 2003 года губернатор Костромской области Виктор Шершунов издал распоряжение "О приобретении автотранспорта", согласно которому за счет бюджета области покупался новый "Мерседес-Бенц S 430L 4M". Спустя два дня новый лимузин представительского класса за 4,159274 млн. руб. оказался в областной собственности. Глава региона сделал неплохой выбор - аналогичную машину присматривал себе президент Эстонии Арнольд Рюйтель.

Костромской губернатор, чей регион является хронически дотационным, уже имел в своем автопарке новую "Вольво Кросс Кантри (XC)" (полноприводный универсал с автоматической коробкой передач и шикарно отделанным, удобным салоном), приобретенную в 2001 году. Именно вокруг этих представительских машин, в первую очередь в связи с покупкой главой небогатой Костромской области роскошного "Мерседеса", в регионе возник громкий скандал. Законность сделки оспорила прокуратура Костромской области, которая посчитала трату 4,15 млн. рублей на приобретение машины - нецелевым расходованием средств.

В бюджете области расходы на покупку "мерса" для губернатора запланированы не были, но деньги на это были потрачены. Это квалифицировалось как нарушение закона о бюджете региона. Такого же мнения придерживались КРУ Минфина РФ по Костромской области и Контрольно-счетная палата. Прокуратура подала заявление в Костромской арбитражный суд в защиту общественных интересов, так как нарушены права жителей области, и потребовала обязать губернатора области реализовать приобретенный автомобиль "Мерседес-Бенц S 430L 4M" и денежные средства возвратить в бюджет.

Впрочем, вся эта история карьере губернатора не помешала - в апреле нынешнего года президент России переназначил Шершунова главой региона.

Шаймиев отомстил за взятие Казани

Из явных ошибок, допущенных Томским губернатором Виктором Крессом, местные наблюдатели называют строительство спиртзавода (см. "НГ" за 04.04.05), в который вбухали немало бюджетных средств, но в итоге продали за бесценок частникам. Что касается последних несуразиц в деятельности губернатора, то, как полагают в Томске, к ним можно отнести разве что вступление Кресса в "Единую Россию". Все видят, что ему это вступление не по нутру, но публично его за это не критикуют, а скорее сочувствуют, понимая, что такое вступление - мера вынужденная. Кстати, очевидцы последнего заседания регионального отделения "Единой России", на котором губернатору вручали партбилет, рассказывают, что Кресс, видимо, не проникшись в должной мере пониманием момента, все же высказал критику однопартийцам за то, что, мол, в их рядах что-то не видно "работяг".

Среди непопулярных решений президента Татарстана Минтимера Шаймиева последних лет наибольшее неприятие подданных вызвали два. Во-первых, Шаймиев разрешил главам администраций, "став начальником, всеми благами пользоваться" (о чем в марте 2004 года долго и со вкусом рассуждал на Радио "Свобода").

Второе не слишком, мягко говоря, популярное решение Шаймиева - реализация Республиканской программы ликвидации ветхого жилья. Сама программа, и с этим никто не спорит, была своевременной и необходимой, однако ее реализация пришлась на середину девяностых, когда Татарстан наполнял заявленный суверенитет реальным содержанием. Для русских это наполнение обернулось возмездием за поражение татар в войне 1552 года. Власть "очистила от христиан" исторический центр Казани, где исчезли исторические памятники русской культуры и архитектуры.

Среди непопулярных решений калининградского губернатора Владимира Егорова "самым из самых" можно назвать назначение вице-губернатором, отвечающим за распределение рыбных и автомобильных квот, бывшего главного финансиста Балтийского флота Саввы Леонова. Это, кстати, при том, что о нечистоплотности Леонова на флоте ходили легенды и Егоров, как бывший командующий БФ, не мог этого не знать.

Летом прошлого года Леонов был арестован питерскими убоповцами при получении взятки в размере 150 тыс. долл. за распределение квот "нужным людям". Теперь об этом губернатор предпочитает не вспоминать.



Андрей Рискин
Независимая газета
16.05.2005
http://www.governors.ru/?regmode=fio®ion=62&okrug=0&razdel=smi&statja=2682

Док. 337936
Перв. публик.: 16.05.05
Последн. ред.: 14.07.07
Число обращений: 527

  • Катанандов Сергей Леонидович
  • Кресс Виктор Мельхиорович
  • Максюта Николай Кириллович
  • Позгалев Вячеслав Евгеньевич
  • Прусак Михаил Михайлович
  • Черногоров Александр Леонидович
  • Шаймиев Минтимер Шарипович
  • Шершунов Виктор Андреевич
  • Егоров Владимир Григорьевич
  • Морозов Сергей Иванович
  • Ипатов Павел Леонидович
  • Дудка Вячеслав Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``