В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: Простая альтернатива - либо платить все налоги и обанкротиться, либо платить не все налоги Назад
Иван Грачев: Простая альтернатива - либо платить все налоги и обанкротиться, либо платить не все налоги
Каждый раз, когда Правительство РФ возвращается к вопросу о налогах, мы слышим очередное признание в несовершенстве налоговой системы. А те меры, которые предлагает правительство, эффективны с точки зрения улучшения налогового климата?

Способы исправления ситуации, предлагаемые правительством, оказываются, еще более далекими от идеала. Это касается и ужесточения администрирования при сборе налогов. По моей оценке в России выстроена одна из самых сложных в мире налоговых систем. Она сочетает в себе минусы, заимствованные из европейских схем - в частности НДС, а также систему вычетов и зачетов по примеру США. То есть все плохое, что есть в мире, аккумулировано в российской налоговой системе. Как результат, налоговый пресс превышает возможности предпринимателя. И у большинства наших предпринимателей простая альтернатива: либо платить все налоги и обанкротиться, либо платить не все налоги. Большинство фиксируют в бухгалтерии сумму, которую надо уплатить, допустим, 10-20 процентов от дохода. Решить эту проблему репрессивными методами невозможно. Если человек в принципе не может платить столько, сколько требуют, он этого и не заплатит. Да, можно закрыть бизнес, применить уголовное право, но у нас и так бизнесов мало.

Начинать надо с предельного упрощения налоговой системы. Общее число налогов должно быть от 5 до 9, а не 35. По существу, доходных, полезных налогов в стране всего 5. Нужно ликвидировать заимствованные сложные системы вычетов-зачетов. Применить категорирование граждан в зависимости от доходов, допустим, пенсионер - категория 1, - никаких налогов не платить. Налоговую нагрузку довести максимум до 30 процентов от ВВП, этого хватит для того, чтобы регулировать экономику. При этом подчеркиваю, что инновационные предприятия, превращающие знания в товар, надо полностью освободить от налогов. Мы в последнее время слышим о перспективах инновационного бизнеса, о диверсификации. Надо посмотреть реально, как сделать эффективной экономику инноваций. Рычагов два: либо от налогов освобождаем, либо даем бюджетные деньги. Так как бюджетные деньги украдут, что признается открыто, основной рычаг - это налоги.

В мировой практике есть различные варианты эффективного контроля над бизнесом, включая уплату налогов. Например, в Финляндии регистрация фирм проводится единовременно, если есть три рекомендации от других бизнесменов. Если нарушается закон, поручители будут отвечать за своего коллегу. Этот вариант круговой поруки позволяет минимизировать уход от налогов, если налоги разумные.

И последнее. Правительство признает изъяны налога на добавленную стоимость. Но правильные ли действия последуют за этим признанием? Я неоднократно высказывал критику по поводу НДС, отмечая его социальную несправедливость, стимул для роста инфляции, сложное администрирование. Во всех, даже самых законопослушных странах, НДС собирать сложно, а в незаконопослушных он равносилен огромному пылесосу. И как бы ни ужесточали репрессии, НДС останется таким пылесосом.

5 октября 2004

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=52107


Док. 336523
Перв. публик.: 12.01.05
Последн. ред.: 12.07.07
Число обращений: 266

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``