В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Взгляд по лимиту. Назад
Взгляд по лимиту.
Подавляющее большинство живущих в нашей стране считает себя православными людьми, в русские себя определяют около 80% населения. В связи с этим давно и остро встала проблема организации телевещания, соответствующего культурным потребностям этой, как говорили когда-то, становой составляющей российского народа. Идёт потеря самоидентификации. Теряются фундаментальные источники саморазвития. А это, в свою очередь, грозит обернуться осуществлением двух сценариев, оба из которых означают гибель страны вместе со всеми населяющими её нациями и народностями. Первый вариант - тотальный уход русских с исторической арены и последующий распад РФ с поглощением частей недружественными соседями. Второй - "сваливание" непросвещённого русского этноса в тьму нацизма, как в исступление, в иррациональную крайность исторического гиганта, подведённого к черте небытия.

Весь вопрос в том, хотим ли мы этого? Я лично нет. Если не хотим, то надо делать всё для того, чтобы как можно большее количество людей и как можно скорее получило доступ к азам национальной культуры, к воззрениям лучших представителей современной русской интеллигенции (писателей, учёных, философов), к религиозному просвещению. На данный момент не известно средства лучшего, чем ТВ для обеспечения доступности и популярности здоровых национально-религиозных чувств, уводящих народ от апатии, ущербности и последующих ксенофобии и агрессии. Более того, телевидение могло бы стать ареной широкой дискуссии о векторе нашего дальнейшего развития, об искомой "национальной идее".

Пока же вместо этого мы вынуждены видеть на экранах словесные "дуэли" по поводу выходки артиста Киркорова. Спор в последней передаче НТВ "К барьеру" между пианистом Николаем Петровым и представителем шоу-бизнеса Бари Алибасовым вёлся на следующем уровне. Н. Петров: "Я понимаю вашу любовь к этой части тела (обсуждалась та часть, что пониже спины)". Телекритик Ирина Петровская из зала: "Я вот в одной газете видела на фото, как Бари Каримович спустил плавки и показывал журналистке". Н. Петров: "Для меня такое поведение немыслимо".

Б. Алибасов: "Я думаю, это малоприятное зрелище в вашем исполнении". А речь-то меж тем вроде велась о культуре, о падении нравов.

Что это? Нарочито демонстрируемый телевидением "пофигизм"? Или осмысленное низведение общего культурного уровня ко всё более и более низким степеням? И каждый раз массовый зритель отходит от экрана всё более опустошенным, всё более, если угодно, одичавшим. "А что, - думает он, - им, маститым, можно, а мне нельзя?"

Таков контекст ТВ. Поэтому особенно пристально стоит остановиться на тех телеплощадках, которые обозначены как трансляторы религиозных и национально-культурных ценностей. Если говорить о русской культуре, то на самом деле подобная площадка имеется только одна - программа "Русский взгляд" (3-й канал "Московия"). Поэтому придётся говорить о ней, так как иных объектов для обсуждения пока просто не существует.

Начнём с того, что передача Ивана Демидова возникла не на пустом месте. Она заняла эфирное время, прежде занимавшееся "Русским домом" Александра Крутова. Все 90-е годы Крутов стоически выпускал свой тележурнал, снискав уважение и любовь зрителей Московского региона. Добился высоких рейтингов верностью избранной позиции, собственным неравнодушием к теме. По отзывам многих заинтересованных людей, "Русский дом" служил им единственной телевизионной "форточкой", через которую можно было почувствовать дыхание реальной России. Соприкоснуться как с её величием, так и с болями.

Передача имела неповторимый стиль, многих поклонников, распространяла идеи просвещённого патриотизма. Всё это перекрывало в глазах зрителя недостатки, возникавшие, как очевидно, из-за скудного финансирования. Поэтому совершенно непонятно, почему понадобилось её закрывать. Почему нельзя было предоставить тому же Демидову своё место в эфирной сетке и дать свободу для творчества.

Получилось же совсем некрасиво. "Русский взгляд" эксплуатирует рейтинговый успех предшественника. Его ведущий объективно лишён возможности создавать нечто своеобразное. Зажатый неким форматом, кроме того, он вынужден действовать с постоянной оглядкой на крутовскую аудиторию.

Создаётся такое ощущение, что на нынешнем российском ТВ вещание, посвящённое "русскому вопросу", допустимо лишь в рамках строго отведённого регламента. Есть лимит (менее одного часа в неделю и то не на центральном канале), и хватит. Хотите создать нечто новое? Пожалуйста, но только прежде закройте уже действующее.

Отсюда передача не только не стала "ещё одним цветом" на палитре русского телевещания, но и не может выпутаться из периферийности, мелкотравчатости многих поднимаемых в ней тем. То, что было органично присуще "Русскому дому" - хроники жизни православных семей, зарисовки из церковной, монастырской жизни, краеведческие и паломнические репортажи, - в демидовском исполнении не смотрится. Телезритель ждёт от него, как от парня энергичного и молодого, пульсации современной трагической русской жизни. Новой эстетики. Новых творческих подходов в осмыслении Веры, в телемиссионерстве. Сопряжения духовных вопросов с проблемами сегодняшнего дня. Диалога с традиционными конфессиями России и в первую очередь с исламом.

Может быть, конечно, Демидов ещё, что называется, "не дорос" до ведения столь серьёзной, столь ко многому обязывающей программы? Не буду скрывать - от многих приходилось слышать недоуменные комментарии. Не секрет и то, что за ведущим до сих пор тянется шлейф эмоций, связанный с тем этапом в его телекарьере, когда он был "рулевым" "МУЗОБОЗа".

Правда, потом был период, когда Демидов вёл на ТВ-6 религиозную передачу. Никогда не стоит отказывать любому человеку в возможности и способности искреннего изменения духовных ориентиров. Другое дело, насколько он вжился в новую для себя систему координат. Насколько глубоко его понимание. А что ещё более важно, насколько он способен отразить воспринятые убеждения в своей профессиональной деятельности. Смотря по воскресеньям "Русский взгляд", приходишь к выводу, что как раз с этим у Ивана возникают загвоздки. Проект существует уже более полугода, но единой концепции до сих пор не видно.

Высказывания политиков, перехваченные на бегу, торопливое проговаривание событий недели аналитиком Добровым, обрывки проповеди, куцый сюжет о событиях мира искусства; снятый Толокновым репортаж в парфёновской манере, из которого порой трудно понять что к чему. Все это часто перемежается умильными, а вместе с тем не вполне основательными кадрами. Как это было, например, в последней программе, когда довольно сырой материал из Мурома о святых Петре и Февронии дополнила откровенно любительская съёмка чьей-то свадьбы.

В результате невозможно "зацепиться" всерьёз ни за одну из предлагаемых тем. Перед телезрителем быстренько проносится благостный калейдоскопчик в усреднённом стиле "хохлома-палех-гжель".

Неужели нельзя системно приглашать в студию значимых, знающих людей. Которые, наконец, в свободном режиме, не понукаемые Познером или Сванидзе могли бы пообщаться с аудиторией? Неужели в России нет катастрофических тенденций, о чём и должны быть глубокие, "болевые" репортажи? Когда многоаспектно гибнет великий народ уже не до парфёновщины со всем этим дёрганьем и хмыканьем. Неужели среди православных священников нет выдающихся пастырей, чьё живое и совестливое слово можно донести до деградирующего духовно населения? А вместо этого нам предлагаются весьма спорные, не до конца продуманные и отдающие начётничеством суждения о том, что, мол, книга М. Булгакова "Мастер и Маргарита" - "кощунство над Евангелием". Книга, которая многих подружила с Христом, указала на пути падения, на ложь блеска тех масок, что носит нечистая сила.

Наверное, многие из моих претензий, предъявленных "Русскому взгляду", максималистичны. Но что делать, когда приходится фокусироваться на единственном в своём роде объекте. Просто очень обидно, когда поистине драгоценное эфирное время тратится лениво, не творчески, впустую. К примеру, сразу в двух недавних выпусках прошли сомнительные как по качеству, так и по содержанию зарисовки о "блатной песне", с подробным рассказом в них о некоем певце-зэке Расписном. Он, я верю, неплохой человек, попавший "в обстоятельства". Ну, дай ему Бог, пусть поёт свои песни. Но "русский шансон" и "русская идея", согласитесь, отстоят друг от друга далековато. Да и трагическая тема русских ЗК, верхушечно затронутая, тоже осталась нераскрытой...

Прошу создателей "Русского взгляда" конструктивно воспринять критику. Задача не в том, чтобы огульно ругать Демидова или призывать вернуть на его место Крутова. Понятно, что в рамках одного часа в неделю физически невозможно отразить океан русской жизни. Задача в том, чтобы в эфире, на центральных каналах появились передачи русской направленности. А уж как они будут конкурировать в области форм, идей, концепций - их дело. Если же государство не поймёт потребности в национально-просветительском вещании, то очень скоро оно столкнётся с толпой необузданных варваров в лице своих подданных. И куда шарахнется эта слепая толпа, можно только гадать.

Литературная газета, No28
20.07.2004
http://www.kroutov.ru/content/press8.shtml

Док. 337710
Перв. публик.: 20.07.04
Последн. ред.: 13.07.07
Число обращений: 409

  • Крутов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``