1. Фрагмент из заявления в Генпрокуратуру профессора, доктора юридических наук Елены ЛУКЬЯНОВОЙ и адвоката Вадима ПРОХОРОВА.
СУТЬ: решить вопрос о привлечении гражданина Суркова Владислава Юрьевича к ответственности за превышение должностных полномочий.
2. Ответ Генеральной прокуратуры Российской Федерации на это циничное предложение, в котором (ответе) подвергаются сомнению основы российской государственности.
"Просим провести прокурорскую проверку в отношении... Суркова В.Ю."
Генеральному прокурору Российской Федерации Ю.Я. Чайке
ЗАЯВЛЕНИЕ
о преступлении (в порядке ст. 141 УПК РФ)
<...> 28 июня 2006 г. заместитель руководителя Администрации - помощник Президента Российской Федерации Владислав Юрьевич Сурков, выступая на брифинге в бизнес-центре "Александр-Хаус" (Москва, ул. Б. Якиманка, д. 1), заявил, что он "не считает отклонением от демократических стандартов тот факт, что действующая власть в России поддерживает одну партию - "Единую Россию". Сурков заявил (дословно): "Мы поддерживали и будем поддерживать "Единую Россию". Это нормальная практика демократических стран". Данные слова Суркова процитированы многочисленными информационными агентствами, имеется соответствующая видеозапись его выступления.
Полагаем, что в выступлении Суркова содержится прямое указание о совершении им (а возможно, и другими государственными служащими - сотрудниками Администрации Президента Российской Федерации) действий, за которые предусмотрена уголовно-правовая ответственность в соответствии с требованиями Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положением п. 13 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации": "В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности". А в соответствии с положением п. 3 ст. 10 Федерального закона "О политических партиях": "Лица, замещающие государственные или муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии".
Учитывая изложенное и на основании п. 4 ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и ст. ст. 141, 144-146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации просим:
1. Провести прокурорскую проверку для установления следующих обстоятельств:
1) действительно ли заместитель руководителя Администрации - помощник Президента Российской Федерации В.Ю. Сурков - использовал в прошлом и собирается использовать в будущем преимущества своего должностного положения в интересах Всероссийской политической партии "Единая Россия"?
2) входит ли в должностные обязанности В.Ю. Суркова использование должностных полномочий в интересах Всероссийской политической партии "Единая Россия"?
2. Если прокурорская проверка покажет, что в должностные обязанности В.Ю. Суркова не входит использование должностных полномочий в интересах Всероссийской политической партии "Единая Россия",
ПРОСИМ
в соответствии со ст. ст. 140, 141, 144 - 146 УПК РФ <...> решить вопрос о возбуждении уголовного дела и привлечении гражданина Суркова Владислава Юрьевича к ответственности, предусмотренной ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации "Превышение должностных полномочий", либо на основании ч. 1 ст. 148 УПК РФ вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела для его последующего обжалования нами в суд в порядке ст. 125 УПК РФ <...>.
ЗАЯВИТЕЛИ:
Проф., д.ю.н., адвокат
Лукьянова Елена Анатольевна
Адвокат Прохоров Вадим Юрьевич
23 августа 2006 года
Документ
"Администрация президента не является органом исполнительной и законодательной власти"
Ваше обращение о нарушениях законодательства о государственной службе должностным лицом администрации Президента Российской Федерации рассмотрено в Генеральной прокуратуре Российской Федерации.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в предмет прокурорского надзора не входят вопросы осуществления надзора за Администрацией Президента Российской Федерации, которая в силу требований п. 1 Положения об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06.04.2004 No 490, не является органом федеральной исполнительной и представительной (законодательной) власти.
Об изложенном сообщите другим заявителям.
Помощник Генерального прокурора Российской Федерации А.В. Пухов
От редакции:
Естественно, самое удивительное - не в позиции В.Ю. Суркова, она давно известна. И не в том, что юристы, защищающие лидера оппозиции, нашли правовой повод для критики "управляемой демократии".
Уникальна, безусловно, позиция помощника генпрокурора: избавляясь от необходимости проверки действий влиятельного политического менеджера, Генпрокуратура отказала администрации президента в праве называться властью и своей волей фактически присвоила новый статус высшим кремлевским чиновникам. Таким образом распространив, видимо, на них президентский иммунитет.
Комментарии
Владимир РЫЖКОВ, депутат Госдумы:
- Если бы у нас президент открыто избирался от политической партии, тогда это было бы в какой-то степени оправданно. Например, известно, что французский президент - лидер голлистов, американский президент - лидер республиканцев.
Но у нас президент принципиально дважды избирался как непартийный президент. Тогда возникает вопрос: на каком основании президентская администрация позволяет себе поддерживать какую-то партию при беспартийном президенте? Хотя Владислав Юрьевич часто говорит о суверенной демократии, в данном случае он нарушает суверенную волю народа.
Если какая-то партия получает привилегии в виде поддержки администрации президента, то прежде всего она получает доступ к телеканалам, а это сегодня - решающий фактор.
Прокуратура в данном случае заужает свои полномочия, потому что, согласно Конституции, прокуратура уполномочена надзирать над всеми без исключения органами государственной власти, местного самоуправления, гражданами и т.д.
Михаил ДЕЛЯГИН, Институт проблем глобализации:
- Никто от имени государства не имеет права выдавать преференции какой-либо партии, потому что это признание в подготовке или, по крайней мере, в умышленном совершении уголовного преступления. По нашему законодательству если какой-нибудь представитель государства начинает влиять на итоги выборов, в том числе путем прямой поддержки какой-либо партии, то это уголовное преступление. На уровне мелких сошек в регионах есть люди, которые за это сидят. Так что никто не имеет права говорить то, что говорил Сурков. Даже если это соответствует действительности.
А Генпрокуратура действительно не может одергивать администрацию президента за административные правонарушения, потому что статус администрации был придуман красиво - что это как бы "продолжение" президента, его довесок.
Михаил КРАСНОВ, Высшая школа экономики:
- Сурков, конечно же, является государственным служащим. В статье 17 закона "О государственной гражданской службе" сказано, что госслужащему запрещается использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений и т.д., а также публично выражать отношение к ним. Но только если это не входит в его должностные обязанности. Вот тут зарыта собака.
Вполне можно допустить, что выражение отношения к какой-нибудь партии входит в его должностные обязанности. Раз президент публично поддерживает "Единую Россию", почему его сотрудник должен скрывать это?
Поэтому здесь нет нарушения законодательства ни в виде высказываний Суркова, ни отказа прокуратуры оценить их с правовой точки зрения. В прокуратуре формально были правы, потому что президент и его администрация не попадают в зону их юрисдикции. А президент, по Конституции, вообще не отнесен ни к какой ветви власти.
В соответствии с Конституцией у президента есть и функции арбитра, и функции активного политического игрока. Получается, что судья одновременно играет на стороне одной из команд.