В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ударим законом по национальности преступника! Вдруг исправится? Назад
Ударим законом по национальности преступника! Вдруг исправится?
Вполне вероятно, что через некоторое время в российских электронных СМИ мы будем читать новости следующего содержания: "Накануне в (пии-иип!) городе N организованная группа мирных носато-волосатых джигитов (пии-иип!) национальности с криками "режь (пии-иип!) свиней!" убила двух и покалечила девятерых (пии-иип!) молодых людей... Среди нападавших (пии-иип!) джигитов пострадавших нет.

Накануне в Госдуму был внесен законопроект, запрещающий использовать в СМИ и компьютерных сетях сведения о национальности и религиозной принадлежности потерпевших и правонарушителей.

Судьба этого законопроекта, родившегося в недрах Мосгордумы, представляется весьма благостной - тем паче, что глава единороссов Борис Грызлов уже публично выразил ему полный "одобрямс".

По его словам, не стоит лишний раз в суде напоминать о том, какой национальности преступник. "В перспективе надо переходить к пониманию, что наша национальность - россияне. Чем реже мы будет употреблять в конкретных вопросах национальность - тем лучше".

Само собой, тут же свою полную поддержку законопроекту выказали и правозащитники-либералы из числа наиболее одиозных. Так, Людмила Алексеева, руководитель Московской Хельсинкской группы (та самая, которая всеми силами стремилась к кровопролитию во время "Русского марша"), считает, что такой закон принесет пользу. "Какая разница, какой национальности преступник ", - сказала Алексеева.

А вслед за ними и большинство парламентариев приветствовало появление законопроекта.

Более того, они считают, что такой закон надо было принимать еще в начале 90-х годов. Мол, в многонациональной стране вообще нельзя постоянно упоминать и выделять определенные национальности.

Вопреки действительности

Может, оно и вправду так. Может, и - нельзя выделять. Только что делать с тем фактом, что эти самые "определенные национальности" посредством своих отдельных представителей регулярно, раз за разом сами "выделяются" переступая через все допустимые не только законом - элементарными правилами нормального человеческого общежития - рамки?

Вот живут, к примеру, в Москве грузинские воры в законе. (Понятно, вся нация не может быть ворами. Но, как-то вот так получилось, что Грузия произвела воров для столицы больше всех - такая интересная национальная особенность) В настоящий момент в Грузии ворам делать нечего, потому что там нечего воровать. И поэтому грузинские воры воруют в России. Но отныне, получается, что об этом упоминать будет уже нельзя.

Более того. В перестройку картина вырисовывалась ужасающая: чуть ли не до двух третей преступлений в мегаполисах совершали выходцы с Кавказа. И тогда было запрещено публиковать подобные данные в СМИ - дабы не разжигать в обществе националистических настроений. И в России подобные сведения не публиковали. И сегодня в России по-прежнему эти данные озвучивать не принято - во избежание. У нас ведь многонациональная страна, и конфликты нам не нужны.

Это за ближайшими границами поливать русских помоями - сегодня очень модно. А у нас сам факт упоминания об этнической ОПГ - не что иное, как "русский фашизм".

Между тем:

В конце прошлого года глава МВД Рашид Нургалиев озвучил статистику, согласно которой количество совершенных иностранцами преступлений за последние пятнадцать лет возросло в сто тридцать раз. В 2006 году, по словам министра, иностранцами на территории России совершено 46 тысяч преступлений, что в четыре раза превышает количество преступлений, совершенных россиянами в отношении иностранцев.

Сам по себе счет "4:1" во взаимных правонарушениях зарубежных гостей и аборигенов выглядит куда как неслабо. И можно ожидать, что "неудобные" данные в случае принятия нового закона будут прятать подальше от глаз неразумной публики, под гриф "Для служебного пользования". Мол, мало ли что русские фашисты подумают про какой-нибудь маленький, но очень гордый народ, представители которого убивают и грабят граждан России?

Только, по логике, тогда надо бы еще запретить и фамилии преступников называть. Потому что многие граждане с "нацистскими наклонностями" могут догадаться о национальности преступника по фамилии. Ну, а если быть до конца последовательными, то лучше вообще СМИ запретить говорить о преступности - чего зря людей расстраивать!

И только некоторые законодатели осторожно отмечают, что если стыдливо прятать сведения о национальности, то национальной розни меньше от этого не станет. Так, у заместителя председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Александра Чуева этот законопроект вызывает противоречивые чувства.

"С одной стороны, идея неплохая. Но, с другой, если прятать сведения о национальности, то национальной розни меньше не станет", - заявил он. Более того, "таким образом, национальные проблемы мы будем заталкивать вглубь", - добавил депутат.

Парламентарий полагает, что авторы документа, требуя не упоминать национальности потерпевших и преступников, косвенно признают неравенство между людьми. "Почему нельзя говорить о национальности потерпевшего? Он что, какой-то неполноценный, не такой, как все?", - удивляется зампред комитета.

Следовательно, подытожил Александр Чуев, "посыл законопроекта правильный, только исполнение неверно".

Вопреки здравому смыслу

Ну, как же - ведь нам это все до тошноты, до скрежета зубовного привычно и знакомо. Ведь мы помним, что задумка пенсионной реформы была, в принципе, хорошей. Только исполнение оказалось почему-то провальным, если не сказать - вредительским. И монетизация льгот, как мы помним, вещь была очень даже полезная и всем выгодная... Только вот народ отчего-то взбунтовался, лекарств для онкобольных и диабетиков в аптеках сегодня нет, а господин Зурабов накануне изумленно поведал, что денег на все эти дела надо в разы больше, чем требовалось ранее - до начала всего этого социального ПЕРЕТРЯСА. Скромно, кстати, заметив, что наказывать за все это откровенное вредительство, вообще-то, и некого.

И так нам втюхивают раз за разом: прямо по обреченной навсегда остаться в веках фразе Черномырдина "Хотели как лучше, а получилось как всегда". Только - теперь уже с добавлением гениальной по своей наглости зурабовской ремарки.

Так может, вместо того, чтобы в очередной раз зажимать рот СМИ, российские политики хоть в этом конкретном случае ЗАРАНЕЕ задумаются о том, стоит ли кидаться во все тяжкие, не просчитав хотя бы очевидные последствия? Стоит ли, не зная броду, в воду лезть?

Тем более, что уже сегодня, по здравому размышлению, очевидно, что вносимый законопроект следует прямо назвать не только сомнительным, но - бессмысленным по самой своей сути.

Ведь любой, хоть мало-мальски отслеживающий нынешнее российское информпространство, не может не отметить тот устоявшийся, по сути, факт, что большинство разноформатных СМИ сегодня и без того все более и более упрямо замалчивают все возрастающее число преступлений, так или иначе связанных с межнациональной рознью. А при невозможности прямого замалчивания - уничижая сам факт такого "неполиткорректного" злодеяния, стыдливо стремясь свести произошедшее в очередном российском городе к банальной "бытовухе".

Впрочем, и здесь наблюдается заметная невооруженным взглядом разноголосица - и в первую очередь это касается СМИ, в той или иной степени позиционирующих себя как "либеральные". Одно дело, когда приезжий с Кавказа или из каких-либо иных регионов насмерть порежет местного парня (или двух, или трех): тут все ясно, очевидная "бытовуха, не имеющая никакого отношения к межэтническим разборкам", налицо. Дело-то ведь в общем, житейское. Разве не ясно, мол, что очередная драма с летальным исходом произошла из-за девушки, которую "не поделили", или - на фоне чрезмерного потребления алкоголя (естественно, тем самым парнем, кого зарезали). Зато когда, не дай Бог, условно говоря "таджикскую девочку в синагоге убили" - вся "политкорректность" тут же забывается напрочь, и в ход идут гневные тезисы о ксенофобии, "русском фашизме" и "великодержавном шовинизме". С обязательным ритуально-гневным требованиям к властям дать отпор надвигающейся "коричневой угрозе".

Практически так же, по-страусиному пряча голову в песок, действует сегодня и власть. Как ни пристают к прокурорским и милицейским начальникам всякий раз, когда на улицах Москвы, Питера, Воронежа или какого-нибудь другого российского города происходит убийство или зверское избиение представителей одной национальности представителем другой, в подавляющем большинстве случаев официальные органы выцеживают лишь казенную формулировку: "Изучается вопрос о возбуждении уголовного дела по признакам хулиганства".

Вопреки Конституции

Президент Международного фонда славянской письменности и культуры, депутат Госдумы, Александр Крутов отметил, что "Поправки, предложенные Мосгордумой к закону о СМИ прежде всего, нарушают конституционные права граждан. В 29-ой статье Конституции говорится, что каждый имеет право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом. А инициаторы поправки ставят под сомнение эту статью основного закона".

Он назвал ошибочным мнение о том, что подобная поправка реально поможет борьбе с экстремизмом. "Это желание затушевать объективно существующие сегодня в нашем обществе национальные проблемы", - сказал он. "Невозможно отрицать существование в России этнической преступности и этнической мафии. Каждый народ должен знать своих преступников, тех людей, которые нарушают закон, и принимать к ним определенные меры. Если же мы будем скрывать, что любого преступника и у любой жертвы есть своя национальность, если не будем сообщать об этом гражданам, то тем самым мы просто окажем подобной преступности помощь и никогда не разрешим ситуацию", - считает депутат.

Самое примечательное в проекте закона, внесенном столичным парламентом в Государственную думу, это то, что дополнить предлагается именно статью 4 закона "О СМИ", ту самую, единственную, за нарушение которой полагается высшая мера наказания - прекращение выпуска средства массовой информации. В этой статье перечисляются наиболее грубые, брутальные виды злоупотребления свободой массовой информации: использование СМИ в целях совершения преступлений, для разглашения государственной тайны, для призыва к осуществлению террористической деятельности, для распространения экстремистских материалов, для пропаганды наркотиков. Если теперь сюда добавится запрет на указание национальности, то получится, что обычная заметка равносильна призыву к мятежу и в этом качестве достаточна для закрытия газеты. Ясно, что в нынешних условиях подобное правило может оказаться очень удобным поводом для расправы с неугодными изданиями.

Cегодня и так уже пресловутая статья 4 закона "О СМИ" разбухла до неузнаваемости. Теперь предлагается дополнить ее еще одним сомнительным запретом. Для чего? Чтобы информационным кляпом "закупорить" сферу межнациональных отношений и ждать, пока все там как-нибудь рассосется? Нет господа, не рассосется. Бороться с этим можно только всем миром. Не затыкая ушей и не смеживая век.

Вопреки международной практике

При этом никто не спорит, что проблема, которую вознамерились решить столичные парламентарии, реально существует - и не только у нас в стране. И во всем мире в кодексах профессиональной этики журналистов записано: уважайте личность того, о ком вы пишете, не акцентируйте внимание на поле, расовой и национальной принадлежности человека, его религиозных убеждениях, сексуальной ориентации. Но при этом всегда делается исключение: "При публикации материалов о преступлениях принадлежность подозреваемого или преступника к какому-либо религиозному, этническому или иному меньшинству упоминается лишь в том случае, если есть основания считать, что это содействует лучшему пониманию описываемых обстоятельств дела..." (статья 12.1 германского Кодекса прессы "Принципы публицистики"). Вот в чем суть исключения: если без упоминания национальности невозможно понять реальную картину преступления, если на самом деле били не по паспорту, а по морде. Отсюда следует, что общество вправе знать правду о преступлениях, совершаемых на национальной почве, чтобы противостоять этому социальному злу.

Повторюсь, сегодняшние реалии российской журналистики, равно как и устоявшиеся негласные принципы поведения властей УЖЕ ПРЕДУСМАТРИВАЮТ общепринятые западноевропейские нормы. Более того (особенно в случаях, когда жертвой оказывается кто-либо из числа местных жителей) и пресса и власть ведет себя гораздо более стыдливо или, если хотите - пугливо, чем их западные коллеги.

Что же на этом фоне предлагает Мосгордума? Полный запрет - и никаких исключений! Шаг влево, шаг вправо - закрытие газет, журналов, информационных агентств, радиостанций. Впрочем, как сказано в пояснительной записке к законопроекту, "указание национальности в ходе освещения деятельности правоохранительных органов без достаточного на то основания может рассматриваться как недостоверная информация и нарушение конституционных прав граждан".

Очень примечательная формулировочка: в ней есть то, чего нет в тексте законопроекта, а именно - ссылка на отсутствие "достаточного на то основания".

Действительно, если в трамвае карманник Кирпич украл кошелек у зазевавшейся гражданки, то, пожалуй, действительно нет особых оснований указывать их национальность в газетной заметке. Даже, если она у них разная. Напротив, в сообщениях об убийстве таджикской девочки или о резне в Кондопоге журналист просто обязан сказать всю правду - в том числе об этнической принадлежности организованной группы бандитов-убийц и их жертв. Обязан - как лицо, выполняющее общественный долг (именно так определяет журналиста статья 49 закона "О СМИ").

Но как раз это и предполагается запретить согласно тексту законопроекта.

*****

Наконец, бессмысленность предлагаемой поправки очевидна и в том, что на практике ее будет легко обойти. Скажем, вместо "чеченец" достаточно будет написать "уроженец Ачхой-Мартана", вместо "китаец" - "приезжий из Китая"... Да мало ли: "велик и могуч русский язык - трудно держать за зубами". Следовательно, результат от такой новеллы в законодательстве будет не больше, чем от требования Росрегистрации не упоминать НБП: сторонников этой запрещенной организации теперь именуют в прессе не членами НБП, а просто нацболами или лимоновцами. Вот и выходит, что число упоминаний в СМИ зависит не от того, разрешена к употреблению аббревиатура или нет, а от количества создаваемых ими информационных поводов.

А уж то, что сами представители "определенных национальностей" в России сегодня регулярно, беспардонно и нагло "создают информационные поводы" - факт бесспорный (см. статистику Рашида Нургалиева).

P.S. Утверждать, что сегодняшнее российское общество абсолютно здорово в плане межнациональных отношений - значит утверждать заведомый бред. Но если у больного наблюдается жар, если его лицо горит нездоровым румянцем, если больной ощущает сильную слабость, то есть имеет все признаки гриппа, то этот больной нуждается в лечении - для того, чтобы от вредоносных бацилл в своем организме очиститься. А уж никак не в том, чтобы врач сломал градусник, намазал ему щеки пудрой, запретил жаловаться на болезнь и бодро отрапортовал в больничном листе: "здоров".

Хотя бы потому, что такие действия врача квалифицируются как должностное преступление.

21.03.2007
http://www.kroutov.ru/content/press72.shtml

Док. 337834
Перв. публик.: 21.03.07
Последн. ред.: 14.07.07
Число обращений: 443

  • Крутов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``