В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Взгляд` и нечто. Назад
`Взгляд` и нечто.
Вот уже почти год телезрителям предлагают скучнейший плагиат вместо живой дискуссионной передачи

Зрители "Русского Дома" - как болельщики передачи с 1992 года, так и ее идейные противники, - не видели "Дом" вместе с ведущим Александром Крутовым с октября 2003 года - года парламентских выборов и начала президентской гонки. Вместо "Дома" перед изумленными телезрителями в означенный день и час явилось нечто под названием "Русский взгляд" с ведущим Иваном Демидовым, первое явление которого потрясенному народу "освятил" своим присутствием и комментарием Михаил Леонтьев (видимо, только на свои силы ведущий справедливо не расcчитывал). Как в знаменитой сказке Шварца, Иван Демидов чувствовал себя вполне уверенно на чужом троне (согласитесь, глупо вести себя иначе, когда есть поддержка руководства) - и было видно, что он смелый человек, не боится обвинений в плагиате, а также знаменитого заклинания вроде: "Тень, знай свое место!"

В результате этой людоедской операции над живой, конкретной, хотя и не бесспорной передачи "Русский дом" (со своей выстраданной концепцией и со своей многолетней аудиторией), нас, телезрителей, вот уже 9 месяцев (почти год!) кормят суррогатом и явно трансгенным продуктом, генетика которого изменена насильственно и грубо. В результате вместо настоящего мы получили ПСЕВДО - псевдопередачу о псевдорусских проблемах с псевдо-имперской изобразительной подачей и риторикой. Будь этот гомункулюс хотя бы отдаленно похож на живого человека, живущего среди людей, зрители бы, может быть, и смирились с отсутствием "маргинала" Крутова, но ужасающая скука и абсолютная беспроблемность (согласитесь, в наше время надо уметь именно т а к изображать действительность) постоянно мешает спокойному восприятию вышеозначенного "Взгляда". Это действо я про себя называю "мутный русский взгляд", хотя г-н Демидов смотрит на зрителя пугающе светло и нагло. Вот и зрители российские пишут во все инстанции, включая российский парламент, и спрашивают безответно: куда дели Крутова? Где "Русский дом", на строительство которого в людских душах и умах ушло столько сил, времени и душевной энергетики? Но вместо настоящего ДОМА нам с постоянной наглостью нового русского является некий фешенебельный котеджик, появившейся, как это принято сейчас в самой действительности, на месте разгромленного и обжитого жилища.

Правда, прорыв блокадного кольца внезапно совершился в конце января этого года, в Татьянин день - не иначе как мученица Татиана строго поговорила с генеральной дирекцией канала "Московия". В это день перед зрителями внезапно появился "Русский дом" с ведущим Александром Крутовым, за что Крутов, уже в качестве депутата Госдумы РФ, вел долгую изнурительную борьбу, получая от руководства, по его словам, весьма неконкретные отговорки, почему не нужен на экране "Русский дом" и почему вдруг остро необходим "Русский взгляд". После чего "Дом" опять закрыли, а вновь возникший Демидов, как и подобает Тени, уверенно сказал одураченным зрителям сразу же после крутовского броска: "Встретимся на следующей неделе". И вот - встречаемся до сих пор, без обоюдной любви, в ожидании следующего логичного шага "Московии": "Любовь без радости была - разлука будет без печали". Зрители согласны на разлуку с Демидовым и требуют вернуть Крутова - значит, надо уважить. Но, следуя другой сегодняшней логике, как раз Крутова и надо убрать с экрана, как все настоящее.

Первоначально формальным поводом для такого изгнания (как оказалось, всерьез и надолго) стали парламентские выборы и "законное" отстранение Александра Николаевича Крутова и его творческого коллектива ( о чем ,разумеется, ни в каком законе не сказано) от эфира. Причина же, как можно догадаться, была в том, что именно Александр Николаевич "позволял себе" говорить о разных аспектах "русского вопроса" задолго до того, как вышеназванный вопрос стал модным атрибутом официального патриотизма . При всех претензиях, которые можно было бы, как и к любой творческой передаче, предъявить "Русскому дому", надо воздать должное подвижнической (и часто небезопасной) работе этой команды - "Русский дом" всегда конкретно, не растекаясь мыслью по древу, говорил о таких проблемах, как защита прав наших соотечественников (не только за рубежом, но и внутри самой России), этническая преступность (представители которой откровенно захватывают рычаги исполнительной и законодательной власти прежде всего в российских регионах), социальные и духовные проблемы русского народа (который, кстати сказать, является и основным налогоплательщиком в стране, т.к. русские составляют более 80 процентов населения России).

Поскольку просто закрыть "Русский дом", повесив на двери амбарный замок, было бы не очень прилично ( хотя вряд ли этикет был главной заботой генеральной дирекции телеканала "Московия"), в начальственных верхах решено было, как это практикуется на выборах для запутывания электората соперника, выпустить на арену псевдоблизнеца ( такого же, но без крыльев ). Так в телевизионной сетке вместо "Русского дома", на том же месте и в тот же час, показался известный "музобозник" Иван Демидов, ставший вдруг скоропостижным патриотом. И можно было бы поверить в некое просветление (сам Демидов постоянно говорит о том, что он верующий, беззастенчиво спекулируя на этой саморекламе, что истинно верующего человека должно было бы остановить), если б все передачи не были отмечены непереносимой фригидностью и скукой. Перед нами, собственно говоря, церковно - приходской вестник вместо живой жизни, религиозный календарь вместо живой и больной хроники настоящего времени, а дабы зрители не очень роптали, эту скуку и неприличие освящают своим участием известные люди, вроде Николая Бурляева, которым уж точно известно, чем ДОМ отличается от взгляда.

Это, кстати сказать, хороший повод задуматься о "солидарности патриотических сил", каковой солидарности на деле - увы! - не существует: Александру Крутову в его одиночной борьбе за НАСТОЯЩЕЕ пока никто не помог - ни коллеги-депутаты, ни Русская Православная Церковь, для которой как раз его передача была родным домом, ни какие - либо другие прогрессивные силы. Ситуация лично мне, как журналисту, который в течение почти 14 лет в разных изданиях ("Независимая газета", "Литературная газета" и др.) занимается проблематикой "русского вопроса", очень хорошо знакома: как только тебя под любыми предлогами начинают "вытеснять" с этой территории (а нечего русскими заниматься! И других делов хватает!), так все восторги патриотов, имевших, кстати сказать, свою трибуну на этой территории, не ими завоеванной, немедленно кончаются, а о какой-либо помощи и думать не моги. Народ - да, он за тебя всей душой, он готов с вилами пойти на обидчиков, но их никакими вилами не достанешь, а истинно национальной прессы, где без тяжких последствий для своей карьеры и просто журналистской деятельности можно было бы спокойно (без лжепатриотических истерик) разрабатывать "русский вопрос", у нас в России нет. Фактически любой серьезный разговор о русских как о титульной нации страны, государственно-образующей нации для всех народов России, русском зарубежье грозит лично тебе "волчьим билетом", хотя у нас на дворе вроде расцвет демократии: пусть, дескать, цветут сто цветов! На деле же разного калибра безопасные для власти "музобозники" совершенно беспардонно чужие цветы, превращая их в тоскливую жвачку. В этом, видимо, и состоит их стратегическая роль, чтобы все, что так или иначе связано с национальными интересами России, превращать в страшную тоску.

Фирменная фишка Демидова в том и состоит, чтобы и серьезные проблемы (например, гибель замороженного военным начальством солдата) подавать с должным изяществом - так, чтобы и трагедия уже, в сущности, и не казалась трагедией, и само начальство было много довольно псевдопроблемностью. Что же касается какой -либо дискуссионности - "Русский дом" своими сюжетами постоянно "держал" внимание зрителей, вызывая желание не только соглашаться, но и спорить, - то она даже не ночевала, как тучка золотая, в передачах г-на Демидова : респектабельная скука (вместе с респектабельным "имперским" изобразительным рядом) уже по определению избавляет любого зрителя от какого-либо мыслительного процесса при нечеловеческом избытке "лепоты" и фальшивой благостности. Даже воскресная проповедь (особенно с сомнительным экстраполированием духовного смирения перед Богом в сферу политического "смирения" страны, что равносильно ее самоуничтожению) с доставкой на дом "для тех, кто не успел пойти сегодня в церковь", напоминает этакий духовный американский фаст-фуд с его принципом: давай сделаем это по - быстрому. Воскресные проповеди во "Взгляде" резво подаются под занавес, дабы их столь же быстро проглотили, не усвоив. Если так пойдет дальше, а никаких препятствий этой профанации не предвидится, то и россияне скоро начнут относиться к Богу столь же утилитарно, как американцы: помолился по-быстрому - и поломанная стиральная машина сразу заработала, еще раз помолился - и выиграл супер-приз, и т. д. Разве что российский зритель от этого суррогата взвоет, как от новогоднего шабаша нашей попсы, и потребует вернуть на экран настоящий ДОМ вместо фальшивого в з г л я д а. Но пока нами правит попса -и в политике, и в жизни, и в культуре.

Однако начальство "Московии", судя по всему, попсы не боится. Так что открытым остается вопрос, кто скажет нахрапистому гомункулюсу: "Тень, знай свое место!". Хотя от возвращения на телеэкран "Русского дома" выиграли бы, как ни парадоксально это звучит, и противники Крутова - с кем им еще спорить, оттачивая свои перья? С кем устраивать дискуссии во всех средствах массовоой информации, убеждая читателей в недопустимости "религиозного воспитания в школах" и наступлении государственной религии на государственное образование? Даже если начальство "Московии", в отличие от тысяч телезрителей, "не любит" Крутова, оно должно было его всячески лелеят,ь как основателя боксерского ринга, ибо лучше на телевидении умереть от драки (идеологической), чем от скуки.

Видимо, непереносимая скука "Русского взгляда" и была главной военной тайной при уничтожении противника - ведь человек, в том числе и телезритель, слаб и может перенести все, кроме скуки и зубной боли.

Но, с другой стороны, патриотом, в сущности, может быть каждый, притом легко, если некая партия или начальство скажет: надо, Вань! Все равно как в советское время: сегодня, друг, ты занимаешься баней, завтра - сельским хозяйством, а уж послезавтра, прости, но бросаем тебя на музобоз культуры! Справился с разрушением оной не хуже Швыдкого - молодец, тогда тебе, в противовес "маргиналам", доверим тебе супермодное патриотическое воспитание. Но в дозах!

При этом в этот демидовский котел, вопреки логике, эстетике и тем же дозам, как в некую идеологическую пиццу, бросается все "до кучи", что ни есть вокруг, и все это с простодушной беспардонностью почему-то называется "русским взглядом": официальная хроника? проблемы в армии? кинематограф? паломники? исторические даты? Все - сгодится! Оказывается, при желании буквально все можно подверстать под "русскую национальную идею", - с тем, чтобы от нее, проклятой, и духу больше не было! И модненько, и официоз представлен в должном обрамлении патриотизма, и все вроде как у людей. Как в нормальном "Доме" и... все не так, ребята! Жить в этом неприличном строении нельзя. Не впрок идет украденное у других.

Почти девять месяцев "Русский взгляд" на экране заменяет "Русский дом", но все никак не может от него родиться ничего настоящего. Не может по определению: ДОМ - это нечто вещественное, даже на ТВ, д о м - строят, причем не один год. ВЗГЛЯД - это вторичное действие, поверхностное и непродолжительное, причем равнодушие ведущего "Русского взгляда" к самим русским людям и жителям России в целом нельзя скрыть никакими "нарезками" с именами знаменитостей, никакими ссылками на православие. К тому же аудитория Александра Крутова была гораздо шире круга верующих, поскольку российский гражданин больше нигде не мог услышать той информации и тех комментариев, что слышал в "Доме".

Однако холодный официоз "Русского взгляда" и сознательное его отрешение от конкретных людей и конкретных российских ситуаций, при внешнем благолепии религиозных, "славянских" и вообще "патриотических" сюжетов, отнюдь не случаен: это ясный сигнал обществу о том, каким именно "русский вопрос" желает видеть определенная (не самая хилая) часть властной элиты - при деньгах и понятиях о "русской идее". А именно: никакой конкретики, никакой опасной фактуры, никаких "опасных" фамилий, сюжетов и поворотов! Только ПСЕВДО - но хорошо пошитое.

То есть должен наличествовать постоянный джентльменский набор неких обязательных сладостных патриотических фраз вместо самого патриотизма, который в нашем Отечестве совсем небезопасен. Нужна хорошая упаковка для пустоты при отсутствии внутри самого предмета - наподобие того, как в рекламном ролике девушке внушают, что она достойна самого лучшего, а потом в огромном футляре от виолончели она, счастливая, находит царский подарок - жвачку! Чем вам не "национальная идея" в упаковке ТВ? И вот ведь что интересно: на такой футляр никогда денег не жалко. Передача "Русский взгляд" была сделана на удивление быстро и грамотно, при соответствующих финансовых ресурсах, и это наталкивает на крамольную мысль: почему люди, не вчера и не сегодня занимающиеся тяжелыми проблемами (и в их числе - проклятый "русский вопрос"), которые на протяжении многих лет не желает видеть и решать власть, не входящие в число скоропостижных патриотов (только ленивый не был патриотом и государственником в минувшую кампанию, начиная от твердокаменного товарища Зюганова и завершая косноязычным "народным" Райковым), никогда не располагают ни ресурсами, ни эфиром, ни благосклонностью власти или олигархов? Загадка.

Пока же идет негласная, но очевидная война между взглядм и Домом, между настоящим и поверхностным, между человеком и тенью. И пока невеселый для нас итог этой войны укладывается в формулу нашего времени или, лучше сказать, безвременья: в з г л я д и НЕЧТО. Что не в пользу зрителей, шире - не в пользу российских граждан.

13.07.2007
http://www.kroutov.ru/content/press9.shtml

Док. 337709
Опублик.: 13.07.07
Число обращений: 433

  • Крутов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``