В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Идея укрупнения бродит по `северам` Назад
Идея укрупнения бродит по `северам`
30-31 марта ведущие интернет-агентства Северо-Запада разместили комментарии на заявление секретаря политсовета Коми регионального отделения партии "Единая Россия" Анатолия Каракчиева. Речь шла об объединении четырех северных регионов: Архангельской и Вологодской областей, Ненецкого автономного округа (НАО) и Республики Коми. Анатолий Каракчиев предложил назвать новый суперсубъект Северным краем. В Архангельске, оказывается, есть немало сторонников этой идеи. Но немало и противников.

Не секрет, что идея объединения северных субъектов, высказанная Анатолием Каракчиевым, далеко не нова, и наверняка она не вызвала бы никакого резонанса в СМИ, если бы его предложение об объединении "северов" не поступило в администрацию Президента РФ и аппарат Государственной Думы. В итоге на предложение объединиться сразу же откликнулись губернаторы Архангельской области и НАО.

Архангельский губернатор Николай Киселев сделал следующее заявление: "К сожалению, практика показывает, что "объединительные" разговоры начинаются чаще по политическим причинам, и особенно там, где запахло очередными выборами. Но для укрупнения регионов необходимы иные, более веские основания. Важно просчитать все последствия такого шага".

Алексей Баринов, глава администрации Ненецкого округа, также распространил в СМИ свои мысли об объединении: "Решать вопрос об объединении должны в первую очередь сами жители. Поэтому руководителям регионов и политическим деятелям, выступающим за создание "суперсубъекта", прежде чем делать какие-либо заявления, необходимо узнать отношение к этому населения".

Впрочем, недовольство идеей объединения со стороны глав Архангельской области и НАО понятно - и без того проблем хватает, да и что, скажите, даст лично им это объединение? А между тем идея, высказанная Анатолием Каракчиевым, подтверждена реальными расчётами и убедительными доводами.

Объединение выгодно

Из письма Анатолия Каракчиева в федеральные органы власти:

"Северный край экономически пронизывают несколько крупных производственных комплексов, в которых при вхождении в один субъект будет значительно снижен уровень конфликтности общегосударственных, региональных и корпоративных интересов.

Экономика Республики Коми, Ненецкого автономного округа, Архангельской и Вологодской областей представляет хозяйственный комплекс, в основе которого находится ТПК - Тимано-Печорский территориально-промышленный комплекс, сформированный еще в 70-е годы прошлого столетия. Он в свою очередь базируется на Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Единство четырех субъектов Федерации обеспечивают общие производственно-технические системы геологоразведки нефтяной, газовой и угольной промышленности, энергетики, речного, трубопроводного и железнодорожного транспорта. Практически в одну экономическую нить свяжут Северный край газопровод "Северное Сияние", новый проект "Ямал - Европа", который потребует концентрации усилий всех организаций региона.

В связи с обостряющейся конкуренцией на рынке металлов новый импульс приобретает угольно-металлургический комплекс Воркута - Череповец, который позволит дать второе рождение Печорскому угольному бассейну.

В настоящее время Республика Коми, Архангельская и Вологодская области, обладая огромными запасами леса, не могут конкурировать из-за высокой транспортной составляющей. Снизить себестоимость позволит использование рек Вычегды и Северной Двины в качестве транспортного коридора, это же позволит обеспечить крупнейшие лесопильные заводы Архангельской области сырьем из Республики Коми, а также загрузить мощности Архангельского лесного порта и разгрузить порты юга России.

В 20-е гг. XX века руководство Коми-автономии неоднократно выдвигало проекты объединения данных территорий в единой административно-территориальной единице, которые не были реализованы. В 1929 году в рамках административно- территориальной реформы СССР был организован Северный край, объединивший Коми АО, Архангельскую, Вологодскую, Северо-Двинскую губернии. После принятия Конституции СССР в 1936 году были созданы независимые области.

Законодательное оформление объединения Республики Коми, Архангельской, Вологодской областей и Ненецкого автономного округа в единый субъект Федерации может быть реализовано в 2006 году через проведение референдумов, которые могут быть совмещены с проведением выборов в представительные органы местного самоуправления (в соответствии с Федеральным законом "Об основах местного самоуправления"). Назначение и утверждение главы законодательного и представительного органа единого субъекта Федерации могут быть проведены в более поздний период".

Объединяться не надо

По мнению Александра Иванова, депутата городского Совета и советника администрации области по вопросам экономического развития, в каждом из перечисленных субъектов Федерации уже сформировались экономические и политические элиты. Кому-то в них просто не находится места, потому они и инициируют подобные заявления, считает Иванов.

Никакого экономического эффекта, положительного или отрицательного, на его взгляд, от этого не будет вообще.

А социальный эффект будет явно отрицательным. Доступа к реальной власти, той, что принимает реальные решения, станет еще меньше, чем сегодня.

Пример же объединившихся Красноярского и Пермского краев, как считает советник архангельского губернатора, не может быть показательным для Архангельской области. Округа, которые вошли в эти субъекты в результате объединения, были образованы в годы советской власти искусственно. Главная цель создания подобных административно-территориальных образований - перекачивание федеральных, налоговых ресурсов. Поэтому с такими субъектами власть рано или поздно должна была покончить. Что губернаторы и сделали.

А объединение в Северный край только ради идеи объединения, по мнению Александра Иванова, не имеет никакого смысла.

Синергетический эффект

Совершенно другого мнения придерживается Юрий Лукин, доктор исторических наук, профессор Поморского государственного университета. Ученые-экономисты разных вузов Архангельска с 2000 года инициировали обсуждение темы объединения. По мнению Лукина, чем меньше субъектов в РФ, тем лучше для страны, тем сильнее будет Россия. Статистика говорит сама за себя: в США - 300 млн населения и 52 штата; в Индии - 1 млрд и 21 штат, 9 союзных территорий; в Бразилии - 22 штата, 4 территории; в Китае население составляет 1 млрд 300 млн человек и 22 провинции, 5 автономных регионов.

Для России население нормального региона должно составлять не менее 5-7 млн.

Когда происходит территориальное укрупнение, укрупняется социальный, демографический, экономический, управленческий потенциал. Ученые называют это синергетическим эффектом, в результате которого 2 + 2 - 5, а не 4.

Какая выгода населению, если будет сильная экономика? Пожалуйста, пример Красноярского края: в результате объединения там планируется строительство глиноземного завода, нового ЦБК, аэропорта международного класса и т.д. Поэтому если говорить об объединении, то четыре дотационных региона могут стать одним самодостаточным. Чем больше регион, тем больше можно в него привлечь инвестиций, больше новых проектов. Чем больше будет бюджет, тем больше отчислений можно будет сделать в социальную сферу.

Нужен референдум

Итак, выяснилось, что объединение нескольких регионов - не такая уж несбыточная идея в сегодняшней России. Но остались вопросы, на которые пока никто не собирается отвечать. Например, о том, где будет столица суперсубъекта? Давайте представим, что уже сегодня Архангельской областью управляют чиновники из Вологды или Сыктывкара - как-то неуютно без своей власти под боком. Не пострадает ли от этого слияния и без того слабая система российской демократии, ведь власть окажется еще более отдалена от населения? Не получим ли мы вместо синергетического эффекта некий "суперколхоз"?

Кроме того, правильно ли называть объединение Северным краем, ведь Север в России включает в себя не только названные четыре региона, но и Карелию, и Ямало-Ненецкий, и Долгано-Ненецкий автономные округа, и Якутию, и Чукотку... А как быть с правами коренных народов на свои автономии, которых они лишатся в результате слияния? Вопросов, как видим, море.

Но ведь можно посмотреть на проблему не с политической, а с экономической точки зрения. По мнению многих экспертов-экономистов, объединяться очень выгодно. Решать вопросы стратегии развития, управления в экономике, создания благоприятных для нее условий, регулировать ситуацию с помощью налогов и акцизов - все это лучше делать в крупном регионе.

Конечно, федеральная политика под девизом "разделяй и властвуй" сегодня нужна, прежде всего, федеральному центру. Но не исключено, что большинству населения "северов" жить в условиях большой территории было бы лучше. И шаги к объединению могут идти не только сверху, но и снизу, от научной, промышленной общественности и просто от жителей "северов".

Только инициатива людей разбудит власти. Благо для объединения регионов нужен референдум. Он-то и стал бы индикатором общественного мнения. Его нужно только провести.



Анастасия Шоломицкая
Бизнес-класс. Архангельск
04.04.2005
http://www.governors.ru/?regmode=fio®ion=14&okrug=0&razdel=smi&statja=1392

Док. 337914
Перв. публик.: 04.04.05
Последн. ред.: 14.07.07
Число обращений: 733

  • Баринов Алексей Викторович
  • Киселев Николай Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``