В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Бондаренко В. М.: Философия искусственного интеллекта в свете новой методологии познания Назад
Бондаренко В. М.: Философия искусственного интеллекта в свете новой методологии познания
Проблема создания искусственного интеллекта - эта проблема не только и не столько техническая или социокультурная, это проблема обществоведческая. Почему? Сделаем попытку ответить на этот вопрос.
В начале 80-х годов прошлого столетия началось внедрение компьютеров в народнохозяйственный комплекс СССР и на их основе создание АСУТП и АСУП. Академик В. Глушков был первопроходцем этих разработок. Но в итоге он пришел к заключению, что использовать компьютер в народнохозяйственном комплексе СССР - это все равно, что ставить на телегу реактивный двигатель. Система оказалась невосприимчивой к достижениям научно-технического прогресса.
Сегодня наступило время информационных и генных технологий, виртуальной реальности, биологических компьютеров из молекул ДНК и ферментов, время компьютеров с логическим мышлением на его самом современном, математическом уровне, способных активизировать мыслительную и в целом психическую деятельность человека не только путем использования компьютерных программ, но и путем непосредственного соединения мозга человека с компьютером и создания человеко-машинного кибернетического организма - киборга. Появление самообучающихся роботов создает угрозу замены и отставания людей от машин уже в области интеллектуальной деятельности. Появилась реальная угроза превращения людей в рабов машин [4, 5].
Иными словами сегодня, как и двадцать лет тому назад существующая модель (при всех ее происшедших за этот период трансформациях) развития человеческого сообщества входит в противоречие с достижениями науки и техники. Человечество стоит сегодня на грани самоуничтожения с помощью своих же интеллектуальных наработок.
Но если на эту проблему посмотреть сразу из будущего, а не из прошлого и настоящего, как это принято в традиционном научном знании, то получается, что человек может познать законы развития своего существования и научиться управлять этим развитием. Такой подход я использую в своих исследованиях уже давно. Накопившиеся данные и практическая апробация позволили мне сформулировать совершенно новую методологию познания закономерностей в развитии человеческого сообщества [1].
Вот ее основные константы: в основу новой методологии положен системный, междисциплинарный и синергетический подход; развитие всего человеческого сообщества и его частей в любом разрезе рассматривается как развитие целостной системы с позиции достижения единой цели. Выявлено, что такой целью должен быть конкретный человек во всем многообразии материальных и духовных потребностей, вплоть до потребности достичь образа и подобия Создателя, при обеспечении условий равного и свободного доступа к благам при их бесконечном разнообразии; развитие человеческой системы по отношению к цели рассматривается через один единственный показатель - время; показатель времени между возникновением материальной и духовной потребности каждого конкретного человека и общества в целом и моментом ее удовлетворения и его непрерывное сокращение я определила как главный критерий эффективности достижения цели.
Таким образом, под этим будущим я понимаю такое состояние в развитии общественной системы, когда время между возникновением потребности конкретного человека и общества в целом и ее удовлетворением сокращается и всемерно стремится к нулю.
Как же это новая методология соприкасается с проблемой искусственного интеллекта? В теоретическом плане, с позиции новой методологии, время между возникновением потребности и ее удовлетворением с точки зрения достижения цели - это вектор времени (или ось времени) от бесконечности до нуля. Развитие человечества, его разных структур вплоть до конкретного человека распределилось на этом векторе в разных точках, причем в каждый момент времени можно приближаться или удаляться от цели. Вектор времени - это линейное видение проблемы, и о нем можно говорить, если рассматривать жизнь человеческого сообщества в статике, на конкретный момент времени. Но в динамике все происходит гораздо сложнее. Сегодня время между возникновением потребности и ее удовлетворением для разных сообществ - свое, и оно не совпадает ни на момент времени, ни в динамике. Более того, процессы изменения времени могут быть положительными и отрицательными, эволюционными и инволюционными, цикличными и волнообразными, прямыми и возвратными. Если рассмотреть эти процессы применительно не к сообществам, а к конкретному человеку, то численное значение этого многообразия будет определяться цифровыми значениями со многими степенями. Так, каждый человек живет как бы в своей сфере, в своем микрокосмосе - не совпадающем с космосом других. Таким образом, если цивилизации, народы, страны, мелкие и крупные сообщества и конкретные люди находятся в разном линейном и сферическом временном пространстве, то имеют разные уровни сознания, и они никогда не согласуют свои интересы, никогда не поймут друг друга, и вместо диалога между ними возникнут столкновения.

2004 г.

Док. 336599
Перв. публик.: 12.07.04
Последн. ред.: 12.07.07
Число обращений: 349

  • Бондаренко Валентина Михайловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``