В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Бондаренко В. М.: Философия формирования глобального общества: новый методологический подход Назад
Бондаренко В. М.: Философия формирования глобального общества: новый методологический подход
Уважаемый председатель, уважаемые коллеги, дамы и господа!
Прежде всего, позвольте мне выразить огромную благодарность секретариату Конгресса и лично профессору Чжану Шаохуа за приглашение второй раз участвовать в работе Всемирного Конгресса по глобальной цивилизации и за драгоценную возможность вновь выступить с докладом на этой исключительно важной конференции.
На первом конгрессе я представляла Вашему вниманию доклад на тему: "Контуры новой методологии познания закономерностей в развитии человеческого сообщества". В том докладе я постаралась раскрыть сущность Новой методологии познания... с доказательствами ее новизны и результативности. Но при этом я подчеркивала, что Новая методология познания закономерностей в развитии человеческого сообщества на тот момент была описана мною в своем первом приближении, пунктирно. За прошедшее с 2001 года время, ведь именно тогда в Австралии, в городе Сиднее состоялся первый Всемирный конгресс по глобальной цивилизации, я продолжала работать над Новой методологией познания. Результаты исследований опубликованы в многочисленных статьях в монографиях, журналах в России и в других странах и стали темой докладов на российских и международных конференциях.
Новая методология использована мною, например, при исследовании закономерностей и перспектив трансформации общества, при разработке модели долгосрочного прогнозирования устойчивого развития России и обосновании концепции и стратегии построения информационного общества. Эта методология позволила определить глубинные общесистемные причины возникновения терроризма, техногенных и природных катастроф. Дала, в частности, положительный результат при разработке философии искусственного интеллекта и так далее и тому подобное. Накопившиеся за четыре года исследовательские материалы и выводы, сделанные мною, позволяют утверждать, что Новая методология познания закономерностей в развитии человеческого сообщества в полной мере может быть использована для нахождения ответов на вызовы XXI века.
На сегодняшний день одним из таких вызовов, как совершенно верно говорится в материалах, опубликованных Оргкомитетом в преддверии Конгресса, является задача сформировать такой "глобальный мир", в котором будут "управлять совершенные гармония, равенство и мир". Поэтому на втором Всемирном конгрессе я хотела бы представить Вашему вниманию доклад на тему: "Философия формирования глобального общества: новый методологический подход"
Новый методологический подход - это новая методология познания закономерностей в развитии человеческого сообщества и ее практическое использование или применение. Напомним тем, кто слушал мой доклад на первом Всемирном конгрессе в Сиднее, в Австралии в 2001 году и тем, кто впервые меня слышит сегодня, основные постулаты этой методологии. К настоящему времени полученные результаты исследований позволили сформулировать её четкую аксиоматику, которая состоит из четырех фундаментальных положений:
- первое, в основу новой методологии положен системный междисциплинарный подход;
- второе, всё многообразие процессов и явлений рассматриваются только через один показатель - время;
- третье, человеческое сообщество рассматривается исходя из парадигмы, что система в целом и её части в любом разрезе существуют и эволюционируют только ради достижения единой цели - развитие конкретного человека во всем многообразии его материальных и духовных потребностей, вплоть до потребности достичь высшего разума при равном, свободном доступе к благам в их бесконечном разнообразии;
- четвертое, эффективность функционирования системы рассматривается через единый критерий - время между возникновением материальной и духовной потребности каждого конкретного человека в отдельности и общества в целом и моментом ее удовлетворения. Если время между возникновением потребности и ее удовлетворением имеет тенденцию к сокращению, то человеческая система по отношению к цели развивается эффективно.
Как видим, все положения новой методологии познания, о которых я говорила на прошлом Конгрессе, в процессе ее практической апробации подтвердились и остались прежними за исключением формулировки единой цели развития человеческого сообщества. Если я раньше говорила и писала, что единой целью развития человеческой системы является сам человек во всем многообразии потребностей, то дальнейшие исследования привели к ее уточнению. Теперь она звучит так: единая цель развития человеческого сообщества - это развитие конкретного человека во всем многообразии его материальных и духовных потребностей, вплоть до потребности достичь им высшего разума при равном, свободном доступе к благам, при их бесконечном разнообразии. Достичь высшего разума - это человеку прийти в своем развитии к образу и подобию Создателя. Только такая цель является для человека и всего общества в целом высшей целью, ибо она в границах земного существования не может стать подцелью цели более высокого порядка.
А теперь зададим себе вопрос. Ни это ли понимание цели своего существования и принятие её всем населением Земли может стать в эру глобализации ключевым фактором для "усовершенствования отношений между величайшими религиями мира, между религией и реальностью повседневного существования, а также между религиозными и политическими кругами"? На мой взгляд, исследователя и верующего человека, - это именно так и произойдёт, ибо в писаниях всех религий мира теми или иными словами сформулирована эта же цель - человеку стать более совершенным, приблизиться к Богу.
Так какова же будет философия формирования глобального общества в свете новой методологии познания?
Все мы хорошо знаем, что мир сегодня как никогда ранее озабочен поиском выхода из затянувшегося глобального социально-экономического кризиса. Нищета, голод, болезни сотрясают многие страны. Более одного миллиарда человек в мире все еще живут в крайней нищете на один доллар в день, и ежегодно умирают от голода 20000 человек.
Человечество ищет механизмы предотвращения угрозы мировой стабильности со стороны глобального терроризма. Трагические события 11 сентября 2001 года в США; террористическая акция в г. Беслане и в Нальчике в России; взрывы в Лондонском метро в Великобритании, на курортах Турции, Египта, на острове Бали - это далеко не полный перечень чудовищных по своей жестокости террористических акций, прокатившихся по всему миру.
Человечество ищет также механизмы предупреждения и предотвращения региональных и глобальных техногенных и природных катастроф. Только цунами в Индонезии, ураганы "Катрина" и "Рита" в США унесли жизни сотен тысяч человек, нанесли материальный ущерб в миллиарды долларов. По прогнозам крупнейших мировых экспертов природные катастрофы в ближайшие 20 лет будут стоить жизни миллионам людей.
Возникает вопрос, и многие ученые его задают: "Кризис в развитии мировой цивилизации, войны, терроризм, техногенные и природные катастрофы - это временное явление и случайные события или это цепь причинно-следственных связей явлений и событий является результатом действия глубинных общих для природы и общества законов, лежащих в основе коэволюционного развития мировой системы?".
В материалах Секретариата второго Конгресса совершенно правильно говорится, что сегодня "ни одна из мировых религий не может идеологически разоружить или аннексировать какую-либо другую религию", "ни одна страна мира не в состоянии помочь любой другой стране в полном решении каких-либо проблем", "ни одна из великих держав мира не в состоянии распутать те или иные сложности, лежащие в основе конфликтов между различными цивилизациями", "ни одна из могущественных стран мира не может искоренить источники, генерирующие межрасовое неравенство и неравенство между странами" и "ни одна из стран мира не в состоянии в одиночку положить конец терроризму, культу зла и распространению маниакальной ненависти". И очень верят организаторы Конгресса, что "создание всемирного коалиционного правительства и всемирного коалиционного парламента (прототипом которого в настоящее время является ООН) является единственной альтернативой, которая может обеспечить светлое будущее и мир во всем мире для человека и безопасность для каждой страны" и "может окончательно избавить мир, или отдельные страны мира, от бед или даже катастроф". Но достаточное ли это условие для решения всех перечисленных проблем? Посмотрим на это с позиции новой методологии познания.

2004 г.

Док. 336594
Перв. публик.: 12.07.04
Последн. ред.: 12.07.07
Число обращений: 322

  • Бондаренко Валентина Михайловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``