В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Депутаты об эвтаназии: не дождетесь! Назад
Депутаты об эвтаназии: не дождетесь!
Российские парламентарии считают, что российское общество не готово к введению эвтаназии. По их мнению, проблема эвтаназии не проработана в нашей стране и требует широкого обсуждения. При этом некоторые политики уверены, что в каких-то случаях эвтаназия может быть необходима, и пробел в нашем законодательстве, касающийся эвтаназии, позволяет делать недопустимые вещи без всякой санкции закона.

Вместе с тем, большинство законодателей полагает, что такое явление как эвтаназия противоречит общечеловеческим моральным принципам. Парламентарии указывают на то, что человек должен уходить из жизни естественным путем, и никто не имеет права вмешиваться в этот процесс, иначе он перейдет в категорию легальных убийц.

Как уже сообщали Regions.Ru, Комитет Совета Федерации по социальной политике направил в несколько научных медицинских институтов на консультацию документы и материалы для изучения проблем тяжелобольных и актуальности эвтаназии для России. Законопроекта, разрешающего эвтаназию, пока не существует. Однако его появление не исключается.

Так, глава Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Татьяна Дмитриева заявила, что отношение к такой инициативе у медиков их центра отрицательное. "Введение такого закона может позволить губить людей", - считает она.

Подобного мнения придерживается и замминистра здравоохранения и соцразвития Руслан Хальфин: "Наше общество, мягко говоря, не готово к принятию такого законопроекта. Его вряд ли примут".

Осуждают эвтаназию и представители духовенства, которые считают, что раз Бог дал человеку жизнь, то только он один может ее и забрать. Они подчеркивают, что, болезнь дается человеку во искуплении каких-то его грехов.

В то же время, правозащитники одобряют этот акт. В частности, глава Общества доказательной медицины Кирилл Данишевский заявил, что от неизлечимых заболеваний мучаются несколько миллионов россиян, а еще несколько сот тысяч уже не смогут вернуться к полноценной жизни из-за инвалидности. "Многие из них терпят невыносимую боль, потому что врачи не дают им достаточную дозу обезболивающих, а еще неадекватно оказывают психологическую поддержку. Желание человека уйти из жизни оправданно", - считает Данишевский.

Инициативу Совета Федерации поддерживает и глава общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Александр Саверский. "Распоряжаться своей жизнью - право каждого человека", - заявил он.

В поддержку эвтаназии в интервью REGIONS.RU/"Новости Федерации" высказался и заместитель председателя Комитета по законодательству Государственной Думы третьего созыва, адвокат московской коллегии адвокатов "Александр Добровольский и партнеры" Александр Федулов.

"С юридической точки зрения, закон, разрешающий эвтаназию, не только имеет право на существование, он просто необходим, поскольку обладает элементами гуманизма", - заявил он.

По мнению юриста, о "вредности эвтаназии могут говорить только здоровые и веселые люди, которые не в состоянии понять мучений смертельно больных людей, вынужденных преодолевать пронизывающие каждую клеточку ежесекундные боли". "И если бы противники этой процедуры вошли бы наконец в положение таких больных и их семей или, не дай Бог, испытали бы подобное на себе, тогда говорили бы по-другому", - добавил он.

В то же время адвокат убежден, что просьба об эвтаназии должна исходить только от самого больного и только сам больной должен производить необходимые для ухода из жизни манипуляции. И происходить этот акт должен в присутствии медработника, представителя прокуратуры и нотариуса. При этом человек должен быть в здравом состоянии.

Высказывался на эту тему в феврале текущего года на встрече с тюменскими студентами и председатель Совета Федерации Сергей Миронов. "У меня нет готового ответа на этот вопрос", - сказал Миронов, и привел примеры из собственной жизни, когда больной близкий человек просил облегчения, а с другой стороны, были и ситуации, когда обреченный человек боролся за жизнь до конца.

Спикер также рассказал, что недавно он приобрел для дочери книгу, в которой проблемы эвтаназии рассматриваются комплексно, с точки зрения медицинской, юридической, моральной.

Это уже не первая подобная инициатива российских законодателей. В ноябре 2006 года Комиссия по законодательству Мосгордумы обсудила проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ", касающийся эвтаназии. В данном проекте предлагалось ввести дополнительный пункт в 105-ю статью Уголовного кодекса, регламентирующую ответственность за убийство. Согласно этому пункту, врачам, которые помогли неизлечимого больному по его просьбе уйти из жизни, грозит срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок до трех лет.

Пока же статья 45 "Основ законодательства "Об охране здоровья граждан"" запрещает российским врачам "удовлетворять просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами". Лицо, которое осуществляет эвтаназию, "несет уголовную ответственность".

Однако негласная эвтаназия в России все же существует. По словам одного из бывших руководителей НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, принятие подобного закона "узаконит фактически существующее явление: случаи эвтаназии в России есть, но официально об этом никто не скажет, потому что это преступление".

В настоящее время умерщвление смертельно больных пациентов по их просьбе с 2001 года действует в Нидерландах, с 2002 года - в Бельгии. В 1998 году такой закон был принят в штате Орегон (США), а в Калифорнии он начал действовать еще с 1977 года.

В феврале 2007 года суд Швейцарии разрешил людям, страдающими тяжелыми психическими заболеваниями, добиваться права на эвтаназию. Лицам же, страдающим неизлечимыми болезнями, предполагающими летальный исход, эвтаназия в этой стране разрешена уже несколько лет.

Корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратилась к законодателям из верхней и нижней палат парламента, а также к представителям духовенства с просьбой прокомментировать актуальность эвтаназии для России.


"Мы не разрабатывали законопроект об эвтаназии, его текста не существует", - заявила председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в СФ от правительства республики Хакасия Валентина Петренко.

"Речь идет о том, чтобы изучить проблему эвтаназии, существующую в России", - отметила сенатор. "В наш комитет поступают многочисленные письма с обращениями больных людей, которые говорят, что в ряде стран Европы разрешена эвтаназия и ее следует ввести в России. Многие из них считают, что пробел в нашем законодательстве, касающийся эвтаназии, позволяет делать недопустимые вещи без всякой на то санкции закона",- подчеркнула В. Петренко.

Вместе с тем, отметила парламентарий, пока комитет лишь направил в ряд медицинских учреждений документы с целью изучения комплекса проблем тяжелобольных. "Мы предложили порассуждать на эту тему", - сказала глава комитета.

"Законопроект, который мы, возможно, потом разработаем, не обязательно скажет "да" эвтаназии, может, он напротив ужесточит соответствующее наказание. А если медицинское сообщество выступит против идеи введения эвтаназии в России, то законопроект и не будет разрабатываться", - заявила сенатор. "Мы лишь хотим предупредить общество самим обсуждением о том, что пока не существует закона об эвтаназии, невозможно предпринимать какие-либо действия в этом направлении", - заключила В.Петренко.


"Я являюсь категорическим противником эвтаназии", - заявил председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, представитель в СФ от администрации Эвенкийского АО Юрий Шарандин.

"Известны случаи, когда человек долгое время находился в коме, а потом приходил в себя", - отметил сенатор. Кроме того, продолжил он, "наука достигла такого уровня, что можно пересаживать человеку печень, почки, сердце другого человека, а значит, не за горами то время, когда многие считавшиеся неизлечимыми болезни можно будет вылечить".

Ключевыми в данном вопросе глава комитета считает морально-этические аспекты. "Может ли сам человек решать, жить ему дальше или нет? И кто будет приводить в исполнение решение об эвтаназии, кто будет убивать? На это ведь надо решиться", - подчеркнул парламентарий.

"Есть и еще один момент: парламентская ассамблея Совета Европы приняла категорическую резолюцию по эвтаназии, и хотя в некоторых странах Европы она разрешена, европейское сообщество в целом является противником эвтаназии", - заключил Ю.Шарандин.


"Наше общество еще не готово к разрешению эвтаназии ни психологически, ни в правовом отношении", - считает председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, представитель в СФ от правительства Удмуртской республики Виктор Шудегов.

"У нас в стране человеческий фактор играет зачастую роковую роль, а когда еще появится закон, дающий кому-то право лишить человека жизни, это может привести к трагическим последствиям", - подчеркнул сенатор.

По мнению главы комитета, проблема эвтаназии требует широкого обсуждения. "Эта проблема не проработана в нашем обществе, необходимо проводить парламентские слушания, круглые столы, обсуждать ее с гражданами", - убежден парламентарий. "Бывают разные случаи, когда эвтаназия, может быть, и необходима: если человек действительно страшно мучается от неизлечимой болезни, уход из жизни будет облегчением его страданий. Это вопрос очень непростой, затрагивающий моральные ценности, и его необходимо тщательно взвесить", - подытожил В.Шудегов.


"Я против самой идеи эвтаназии, на мой взгляд, она аморальна", - заявил председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, представитель в СФ от администрации Липецкой области Анатолий Лысков.

"Жизнь дается человеку один раз, каждому предназначен свой путь, и жизнь должна уходить естественным путем", - считает сенатор. По его мнению, "ни один человек не имеет право вмешиваться в этот процесс, иначе он очень легко перейдет в категорию легальных убийц".

"Кто может гарантировать, что не будет злоупотреблений? Такую возможность можно было бы обсуждать, если бы все общество было на сто процентов законопослушным, но такое невозможно", - подчеркнул парламентарий.

Исходя из общечеловеческих моральных принципов, такое явление как эвтаназия неприемлемо, убежден глава комитета. "Разрешить эвтаназию - это значит травмировать психику тех людей, которые вынуждены будут осуществлять ее, превратить их в палачей, не говоря уже о религиозных людях - верующий всегда откажется это делать", - заключил .Лысков.


Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Яковлева считает, что "в России общество не готово к введению эвтаназии, поскольку с ее узакониванием может возникнуть огромное поле для различных злоупотреблений". "У меня нет уверенности в том, что не найдутся те, кто захочет использовать эту процедуру для получения наследства или другой выгоды", - заявила она.

Депутат рассказала, что "во время работы главным врачом районной больницы, приходилось сталкиваться с ужасными случаями, когда люди страшно мучались от прогрессирующих заболеваний, например, онкологических. Те, кто были прикованы к постели, просили врачей избавить их от страданий. А сколько случаев было в медицинской практике, когда врачи выносили вердикт о том, что больной не проживет и несколько месяцев. Однако больной человек поправлялся и жил еще долгие годы".

"Сегодня больной, находящийся в тяжелой депрессии на фоне неизлечимого заболевания, может сказать: "Убейте меня", а завтра поменяет свое решение. А какой врач возьмет на себя ответственность лишить жизни человека?", - задалась вопросом председатель комитета.

Парламентарий подчеркнула, что "эвтаназия является сложным социальным явлением, которое имеет несколько аспектов: медицинский, юридический, религиозный, моральный и этический".

"Я не поддерживаю инициативу об использовании эвтаназии в России", - заключила Татьяна Яковлева.


"К эвтаназии наше общество действительно еще не готово, поэтому я разделяю позицию Минздрава", - заявил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Александр Чухраев.

Депутат отметил, что "эвтаназия предлагается тем, кто переживает мучительные и болевые ощущения. А сегодня можно обезболить любое болезненное состояние человека, потому как медицина развивается, и то, что вчера было невозможным, сегодня становится реальным". "В России стоит сосредоточить внимание на улучшении оказания медицинской помощи и уходом за больными, чтобы ни у кого не возникало желания применить эвтаназию", - убежден первый зампред комитета.

По мнению парламентария, "готовя этот закон, стоит подумать, кто будет проводить эвтаназию, потому что в России есть много моральных факторов, включая и религию, и историю, и обычаи РФ, которые необходимо учесть. Поэтому вопрос, связанный с узакониванием эвтаназии, надо рассматривать не только с медицинской точки зрения, но и с религиозной, и с юридической".

"Если бы мне предложили совершить такой акт, то я бы не смог этого сделать. Ведь есть же люди, которые рисуют без рук", - подытожил Александр Чухраев.


"Введение подобной практики в России вызовет большие злоупотребления со стороны врачей", - заявил заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Виктор Илюхин.

Конечно, продолжил парламентарий, "есть опасения, что количество умышленных убийств возрастет. Вспомнить только эти великие гонения за человеческими органами. А заявление от больного "об уходе из жизни" может быть написано в любом его состоянии, будь то даже наркотическое опьянение. Поэтому не тем занимаются наши коллеги из Совета Федерации. В России есть более важные дела". "Даже в тех случаях, когда обездоленные пожилые жители глубинок молят о смерти, идя по тому пути, который предлагает Валентина Петренко и другие члены Совета Федерации, проблему не решить", - подытожил Виктор Илюхин.


"Люди, которые выступают за эвтаназию, лишены сострадания и чувства любви к ближнему, поэтому ради своего душевного спокойствия они готовы на все", - заявил заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике Александр Крутов. "Это кощунственный законопроект, направленный на то, чтобы больные люди не маячили перед глазами здоровых", - добавил он.

Парламентарий отметил, что "предложение узаконить эвтаназию напоминает ситуацию, когда человеку говорят: "Давай, мы будем отрезать части от тебя. Сначала палец, потом руку, затем ногу и так далее. И в конце тебе отрежем голову. Ты согласен?". Поэтому узаконенная эвтаназия - это все равно что издевка над человеком и человеческой жизнью".

"Жизнь человеку дал Господь, и только он вправе отнять ее. Когда человек убивает другого, он нарушит закон Божий. К тому же мы отменили смертную казнь, как после этого можно сознательно убивать человека?", - задал вопрос депутат.

Конечно, продолжил зампред комитета, "человек может испытывать дикие болезненные ощущения, и его состояние может дойти до момента, когда жизнь ему не мила. Но и в этом случае другой человек не в праве лишать его жизни".

"Такие законы вместо того, чтобы воспитывать в обществе сострадание, милосердие и любовь к ближнему, приучают его к жестокости", - заключил Александр Крутов.


Противоположной точки зрения придерживается член Комитета Госдумы по безопасности Евгений Ройзман. "Если такой законопроект будет предложен, то я его поддержу", - заявил он.

В то же время парламентарий подчеркнул, что "если узаконят эвтаназию, то необходимо будет исключить все возможности злоупотреблений этой процедурой". "Это очень серьезный момент", - убежден Евгений Ройзман.

Представители духовенства относятся к данной процедуре традиционно отрицательно.


"Было бы разумным вынести данный вопрос на всенародное обсуждение. Хотя я более чем уверен в том, что истинные верующие, какой бы они религии ни придерживались, будут против эвтаназии. Поощрять убийство или самоубийство, молчать, когда по существу убивают человека, - это большой грех", - заявил REGIONS.RU/"Новости Федерации" заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Всеволод Чаплин.

"Может быть разумнее рассмотреть вопрос о случаях, когда пациент подключен к аппаратам искусственного дыхания долгие годы? Может быть его душа уже покинула бренное тело? Да и то, и в таких эпизодах возникают многочисленные вопросы: а какое мы имеем моральное право и на каком основании будем отправлять человека на тот свет? Эвтаназия ни к чему позитивному не приведет. Убийства не оправдываются", - заключил Всеволод Чаплин.


"Давать жизнь и забирать ее - это воля Всевышнего, а не простых смертных. Последние, подгоняемые благими намерениями, хотят якобы угодить смертельно больному, помочь ему, поддержать на смертном одре этой самой эвтаназией. Укол - и нет человека, нет проблемы: койко-место освободилось!", - с горькой иронией отметил Альфрид-хазрат Мустафин (Казыятское управление мусульман Свердловской области).

"Меня удивляет, как мы боимся показать обществу его язвы. У нас столько покинутых, брошенных детей, зависимых от наркотиков людей. А добрые дяди в высоких кабинетах говорят: "Нет-нет, у нас нет такого количества детей без отцов и матерей!", "Нет-нет, у нас нет такого количества наркоманов!". Типа, дудки все это - официальные данные", - продолжил Альфрид-хазрат Мустафин.

"У нас большое количество больных людей. Но вы сначала спросите их - так ли необходима им эта эвтаназия?", - задался вопросом интервьюируемый и продолжил: "Мое мнение: им надоело глядеть в потолок, терпеть уколы, просить медсестру принести утку, потому что нет никого рядом, кто мог бы сказать доброе слово. Они одиноки не от боли, а от одиночества".

"Часто говорят о том, что эвтаназия поможет преодолеть боль. А кто может знать, что на самом деле есть боль. Может быть, это испытание или искупление грехов", - подытожил представитель ислама.


17.04.2007
http://www.kroutov.ru/content/press79.shtml

Док. 337846
Перв. публик.: 17.04.07
Последн. ред.: 14.07.07
Число обращений: 498

  • Крутов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``